Традиционно август считается одним из самых спокойных месяцев на мировом рынке стали. Период отпусков в западных странах, сезон дождей на Дальнем Востоке, а в этом году еще и Рамадан в мусульманском мире – все эти факторы естественным образом ограничивают спрос на стальную продукцию и приводят к сокращению объемов продаж. Впрочем, это отнюдь не означают, что цены в этом месяце стоят без движения. Ожидания роста деловой активности в сентябре спровоцировали повышение котировок на всех основных рынках. Осталось только понять, насколько оно оправдано.
Объективные причины
За последние несколько лет цены на стальную продукцию повышались в августе почти что каждый год. Металлургические компании и трейдеры неизменно возлагали надежды на осенний подъем деловой активности, способный привести к расширению реального потребления проката, но их ожидания не всегда оправдывались. Более того, начиная с 2003 года сентябрьские цены оказывались, в среднем, выше августовских только дважды – в 2005 и 2007 годах. Во всех остальных случаях производителям стали приходилось корректировать цены, ранее поднятые слишком высоко.
Итак, станет ли 2010 год правилом или исключением? С одной стороны, состоявшееся в августе этого года повышение цен имеет достаточно объективный характер. Как минимум, отчасти оно отражает не благие пожелания поставщиков, а действительные сделки.
Прежде всего, на большинстве рынков предложение не превышает спрос. Спад, начавшийся во втором квартале, заставил металлургов снизить загрузку производственных мощностей. По данным World Steel Association (WSA), глобальный объем выплавки стали в июле оказался на 7,8% меньше, чем в рекордном мае, причем, за два месяца сократили выпуск практически все ведущие производители, включая Китай. Больше всего упал объем поставок длинномерного проката. В августе часть европейских заводов простаивала, другие работали не более чем на 30-50% мощности. Заметным оказалось также снижение объемов выпуска украинских заготовок или турецкой арматуры.
Вместе с тем, в течение нескольких месяцев подряд, когда цены шли вниз, потребители ограничивали объемы закупок и не вкладывали средства в запасы, предпочитая не накапливать, а расходовать их. За лето уменьшение резервов всех основных видов стальной продукции наблюдалось в Европе, США, на Ближнем Востоке, отчасти в странах Восточной Азии. В августе покупателям, так или иначе, пришлось вернуться на рынок, чтобы заключить контракты на сентябрь-октябрь. При этом, им пришлось убедиться в том, что свободного товара в продаже не так уж и много. Характерно, что, пожалуй, ни один из производителей не жалуется в последнее время на то, что ему не удается сформировать портфель заказов на сентябрь.
На рынке длинномерного проката немалую роль сыграл и сырьевой фактор. Мировой рынок металлолома получил осенью-зимой 2008 года такой сильный удар, от которого он не смог оправиться до сих пор. Сборы тогда резко упали и до сих пор не вернулись на прежний уровень. Некоторые компании обанкротились, другие покинули этот бизнес. Из-за не завершившегося спада в металлообрабатывающих отраслях на низком уровне находятся поступления промышленного лома.
Между тем, спрос на это сырье восстанавливался в текущем году быстрее, чем его поставки. Пока рынок был вялым, особых проблем не возникало, однако в конце июля к закупкам одновременно приступили потребители в Турции и странах Восточной Азии, затем оживились мини-заводы из США и Европы. В результате котировки на металлолом подскочили, вернувшись на отметку $400 за т CFR. Вместе с ними пошли вверх цены на заготовки и длинномерный прокат. При этом, большинство специалистов предсказывают на последние месяцы текущего года дальнейшее подорожание лома вследствие его дефицита.
В секторе плоского проката основное подорожание сырья – железной руды и коксующегося угля – пришлось на второй-третий кварталы, в четвертом, наоборот, наблюдается некоторый спад. Однако следует отметить, что цены на руду в этом году выросли почти вдвое по сравнению с 2009 годом, в то время как стальная продукция может похвастаться не более чем 20-40%-ным повышением. В этом году большинство металлургических компаний вернулись к прибыльности, однако произошло это, в основном, благодаря увеличению степени загрузки мощностей. Себестоимость по-прежнему остается очень высокой (по сравнению с ценами), так что производители стали весьма заинтересованы в продолжении подъема.
Все эти факторы, безусловно, будут оказывать свое влияние на мировой рынок стали в сентябре, однако их положительное действие может быть сведено на нет, если ожидаемый подъем деловой активности осенью этого года не состоится. Кризис в мировой экономике еще не преодолен. Хотя в большинстве западных стран в этом году ожидается рост ВВП, его темпы остаются низкими. Далек от восстановления кредитный рынок, что сдерживает затраты компаний на приобретение нового оборудования и ремонты. Уровень безработицы уменьшился лишь незначительно по сравнению с 2009 годом и в последние месяцы стабилизировался, что отнюдь не способствует развитию потребительского рынка. По-прежнему в глубокой депрессии находится строительная отрасль. Многие страны имеют в этом году огромный бюджетный дефицит и вынуждены проводить политику самой жесткой экономии. Из-за этого типичная ситуация в промышленных отраслях в текущем году – рост на единицы процентов после прошлогоднего падения на десятки.
