Новости металлургии 

Metaldaily.ru/Новости - 04.06.2010

"Ростехнологии" сказали Boeing. "Авиапорт". 1 июня 2010

04.06.2010 - 12:41
Госкорпорация "Ростехнологии" объявила, что американская компания Boeing выиграла объявленный на МАКС-2009 тендер на поставку среднемагистральных узкофюзеляжных самолетов "в целях обновления парка воздушных судов авиакомпаний, находящихся под управлением корпорации". Как отмечается в сообщении госкорпорации, "в ближайшее время "Ростехнологии" в сотрудничестве с "Аэрофлотом" приступает к формированию твердых заказов на поставку конкретных моделей самолетов". При этом потенциальным получателем лайнеров может стать не "Аэрофлот", а его дочерние компании.

В "Ростехнологиях" сегодня официально не комментировали, по какой схеме будут закупаться самолеты. Источник, близкий к корпорации, уточнил "АвиаПорту", что "скорее всего, это будет лизинговая схема". В соответствии с протоколом совещания от 15 марта у вице-премьера Игоря Шувалова, по отношению к "Аэрофлоту" за "Ростехнологиями" была закреплена функция "по поставке, лизингу и техобслуживанию воздушных судов "Аэрофлота" и его дочерних компаний на условиях не хуже рыночных".

Boeing ограничился официальным заявлением о том, что компания "рада узнать, что ГК "Ростехнологии" выбрала Boeing 737 Next-Generation для развития своего авиационного бизнеса". "Мы надеемся на продолжение наших долгосрочных партнерских отношений с "Ростехнологиями" и совместную работу над окончательным согласованием контракта, - сообщили в российском представительстве Boeing. - Выбор демонстрирует приверженность "Ростехнологий" к внедрению оптимальных решений для обеспечения своих потребностей на рынке. Экономические преимущества и эксплуатационные экономические характеристики, которые неизменно демонстрирует семейство самолетов Next-Generation 737, будут напрямую способствовать реализации плана "Ростехнологий" по обеспечению российских авиакомпаний эффективными и надежными самолетами, которые помогут им в консолидации и развитии бизнеса как на внутренних, так и на международных рынках". На вопрос, ведутся ли консультации Boeing с "Аэрофлотом", в Boeing уклончиво пояснили, что "тендер на поставку самолетов объявлялся ГК "Ростехнологии".

Тендер на поставку в 2011-2017 годах 65 узкофюзеляжных самолетов (50 - твердый контракт плюс опцион на 15 машин) госкорпорация объявила на Международном авиакосмическом салоне (МАКС-2009) еще для нужд предполагаемой авиакомпании "Росавиа". На тот момент глава "Ростехнологий" Сергей Чемезов отмечал, что цена одного самолета подобного класса колеблется от $20 млн до $40 млн. Тем самым, при условии прямой покупки 65 самолетов обошлись бы примерно в $1,3-2,6 млрд. Среднемесячный платеж за самолет в размерности A320 / Boeing 737 в случае операционного лизинга может составлять $200-400 тыс., в зависимости от новизны самолета и условий лизинга.

Победа Boeing была предсказуемой после того, как 21 апреля С.Чемезов ясно высказался в поддержку Boeing, отметив, что "в рамках объявленного нами тендера они предложили лучшую цену. К тому же, нам с ними удобно работать, потому что они тоже от нас зависят - без нашей продукции, титана и композитных материалов невозможен выпуск нового Boeing 787". ОАО "ВСМПО-Ависма" (66% акций принадлежат "Ростехнологиям") обеспечивает до 40% потребностей Boeing и 60% - Airbus. В российском представительстве EADS не комментировали подведение итогов тендера.

Ранее представители ОАК неофициально говорили о том, что, если "Ростехнологии" выберут Boeing в качестве поставщика, госкорпорация должна будет закупить некоторое количество российских самолетов, - к примеру, МС-21, и впоследствии заменить ими ввезенные ранее Boeing 737. Примечательно, что с ОАКом предварительное соглашение о поставке авиатехники "Ростехнологии" подписали еще в мае 2009 года - речь шла о закупках 49 региональных самолетов Ан-148 или SSJ-100, 14 Ту-204 и с 2015 года - до 100 МС-21 (находится в стадии разработки, сертификация официально запланирована на 2015 год). Однако, по данным "АвиаПорта", на сегодняшний день никаких дополнительных обязательств перед ОАКом "Ростехнологии" на себя не взяли. "Мы будем еще встречаться и разговаривать с "Ростехнологиями", - подтвердил "АвиаПорту" источник в ОАКе. - Ведь на сегодняшний день не ясно, по какой схеме госкорпорация будет покупать технику - в операционный лизинг или в финансовый лизинг". В госкорпорации же лишь уточнили, что "в долгосрочной перспективе "Ростехнологии" будут приобретать у ОАКа авиатехнику отечественного производства - МС-21, Ан-148 и SSJ-100".

