Интервью: Алексей Сентерев, директор по транспорту ЗСМК.
21.06.2010 - 16:32
Готовь сани летом, или В ожидании объемов
"Евраз" приступил к реализации программы по обновлению и модернизации железнодорожного парка ОАО "Западно-Сибирский металлургический комбинат". О содержании этого и других проектов компании нам рассказал директор по транспорту ЗСМК АЛЕКСЕЙ СЕНТЕРЕВ.
Доля операторов – уже 85%
– Алексей Викторович, что сделано за последнее время в части обновления и модернизации железнодорожного хозяйства комбината и какие мероприятия включает в себя новая программа?
– За прошедшие десять лет было приобретено 10 новых тепловозов, более 100 вагонов, 4 железнодорожных крана, два мобильных комплекса для ремонта электрических кабелей, две путеремонтные машины и 12 единиц другого оборудования. Построена новая станция Слябовая (в комплексе со строительством слябовой машины непрерывного литья заготовок). Совместно с ОАО "РЖД" возведен второй электрифицированный путь на перегоне Новокузнецк-Северный – Бардино – Полосухино. В рамках губернаторской Программы развития железнодорожного транспорта в Кузбассе выполнена коренная реконструкция систем сигнализации, централизации и блокировки. На шести из семи станций установлена система счета осей (ЭССО), на двух – внедрена единственная в Сибири система интегральной микропроцессорной централизации. Благодаря этим системам мы смогли оптимизировать процесс формирования составов, что позволило значительно повысить вагонооборот и снизить производственные издержки. Также проведена коренная реконструкция рудоразмораживающих установок.
В 2010 году "Евраз" направил на развитие и ремонт основных средств железнодорожного транспорта ЗСМК более 200 млн рублей. Мы планируем провести реконструкцию двух железнодорожных станций – Входная и Химическая, а также расширить парк подвижного состава. Так, на комбинат уже поступил четырехосный локомотив ТЭМ-9 производства ОАО "Людиновский тепловозостроительный завод". В отличие от своих аналогов новая машина более маневренна и надежна в эксплуатации. На тепловозе установлены микропроцессорные системы, которые обеспечивают автоматическое управление и контроль за движением, кабина машиниста разработана с учетом современных требований безопасности.
Кроме того, мы планируем установить современный и надежный вагонозамедлитель, восстановить работоспособность семи тепловозов, пяти километров пути и 50 стрелочных переводов. Модернизация и обновление железнодорожного парка позволяет нам улучшать оперативное управление и оптимизировать процесс перевозок.
- Сколько вагонов находится сейчас в собственности комбината и где они задействованы?
- Наш парк насчитывает 1114 технических единиц, из которых 1007 вагонов используются на внутризаводских технологических перевозках, а 97 цистерн, участвуют в транспортировке коксохимической продукции по путям общего пользования. Для доставки продукции потребителям по сети РЖД мы используем инвентарный парк и подвижной состав различных собственников.
- С какими именно операторами вы сотрудничаете?
- Наши основные партнеры - это Первая грузовая компания, "Запсибтранссервис", "Сибуглеметтранс", Дальневосточная транспортная группа и Новая перевозочная компания. В то же время приоритет при перевозках экспортного металлопроката отдается собственному оператору "Евраза" - ЗАО "Евразтранс". Его же подвижной состав мы используем и для доставки сырья с предприятий холдинга - Качканарского и Высокогорского ГОКов.
Все вопросы, связанные с логистикой, являются прерогативой операторских компаний, с которыми мы работаем. Стоит отметить, что "Евраз" сейчас унифицирует подход к привлекаемому подвижному составу. Договоры заключает единый экспедитор - ООО "Торговая компания "Евразхолдинг". В действительности у нас есть возможность использовать парк любого собственника на различных направлениях и таким образом максимально использовать вагоны после выгрузки под погрузку, минимизируя тем самым их порожний пробег.
- Насколько актуален для Вас вопрос перехода оставшегося инвентарного парка в статус приватного при передаче его во Вторую грузовую компанию?
- В последнее время мы стараемся уйти от использования вагонов РЖД. Мы по-прежнему задействуем их для доставки так называемого дальнепривозного сырья, а также отгрузки готовой продукции на экспорт в страны СНГ. Однако уже сейчас доля приватного парка в перевозках продукции предприятия составляет 85%. Думаю, что полный отказ от инвентарного парка не доставит нам каких-либо хлопот. У нас заключено достаточно договоров с операторами, для того чтобы обеспечить весь объем перевозок.
