Новости металлургии 

Metaldaily.ru/Новости - 01.06.2010

Путин сделал металлургам последнее предупреждение. "ФедералПресс". 1 июня 2010

01.06.2010 - 11:04
На российском металлургическом рынке продолжается ценовая война. К претензиям в адрес российских промышленников о необоснованным росте стоимости металлопродукции, прозвучавшим изначально от ОАО "НПК "Уралвагонзавод" и ОАО "Российские железные дороги", присоединились отечественные автопроизводители — АвтоВАЗ, ГАЗ, УАЗ, КамАЗ. 31 мая в конфликт между производителями и потребителями вмешался Владимир Путин: среди участников совещания под председательством вице-премьера заявлены представители производителей коксующегося угля (СУЭК), металлурги (НЛМК, ММК, Северсталь) и потребители стали. О том, чем может завершиться противостояние на рынке металлопроката, — в материале "УралПолит.Ru".

Вердикт премьера

На вчерашнем совещании, посвященном ценообразованию и уровню тарифов, Владимир Путин заявил, что крупные поставщики и производители металлургической продукции должны вернуться к практике заключения долгосрочных контрактов с заранее определенной формулой цены. На данный момент резкие скачки цен на базовые товары и услуги способны серьезно осложнить положение дел в ключевых секторах экономики РФ.

"Цены на металлургическую продукцию на мировом рынке сейчас выше, чем полгода-год назад, но даже с учетом этого одномоментные повышения цен на внутреннем рынке на 25-30 % выходят за рамки нормальной экономической логики. Полагаю, что за такими шагами явно стояло субъективное желание отыграть понесенные потери в условиях экономического кризиса. Я смогу понять вас как руководителей предприятий, несущих ответственность за свои коллективы, но у правительства ответственность более широкая — за всю экономику. Поэтому вы должны понять нас. Разногласия, возникающие по ценам, не должны приводить к одностороннему прекращению поставок и платежей. Коммерческие споры следует решать путем переговоров, в крайнем случае — в суде, а не припирая партнеров к стенке", — цитирует премьер-министра РФ профильное издание "Металлоснабжение и сбыт".

В заключение совещания Владимир Путин добавил, что для решения возникшей ценовой проблемы федеральные ведомства проведут расчеты экономических ориентиров, обосновывающих цены на металлы и другие базовые товары и услуги. Эта величина обоснованных цен будет определяться с учетом роста тарифов естественных монополий. Затем будет организован мониторинг ситуации на рынке, чтобы правительство своевременно получало информацию о потенциальных угрозах и проблемах и в случае отклонения от установленных ценовых ориентиров могло оперативно на это реагировать.

Участники металлургического рынка ожидали более серьезных заявлений от премьера. Аналитики прогнозировали, что на совещании будут названы "виновные" в повышении цен на металлопродукцию и определены штрафные санкции. Однако Владимир Путин пока ограничился лишь предостережениями, которые все же недвусмысленно намекают российским меткомбинатам и "сырьевикам" о том, что теперь правительство будет пристальнее следить за их ценовой политикой и не допустит нарушения запланированных тарифов.

Антимонопольная предыстория

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ уже с марта 2010 года пытается разобраться в непростых отношениях между отечественными "сырьевиками", металлургами и потребителями проката. Изначально ФАС не усмотрела признаков злоупотребления доминирующим положением со стороны метпредприятий. На сторону металлургов ведомство встало по следующей причине: при двукратном росте стоимости угля и железной руды цены на металлопрокат были увеличены в среднем лишь на 20-30 %, тогда как на экспорте цены выросли на 40 %.

Отраслевые аналитики тогда согласились с выводами ФАС РФ. По словам экспертов, именно подорожание коксующегося угля и руды, а также рост железнодорожных тарифов, электроэнергии существенно повлияли на себестоимость проката. Поэтому металлурги были вынуждены переложить часть увеличивающихся расходов на конечных покупателей. Причем сами потребители металлопроката сыграли не последнюю роль в его удорожании. К примеру, руководство РЖД не раз подчеркивало свою заинтересованность в увеличении тарифов на железнодорожную транспортировку. Именно рост тарифов стал одной из причин повышения стоимости металлопроката, что теперь так негативно воспринимается "железнодорожниками". И если доля тарифов на транспортировку в себестоимости продукции в некоторых случаях достигает 25-30 %, металлурги предлагают поднять цены на металлы для ОАО "РЖД" на 20 %. Однако такая политика является неприемлемой для менеджмента Российской железной дороги. Как отметил старший вице-президент РЖД Вадим Михайлов, металлурги должны быть более скромны в своих потребностях.

Но если вернуться к кризисному 2009 году, когда падение цен на разные виды проката достигало 40 %, автопроизводители, УВЗ и РЖД не спешили так же резко снижать цены на свою продукцию и услуги. В 2009 году Нижнетагильскому металлургическому комбинату (НТМК) удалось сократить себестоимость продукции почти в 2 раза — на 46 %. Как сообщал директор НТМК по экономике и финансам Андрей Обельчак, в первую очередь этого удалось добиться благодаря пониманию ситуации со стороны партнеров по производственной цепочке — железорудных и угольных предприятий.

