Украинский прицел для российского угля. "ИА "Минпром (Украина)"". 31 мая 2010
31.05.2010 - 11:55
Российские производители в среднесрочной перспективе обещают полностью обеспечить потребность украинского рынка в импорте коксующегося угля. Уже сейчас они отмечают уверенное восстановление отрасли, обусловленное реанимацией металлургии. А в текущем году, согласно расчетам компаний, добыча коксующегося угля в Российской Федерации превысит докризисный уровень.
Так, если в 2009 году показатель снизился до 45 млн тонн по сравнению с 50 млн тонн в предыдущий период, то в 2010 году ожидаются уже 59 млн тонн. Для сравнения – в пиковом для мирового ГМК 2007 году в РФ было добыто 54 млн тонн коксующегося угля. Следует отметить, что при этом доля качественного сырья (НСС) с низким содержанием вредных примесей в нынешнем году возрастет до 40 млн тонн по сравнению с 31 млн тонн в 2008-2009 годах.
Но и это не предел. К 2015 году добыча коксующегося угля в РФ увеличится уже до 78 млн тонн, из которых 48 млн придется на качественный уголь. Предполагается, что это произойдет за счет наращивания текущих мощностей и освоения новых месторождений: Эльгинского (уголь марки К и КЖ), Элегестского (ГЖ, Ж) и Межегейского (ГЖ, Ж).
При этом, как отмечает руководитель блока маркетинга компании "Северсталь-ресурс" Павел Нехворощ, потребление коксующегося угля российскими металлургами к 2015 году будет расти гораздо более скромными темпами: всего лишь на 7,6 млн тонн, в том числе на 5,5 млн тонн угля НСС и на 1,9 млн – прочего коксующегося угля по сравнению с текущим годом. "За счет этого в 2015 году экспорт коксующегося угля сможет увеличиться в два раза, до 31 млн тонн по сравнению с прогнозным значением текущего года в 15,1 млн тонн", – полагает П.Нехворощ. Тем не менее, согласно его расчетам, прирост экспортных поставок угля НСС будет уступать низкокачественным маркам: 5,4 млн тонн против 10,5 млн тонн.
Коммерческий директор ОАО "Алтайкокс" Евгений Пономарев уточняет, что для полной загрузки существующих в РФ коксохимических мощностей необходимо, чтобы все имеющиеся в стране доменные печи работали на 92% от максимальной производительности. В настоящее время они имеют значительную недозагрузку, поэтому коксохимики не будут существенно увеличивать закупки сырья.
Не следует также забывать, что за период кризиса в РФ из эксплуатации были выведены 11 коксовых батарей суммарной мощностью 6 млн тонн в год. Это также уменьшает емкость внутреннего рынка коксующегося угля. Кроме того, есть у россиян и другие основания для наращивания экспортного потенциала по коксующемуся углю. Поскольку по балансовым запасам коксующегося угля РФ находится на втором месте в мире, по добыче – на третьем, а по экспорту – лишь на пятом.
При этом основным направлением экспорта российские производители считают Украину. Здесь только в текущем году коксохимики прогнозируют дефицит коксующегося угля в размере 8,7 млн тонн – исходя из заявленных планов по добыче на украинских шахтах.
Как известно, основными поставщиками коксующегося угля в РФ являются объединения "Якутуголь" и "Воркутауголь", входящие в группы "Мечел" и "Северсталь". Для первых в силу географического положения главным экспортным рынком являются страны Юго-Восточной Азии, для вторых – Украина и Европа.
Для сравнения: затраты на логистику при транспортировке коксующегося угля на украинские предприятия для объединения "Воркута-уголь" составляют 38 долл./тонна, которые полностью приходятся на железнодорожный тариф. Тогда как при поставке в Японию этот показатель увеличивается до 57 долл./тонна, из которых 47 долл./тонна приходится на железнодорожный тариф и 10 долл./тонна – на морской фрахт.
В свою очередь, доставка коксующегося угля в Украину из Северной Америки с PBS Coals обойдется Северсталь-ресурсу уже в 97 долл./тонна, в том числе 59 долл./тонна – железнодорожный тариф на двух континентах и 38 долл./тонна – фрахт. А австралийские производители на доставку коксующегося угля в Японию тратят на транспорт лишь 30 долл./тонна, из которых 15 долл. приходится на фрахт и столько же – на железнодорожные перевозки. Это означает, что конкурировать с австралийцами "Воркута-уголь" не может. "Таким образом, Украина остается для нас основным направлением экспорта", – резюмирует П.Нехворощ.
Следует также отметить, что значительный объем добычи коксующихся углей в РФ приходится на предприятия Кузбасса. Оттуда Южкузбассуголь и Кузбассразрезуголь с примерно одинаковой долей транспортной составляющей в себестоимости могут экспортировать продукцию как в юго-восточном, так и в западном направлении. Однако после недавней крупной аварии на шахте "Распадская" очевидно, что их ресурс будет полностью востребован уральскими и сибирскими метпредприятиями.
А генеральный директор научно-производственного объединения "Укркокс" Анатолий Старовойт сомневается в реальности покрытия дефицита коксующегося угля в Украине за счет российского импорта. "Череповецкий меткомбинат заберет у "Воркутыуголь" весь объем", – полагает он. Поэтому, по мнению А.Старовойта, ключ к решению сырьевой проблемы отечественных коксохимиков лежит в развитии добычи на украинских шахтах, а также в использовании для производства кокса углей двойного назначения (газовой группы). -- ИА "Минпром (Украина)"