Конечно, спрос (как реальный, так и видимый) в сентябре-октябре будет превышать августовский уровень, однако это улучшение вряд ли будет значительным. В этой связи очень важное значение будет иметь объем предложения. Если металлурги, как это неоднократно бывало ранее, начали в августе увеличивать не только котировки, но и уровень загрузки мощностей, на рынке стали опять может возникнуть перепроизводство, чреватое новым падением цен.
Исключение или правило?
Общая тенденция повышения цен на стальную продукцию в августе имела, по большому счету, только одно исключение, но зато весьма значимое. В середине месяца пошли вниз цены в Китае. До этого они поднимались пять недель подряд, за это время успев прибавить около $40-60 за т, но затем произошел откат на $15-30 за т.
Причины такого развития событий, как говорится, лежат на поверхности. С одной стороны, китайские компании слишком быстро стали компенсировать себя за вынужденную умеренность в июне-июле. В первой декаде августа в стране ежедневно выплавлялось, в среднем, 1,72 млн. т стали против 1,65 млн. т в третьей декаде июля. При этом, общий уровень спроса в течение практически всего лета оставался относительно постоянным и, к тому же, не слишком высоким.
Программа стимулирования экономики страны за счет государственных инвестиций, принятая осенью 2008 года, была выполнена и свернута, а теперь властям приходится иметь дело с побочным эффектом этой политики – излишней кредитной накачкой реального сектора и вздувающимся спекулятивным пузырем на рынке недвижимости. В последние несколько месяцев правительство и Народный банк Китая ужесточали финансовую политику, что помогало удержать экономику от перегрева и финансовую отрасль от развала, но не лучшим образом сказывалось на состоянии национального рынка стали.
В итоге во второй половине августа пошли вниз не только внутренние цены, но и экспортные котировки. При этом, объем внешних поставок оставался довольно значительным несмотря на вступившее в силу с 15 июля положение об отмене возврата НДС при экспорте ряда наиболее массовых видов стальной продукции, включая горячекатаные рулоны и толстолистовую сталь. Это ограничение позволило убрать с внешнего рынка только мелких производителей. Крупные компании, в то же время, воспользовались лазейкой в законодательстве, отправляя за рубеж стальную продукцию, микролегированную бором, которая приравнивается к легированной стали.
Понижение цен на китайскую продукцию уже оказало негативное влияние на азиатский рынок. Очевидно, другим восточноазиатским компаниям будет весьма сложно осуществить в сентябре повышение цен на плоский прокат в регионе. Пока можно судить, что планы увеличения котировок переносятся на октябрь. Безусловно, вряд ли в ближайшее время Китай сможет резко нарастить объем экспорта стали, так же маловероятным выглядит и возвращение китайских компаний к практике демпинга, но пока китайский внутренний рынок слаб, не достижима и стабильность во всем регионе.
Еще одно уязвимое место мирового рынка стали – Европа. В августе местные компании вполне успешно осуществили повышение цен на длинномерный прокат, в условиях минимального спроса воспользовавшись подорожанием металлолома, однако котировки на плоский прокат в течение всего месяца оставались относительно постоянными. Конечно, неожиданно высокие темпы роста, продемонстрированные во втором квартале Германией, вселяют определенный оптимизм в европейских металлургов, надеющихся на расширение спроса на их продукцию в последние месяцы текущего года, однако ни одна из остальных 26 стран Евросоюза и близко не подошла к германскому показателю. Не исключено, что европейским компаниям так и не удастся добиться заметного повышения цен на плоский прокат ни в сентябре, ни в октябре. Кроме того, неблагоприятная экономическая ситуация приводит к ограничению объемов импорта. Во время депрессии для покупателей важнее срочность и гибкий график поставок, а в этих отношениях местные компании будут всегда выигрывать у иностранных.
Одним из наиболее неприятных аспектов кризиса для российских и украинских металлургов стало резкое сокращение оборотов международной торговли стальной продукцией. На региональных рынках стали возросла автаркия, импорт стали в ЕС и США значительно сократился. На Ближнем Востоке произошло частичное замещение импортной продукции прокатом местного производства благодаря вводу в строй новых предприятий. Новые крупные проекты в металлургической отрасли реализовали либо анонсировали в последнее время такие страны как Вьетнам, Индонезия, Корея. Спрос на массовую коммерческую продукцию на мировом рынке постепенно снижается.
Сентябрь, судя по всему, принесет некоторое увеличение закупок стальной продукции странами Ближнего Востока, Европы и Восточной Азии, однако, по-видимому, это улучшение будет краткосрочным. Покупатели, начав в августе формировать запасы на осень, продолжат это занятие и в первой половине сентября, но через несколько недель этот фактор полностью сойдет на нет. Дальше эстафету должны подхватить конечные потребители стальной продукции, но в их активизацию в ближайшем будущем как-то не слишком верится.
Чтобы закрепить уже достигнутые цены, металлургам, очевидно, нужно продолжать политику ограничения объема предложения. Иначе этой осенью ценовой маятник снова качнется вниз – до весны 2011 года. -- Русмет