Выбор "Ростехнологиями" самолетов Boeing 737 NG для обновления парка воздушных судов - это только одна часть возможной будущей сделки. Вторая часть - это поиск получателя новых самолетов. Как известно, "Аэрофлот - российские авиалинии" формирует свой парк узкофюзеляжных самолетов исключительно из лайнеров семейства Airbus A320. Помимо уже законтрактованных и полученных машин, национальный перевозчик рассматривает возможность дополнительного приобретения еще 15 самолетов этого производителя, и соответствующий запрос был направлен в госкорпорацию. О реакции "Ростехнологий" на это обращение пока не известно. В свою очередь, в "Аэрофлоте" говорят, что рассмотрение планов по развитию бизнеса авиакомпаний, передаваемых от госкорпорации, запланировано на осень 2010 года, и до тех пор оценивать потребность в авиатехнике для "дочек" преждевременно.

Логично предположить, что "Аэрофлоту" лайнеры Boeing 737 NG сегодня не слишком нужны - однотипный парк позволяет оптимизировать издержки. Правда, иногда политика берет верх над коммерческой целесообразностью, и тогда в зависимости от внешнеполитического вектора зависит и выбор самолетов - в тендере на поставку 22 дальнемагистральных лайнеров симпатии "Аэрофлота" были на стороне Boeing 787, напряженность в отношениях с Америкой вывела в фавориты Airbus A350. Затем последовали "разрядка", сближение с США, и как следствие "Аэрофлот" снова вернулся к сделке по "Боингам". В результате, национальный перевозчик получит 44 дальнемагистральных машины.

Более логично предположить, что самолеты могут попасть в дочерние авиакомпании "Аэрофлота", тем более, что у нынешних "дочек" "Донавиа" и "Нордавиа" опыт эксплуатации Boeing 737 уже есть. Несколько машин американского производителя эксплуатируют ГТК "Россия" и "Сахалинские авиатрассы", а для "Оренбургских авиалиний" это основная рабочая лошадка. Поэтому выбор в пользу Boeing 737 для этих компаний может быть оправданным. Тем более, что в стратегии развития группы "Аэрофлот" есть пункт о создании чартерной и бюджетной дочерних компаний. Детальная проработка бизнес-планов этих компаний должна дать ответ, какой самолет оптимален для решения этих задач. В принципе, прецедент разнотипицы в рамках одной группы компаний есть - S7 Airlines сделала ставку на Airbus A319 и A320, в то время как дочерняя компания "Глобус" активно эксплуатирует Boeing 737, прежде всего на популярных туристических направлениях.

Одним из существенных условий для возможной сделки с "Аэрофлотом" является то, что "Ростехнологии" должны предложить самолеты на условиях "не хуже рыночных". И здесь у госкорпорации возникает ряд вопрос, как структурировать сделку, чтобы ее условия были максимально привлекательными. Снизить стоимость финансирования можно за счет приобретения большой партии воздушных судов (по нынешним меркам, 50-65 самолетов - это очень солидная сделка), а также за счет минимальных рисков заемщика. Очевидно, что в глазах американских финансистов госкорпорация - это достаточно надежный партнер. Однако "Аэрофлот", имеющий высокий кредитный рейтинг, в качестве заемщика выглядит ни чуть не хуже, и он так же может рассчитывать на весьма выгодные условия финансирования.

Другим козырем, который могла бы разыграть госкорпорация, являются таможенные пошлины на ввоз иномарок. Как известно, в свое время ОАК выступила с инициативой об обнулении таможенных пошлин при условии заключения инвестиционного соглашения, предусматривающего покупку самолетов отечественного производства, в таком случае цепочка "сегодня "Boeing", завтра - МС-21" смотрелась бы вполне жизнеспособной. Однако не стоит забывать, что создание Таможенного союза может привести к временному обнулению ввозных пошлин на воздушные суда иностранного производства для авиакомпаний всех трех договаривающихся стран, в таком случае беспошлинный ввоз перестает быть козырем.

На вопрос, что делать с 50 самолетами, если от них откажется "Аэрофлот", однозначного ответа пока нет. С одной стороны, для российского рынка авиаперевозок, вошедшего в очередную полосу роста, пол сотни новых машин - это не чрезмерно много, авиакомпании, которые сохранят независимость после укрупнения "Аэрофлота" с легкостью смогут принять эти машины. С другой стороны, это потребует от "Ростехнологий" возврата к идее авиакомпании - конкурента "Аэрофлота", либо же корпорации придется заниматься несвойственной ей функцией "пристраивать" гражданские самолеты среди авиаперевозчиков.

В нынешней ситуации время работает против госкорпорации. Коль победитель тендера назван, необходимо начинать контрактную работу, а там не за горами внесение депозитов. Когда же речь пойдет о необходимости перечислить американскому производителю крупную сумму в валюте, "Ростехнологиям" нужно будет иметь полную уверенность в том, что эти самолеты будут востребованы в России. А "Аэрофлот", в свою очередь, такой уверенности пока не внушает. По крайней мере, до осени. -- Авиапорт

Новости по этой теме

В Новости
 

ПРЕДПРИЯТИЯ:


ГЕОГРАФИЯ:


ПРОДУКЦИЯ:


Всего новостей  165069

ГОД:
МЕСЯЦ:
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Подписка на рассылку

Ежедневные новости металлургии в Вашем почтовом ящике
RSS

Информер

Ежедневно обновляющиеся заголовки 10 последних новостей металлургии на вашем сайте

все информеры >>