Теперь же, на фоне роста сырья, металлурги оказались зажатыми тисками с двух сторон: государство в лице ФАС требует, несмотря на растущие издержки, сокращать цены на продукцию, но в то же время федеральные и местные чиновники постоянно говорят о необходимости модернизации производственных мощностей, внедрении инновационных технологий, создании новых рабочих мест. Только на строительство стана "5000" ММК выделил порядка 46 млрд рублей, а Evraz Group в 2010 году планирует направить на возведение второго конвертерного цеха около 1 млрд евро. Причем в отличие от УВЗ и АвтоВАЗа промышленники не получили во время кризиса многомиллиардной поддержки со стороны государства, выживать им приходилось за счет банковских кредитов и оставшихся собственных средств.

В итоге металлурги, заявившие о повышении цены на свою продукцию на 25–30 % с 1 июня и до конца этого года, оказались мишенью для партнеров и правительства РФ. Хотя другого выхода у промышленников нет, в противном случае их предприятие окажется нерентабельным, а значит принесет новые убытки. Заявление о том, что ММК увеличит цены на поставки металла для автоконцернов на 10-15 %, на днях сделал председатель совета директоров комбината Виктор Рашников. В беседе с журналистами Виктор Рашников отметил, что в этом году цены для автоконцернов не повышались, но рост цен на продукцию комбината с начала года составил около 18 %.

"Рост цен связан с увеличением стоимости железной руды — 90 % с начала года, в результате чего себестоимость продукции ММК увеличилась на 40 %. Это привело к снижению рентабельности комбината с 15-18 % до 8 %, чтобы избежать дальнейшего падения рентабельности, мы увеличили цены", — подчеркнул председатель совета директоров.

Обоснованность повышения цен на металлопродукцию подтверждает также замглавы министерства промышленности и торговли РФ Андрей Дементьев. По его словам, цены на внутреннем стальном рынке ниже, чем на внешнем, примерно на 60 долларов за тонну, а искусственно их держать невозможно. Введение экспортных пошлин может отрицательно сказаться на отечественных металлургах. "Можно, конечно, окончательно задушить металлургов, но тогда, скорее всего, мы будем сидеть на китайской стали, и вряд ли от этого полегчает", — поделился мнением заместитель российского министра промышленности.

Бесполезность проверок ФАС РФ

Несмотря на несогласие по ключевым вопросам, компании все же идут на уступки. К примеру, АвтоВАЗ и Северсталь решили продолжать работу в рамках ранее подписанного годового соглашения. Как сообщил СМИ гендиректор "Северстали" Алексей Мордашов, с 1 июня 2010 года металлурги будут поставлять свою продукцию автопроизводителям по новой, компромиссной цене. Стороны договорились, что Северсталь отгрузит с консигнационного склада дополнительно 10 тыс. тонн проката. Этот объем, отгружаемый сверх согласованных обязательств, позволит АвтоВАЗу обеспечить бесперебойную работу прессового производства и выполнение производственной программы. Подтвержден также объем поставок металла Северстали — 60 % от потребности АвтоВАЗа.

Рамочное соглашение о поставках металлопродукции по фиксированным ценам на май-июнь 2010 года заключили ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат" и ОАО "НПК "Уралвагонзавод". В то же время представители меткомбината не сообщают, будет ли данное соглашение по его истечению продлено еще на один квартал или ММК вернется к спотовым сделкам с УВЗ.

Эксперты, в свою очередь, подчеркивают бесполезность затеянного расследования ФАС РФ в отношении отечественных металлургических компаний. В разговоре с корреспондентом "УралПолит.Ru" аналитик ИК "Броккредитсервис" Олег Петропавловский отметил, что возбуждение дела против Evraz Group со стороны антимонопольщиков мало к чему приведет.

"Даже если ФАС и применит какие-либо санкции к компании, они не будут для нее слишком жесткими и чувствительными. На внутреннем рынке компаний существует практика фиксирования цен. Раньше контракты на поставку сырья заключались на квартал. В сегодняшней ситуации металлопрокатчики будут вынуждены перейти на систему ежемесячного заключения договоров. Цены меняются быстро, и чтобы ни одной из сторон не остаться внакладе, им придется прибегнуть к столь сложной процедуре", — считает специалист. Старший аналитик ИК "Грандис Капитал" Тимур Хайруллин ранее также подчеркивал, что наиболее вероятным сценарием развития событий является переход на систему фиксированных цен с периодическим пересмотром, однако рынок может воспринять новость о предложении регулирующих мер негативно. В то же время, подчеркивают аналитики, значительного снижения цен на металлопродукцию на российском рынке ждать не следует. -- ФедералПресс

Новости по этой теме

В Новости

Всего новостей  164992

ГОД:
МЕСЯЦ:
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Подписка на рассылку

Ежедневные новости металлургии в Вашем почтовом ящике
RSS

Информер

Ежедневно обновляющиеся заголовки 10 последних новостей металлургии на вашем сайте

все информеры >>