Новости металлургии 

Metaldaily.ru/Новости - 31.05.2010

Государство поймало руку Evraz Group в кармане Уралвагонзавода. "<a href = http://www.rusbiznews.ru>РусБизнесНьюс</a>". 31 мая 2010

31.05.2010 - 12:43
Федеральная антимонопольная служба России начала расследование в отношении горно-металлургического холдинга Evraz Group. Поводом послужило регулярное повышение цен на продукцию для российских предприятий. Эксперты говорят, что российским потребителям скоро будет выгоднее покупать металл за границей. Как выяснил обозреватель "РусБизнесНьюс", возможность раздувать свои издержки и взвинчивать цены металлурги получили благодаря правительству России, которое задействовало чрезвычайно широкий набор защитных мер рынка именно в черной металлургии.

Инициатором антимонопольного расследования стало ОАО "НПК "Уралвагонзавод". По словам руководителя представительства предприятия в Москве Василия Варенова, во втором квартале 2010 года Evraz повысил цены на прокат на 7% и объявил о дальнейшем повышении на 20% в третьем. В результате в первом полугодии машиностроители заплатят металлургам дополнительно 400 миллионов рублей, а во втором - 900 миллионов. Поскольку "Уралвагонзавод" поставляет свою продукцию в основном государственным компаниям и не может переложить дополнительные затраты на заказчиков, всю переплату можно будет отнести на убытки.

Увеличение стоимости металла Evraz объясняет ростом цен на коксующийся уголь и железорудное сырье. По данным аналитика "Альфа-банка" Максима Семеновых, существенное влияние на российских производителей оказал внешний рынок, где за короткое время цена угля выросла со 130 до 200 долларов за тонну. Внутренний рынок демонстрировал еще большую динамику, поскольку российские горно-обогатительные комбинаты в кризис существенно снизили добычу и не смогли сразу отреагировать на оживление в отрасли. Кроме того, было принято решение установить в ценообразовании паритет с мировым рынком. В итоге цены на внутреннем и внешнем рынке сравнялись.

Василий Варенов полагает, что рост цен на уголь и сырье имеет спекулятивную природу - он был спровоцирован крупнейшими мировыми корпорациями BHP Billiton и Rio Tinto. Российские металлургические холдинги, обеспеченные собственной сырьевой базой на 80-100%, могли и не повышать цены на продукцию, учитывая более серьезное, чем в мире, падение машиностроения в России. Представитель "Уралвагонзавода" отмечает, что их потребности металла составляют ничтожную долю в объемах Evraz Group, а потому холдинг мог бы разработать специальную формулу ценообразования для предприятия, выполняющего государственный оборонный заказ.

Металлурги, однако, не спешат заключать долгосрочные контракты с машиностроительными заводами. Вице-президент Evraz Group по связям с общественностью Алексей Агуреев отказался обсуждать тему эксклюзивных отношений холдинга с "Уралвагонзаводом", но при этом заметил, что средства массовой информации поторопились, сообщив о заключении между предприятиями долгосрочного контракта. Очевидно, что такая перспектива не устраивает Evraz, но руководство холдинга не хочет об этом говорить открыто, потому что ситуация вокруг цен накалилась.

Эксперты считают, что металлурги пытаются за счет цен компенсировать доходы, выпавшие в кризис из-за снижения потребления металла в мире. В 2009 году ради загрузки мощностей российские компании продавали прокат по демпинговым ценам, но это не уберегло их от остановок производства и сокращения персонала на предприятиях . Чтобы оживить рынок, металлурги в начале 2010 года предложили российским властям предоставить отрасли налоговые льготы и простимулировать сбыт продукции, обязав промышленников закупать металл у отечественных поставщиков.