Что касается Второй грузовой компании, то при нормальных договорных взаимоотношениях и выстроенной правовой базе ее создание принесет только пользу. Безусловно, изменится структура перевозок, а при появлении каких-то форс-мажорных ситуаций даже могут возникнуть определенные риски. Но, повторю, что при адекватном формате общения с собственниками подвижного состава, а также при исполнении всех договорных обязательств особых проблем быть не должно.
Планирование стало оперативнее
- Как складываются ваши взаимоотношения с ОАО "РЖД"?
- Технология и объемы производства комбината требуют оперативного решения всех возникающих проблем. Периодически есть сложности с выгрузкой сырья в условиях резко континентального климата. Например, весь январь 2010 года при стабильно низких температурах к нам поступал смерзшийся уголь, и мы вынуждены были дополнительно греть и долбить сырье, а это увеличивало время выгрузки, из-за чего сокращалось количество выгружаемых вагонов - они скапливались на путях. Кроме того, у нас не было возможности оперативно обмениваться поездами с железной дорогой, возникла проблема брошенных вагонов на Кузбасском отделении ЗСЖД. Поезда останавливались на станциях в пути следования, сдерживая движение.
Чтобы решать эти проблемы, "Евраз" организовал мобильные группы, которые занимались выгрузкой вагонов, их подготовкой и зачисткой под сдачу и погрузку. У нас имеется оборудование для размораживания, но для эффективности его использования необходимо предпринимать меры уже на этапе отправки груза. Иными словами, грузоотправители должны заниматься профилактикой, которую они чаще выполняют лишь условно. К примеру, логистика производителей направлена на то, чтобы отгрузить сырье сразу после производства, но в этом случае влага просто не успевает испариться, в пути происходит смерзание, а мы потом из-за этого вынуждены сдерживать погрузку.
Сейчас "Евраз" и РЖД совместно решают подобные проблемы и договариваются с грузоотправителями, налаживая ритмичность подвоза сырья. Более того, с 2010 года мы разработали новую схему взаимодействия с РЖД, по которой планирование стало более оперативным и появилась возможность корректировать график получения грузов.
- В прошлом году "Евраз" объединил руководство транспортных подразделений Западно-Сибирского и Новокузнецкого металлургических комбинатов. Каких целей предполагается достичь таким образом?
- Объединение позволяет обеспечить стабильную отгрузку продукции, в том числе одному из наших основных заказчиков - ОАО "РЖД". Мы рассчитываем на постепенное увеличение объемов в 2010 году, поэтому "Евраз" решил оптимизировать управление транспортом, сосредоточив его в одном подразделении. Это повышает его эффективность за счет внедрения единых стандартов управления и использования железнодорожного парка обоих предприятий.
В составе управления железнодорожным транспортом меткомбинатов "Евраза", помимо локомотивного и вагонного депо, действуют путевое хозяйство, посты электрической централизации станций для осуществления поездной и маневровой работы.
Обновление структуры управления транспортным подразделением позволяет холдингу изменить подходы к обслуживанию многих цехов и производств. Мы оптимизировали процесс использования подвижного состава, передали непрофильные функции на аутсорсинг - например капитальный ремонт путей. Его сейчас проводят подрядные организации, а эксплуатацией и текущим содержанием занимаются работники комбината.
- Каковы общие итоги производственной деятельности ЗСМК в прошлом году и какими Вы видите перспективы 2010-го?
- Начало 2009 года было сложным, картина дальнейшего развития событий вырисовывалась плохо. Наблюдалось значительное снижение объемов производства, соответственно, сократился объем перевозок. При этом, правда, увеличилась доля отгрузки полуфабрикатов на экспорт.
Вторая половина 2009-го ознаменовалась значительным увеличением объемов производства, в октябре мы вышли на показатели, сопоставимые с августом 2008 года. С восстановлением российского рынка черных металлов структура перевозок будет меняться - доля полуфабрикатов снизится, а сортового проката, напротив, возрастет. Что касается направлений отгрузки, то по итогам апреля мы отправили 62% вагонов на экспорт и 38% - на внутренний рынок. -- ИА РЖД-Партнер.ру