Между тем, правительство России в течение последних лет регулярно повышало ставки ввозных таможенных пошлин на отдельные виды проката и труб из черных металлов, защищало внутренний рынок сырья, расширяло перечень импортного оборудования, которое не подлежит обложению НДС, инициировало антидемпинговые расследования в отношении поставщиков нержавеющего плоского проката из Бразилии, Китая, Кореи и ЮАР, а также производителей проката с полимерным покрытием из Бельгии, Казахстана, Китая, Кореи и Финляндии. Министр промышленности РФ Виктор Христенко отметил в 2009 году, что черная металлургия по части лоббирования мер защиты своих интересов оставила далеко позади себя все остальные отрасли России.

Предложения металлургов, по мнению экспертов, не учитывали интересы других участников рынка, а потому не были реализованы в полном объеме. Но массированная помощь государства в защите российского рынка от иностранной продукции позволила лоббистам наращивать доходы за счет раскручивания маховика цен.

Инвестиционная компания "Тройка Диалог" в начале 2010 года сделала прогноз, что цены на уголь будут расти в течение ближайших трех лет, а дисконтные ставки - сокращаться. Авария на шахте "Распадская" (40% акций принадлежат Evraz Group), как ни кощунственно это звучит, пришлась вовремя, остановив наметившийся было рост добычи коксующегося угля. Губернатор Кемеровской области Аман Тулеев заявил, что теперь металлургия будет испытывать некоторый дефицит топлива.

Совпадение по времени взрыва и спекулятивной игры ведущих горно-добывающих корпораций на повышение стоимости угля возбудили шахтеров Кузбасса. Некоторые из них вспомнили, что несколько лет назад произошли два взрыва на шахтах "Ульяновская" и "Юбилейная", принадлежащих ОАО "Южкузбассуголь". По стечению обстоятельств именно в это же время Evraz просил собственников угольной компании продать пакет акций, позволяющий контролировать это акционерное общество. Те не соглашались, но после двух аварий акции "Южкузбассугля" по воле губернатора А.Тулеева были-таки проданы по заниженным ценам холдингу Evraz. Шахтеры в интервью российским СМИ не исключили, что на "Распадской" мог быть и теракт, поскольку на их памяти взрыв метана еще ни разу не наносил такого огромного ущерба подземным выработкам.

Чиновники Федеральной антимонопольной службы не озвучивают конспирологических версий, но публично предполагают, что Evraz откровенно "накручивает" цены, раздувая производственные издержки и неадекватно оценивая перспективы развития мирового рынка. Конечную продукцию холдинг продает через ряд посреднических фирм, что увеличивает ее стоимость на 30%. Получаемые на выходе цены, считают чиновники, не соответствуют экономическим реалиям, поскольку себестоимость производства проката в России ниже, чем в большинстве стран мира.

Машиностроители подтверждают подозрения чиновников. По словам управляющего ЗАО "НПП "Машпром" Александра Котельникова, металл приходится покупать у трейдеров - так сегодня работают все машиностроительные предприятия. Кроме того, металлурги не торопятся рассчитываться за приобретаемое оборудование. Evraz выторговал себе право производить оплату через 30 дней после поставки оборудования, но не всегда выдерживает и этот срок.

Эксперты считают, что металлурги, пользуясь поддержкой государства, пытаются решить свои задачи за счет других участников рынка. Имея налоговые и таможенные льготы, а также пользуясь расположением зарубежных банков, они устанавливают запредельные цены на свою продукцию. По словам А.Котельникова, стоимость некоторых видов стального листа с учетом НДС приближается к 1000 евро. Это безумные цены, и российские машиностроители подумывают о закупках проката в Европе: скоро это будет дешевле. -- РусБизнесНьюс

Новости по этой теме

В Новости

Всего новостей  164994

ГОД:
МЕСЯЦ:
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Подписка на рассылку

Ежедневные новости металлургии в Вашем почтовом ящике
RSS

Информер

Ежедневно обновляющиеся заголовки 10 последних новостей металлургии на вашем сайте

все информеры >>