Железный остров. "Укррудпром (Украина)". 5 мая 2010
05.05.2010 - 11:19
По данным World Steel Association (WSA), Ближний Восток стал одним из немногих регионов мира, где потребление стали в кризисном 2009 году увеличилось — на 0,8%, до 57,5 млн. тонн.
Согласно прогнозу WSA, в 2010 году этот показатель должен прибавить еще 9,5%, а в 2011 году — 8,4%, достигнув 68,2 млн. тонн.
На сегодняшний день такие страны региона, как Алжир, Египет, Саудовская Аравия, ОАЭ, Иран, входят в число крупнейших импортеров стали в мире. Однако растущий спрос, наличие в регионе дешевых энергоносителей и хорошая обеспеченность финансовыми ресурсами способствуют разработке новых металлургических проектов на Ближнем Востоке.
На прошлой неделе в торжественной обстановке был дан старт одному из крупнейших проектов в сталелитейной отрасли региона. Компания Gulf United Steel Holding Company (Foulath), владельцем 50% акций которой является инвестиционный фонд стран Содружества Персидского залива Gulf Investment Corporation, совместно с японской компанией Yamato Kogyo начинает строительство интегрированного металлургического комбината United Steel Company (SULB) на острове Бахрейн. Предприятие, которое должно вступить в строй в 2013 году, станет первым в регионе производителем профилей и стальных балок, используемых в строительстве. Комбинат будет включать модуль по выпуску восстановленного железа (DRI) мощностью 1,5 млн. тонн в год, плавильный цех на 1,2 млн. тонн в год и прокатный стан на 1,0 млн. тонн в год.
SULB представляет собой только часть грандиозного металлургического комплекса, который создается на Бахрейне. На той же площадке расположен крупнейший в мире завод по производству железорудных окатышей, являющихся сырьем для получения DRI. После ввода в строй второй очереди в начале текущего года его производительность достигла 11 млн. т в год. Кроме того, Foulath собирается построить первый в Персидском заливе завод по изготовлению 100 тыс. т нержавеющих холоднокатаных рулонов в год.
Другой проект в регионе анонсировала National Steel Company, подразделение саудовской группы Al Tuwairqi Holding. В настоящее время она обладает мощностями по выпуску 3 млн. тонн длинномерного проката в год, но вынуждена ежегодно импортировать 2 млн. тонн полуфабрикатов. Чтобы уменьшить их закупки, National Steel Company планирует построить предприятие по выплавке 1,2 млн. тонн стали в год и сейчас ищет финансирование. При этом, как заявляют представители Al Tuwairqi, этот проект в отличие от ряда других инициатив, выдвинутых еще до кризиса, будет непременно реализован.
Наконец, о старте крупной стройки сообщает китайская компания Baosteel. В июне она начнет работы над металлургическим комбинатом мощностью свыше 10 млн. т в год и стоимостью около 4,4 млрд. долларов в южной провинции Гуандун. Правда, после завершения строительства завода в 2013 году Baosteel остановит производство на сталелитейных заводах совокупной мощностью в те же 10 млн. тонн в год компаний Guangzhou Steel и Shaoguan Steel, приобретенных Baosteel в 2008 году.
Поиски нового равновесия
Мировой рынок стали лихорадит. Металлургические компании, едва "переварив" почти двукратный рост цен на железную руду во втором квартале, оказались перед перспективой нового подорожания в третьем квартале. Пусть на этот раз затраты на сырье возрастут в гораздо меньшей степени, но и подъем цен на стальную продукцию сталкивается со все большими проблемами из-за недостаточно высокого спроса и сопротивления потребителей.
Так, например, американским металлургам не удалось реализовать в апреле намеченное повышение цен на горячий прокат до 800 долларов за тонну EXW и более. На спотовом рынке произошла стабилизация на уровне около 780 долларов за тонну EXW. На май ведущие производители анонсировали прибавку на 44-66 долларов за тонну (метрическую), но, по мнению аналитиков, вероятность того, что этот подъем удастся воплотить в жизнь в полной мере, довольно мала. Хотя спрос на стальную продукцию в США достаточно высок, большинство потребителей ограничиваются минимальными объемами закупок и не создают запасов.
В Европе ведущие производители стали анонсировали увеличение стоимости горячекатаных рулонов по июньским поставкам до 600 евро (790 долларов) за тонну EXW и более, но покупатели относятся к этому повышению без малейшего энтузиазма. Реальные сделки осуществляются в основном в интервале 530-570 евро за тонну EXW. Точно так же весьма сомнительной выглядит и инициатива по доведению стоимости толстолистовой стали в регионе до 650-700 евро за тонну EXW.
Европейские и индийские компании предлагают горячекатаные рулоны в ближневосточные страны по 840-860 долларов за тонну CFR, а тонкий (1,2 мм) прокат может достигать 900 долларов за тонну CFR. Российская, украинская и китайская продукция, котирующаяся на уровне 720-780 долларов за тонну CFR, в этом отношении выглядит более конкурентоспособной, однако объемы продаж остаются незначительными. Похоже, потребители просто сбиты с толку и пассивно наблюдают за развитием ситуации.
Наконец, в Восточной Азии большинство поставщиков предлагают горячий прокат в июне по 740-770 долларов за тонну FOB при относительно стабильном спросе. Здесь основное повышение (до 850 долларов за тонну FOB Япония и более) намечено на июль. Правда, намерение производителей перенести увеличение затрат на стоимость готовой стальной продукции и здесь встречает сопротивление со стороны потребителей. Так, в частности, японские металлургические компании никак не могут найти общий язык с автомобилестроителями, которые не желают менять привычные годовые контракты с фиксированными ценами на квартальные, в которых цена на прокат может меняться в соответствии со стоимостью железной руды и коксующегося угля.
На рынке длинномерного проката продолжается падение. Турецким компаниям пришлось скинуть экспортные котировки на арматуру до 620-630 долларов за тонну FOB по сравнению с более 700 долларами за тонну FOB в начале апреля, но потребители пока воздерживаются от новых закупок. По-видимому, покупательская активность в ближневосточном регионе возобновится не ранее конца мая, а то и только в июне, когда трейдерам перестанет поступать продукция, заказанная еще во время мартовского подъема.
Одновременно с арматурой идут вниз цены на металлолом и заготовки. Прекращение закупок сырья турецкими мини-заводами в середине апреля было предсказуемым, но на рынке осталось немало трейдеров, пытающих сбыть находящийся у них на руках материал за счет резкого понижения цен. Стоимость российского и румынского лома А3 упала в итоге до 380-395 долларов за тонну CFR Турция, а некоторые компании даже готовы продавать дешевле 350 долларов за тонну CFR. Полуфабрикаты держатся гораздо лучше. Большинство поставщиков из СНГ пока уменьшили котировки только до 600-610 долларов за тонну FOB благодаря наличию платежеспособного спроса со стороны Ирана, стран Северной Африки и Юго-Восточной Азии. Тем не менее, понижение цен до 580 долларов за тонну FOB и менее в ближайшее время выглядит практически неизбежным.
Капитуляция
Китайская металлургическая ассоциация CISA, до конца протестовавшая против "грабительских" цен на железную руду, признала свое поражение. Большинство китайских сталелитейных предприятий к концу апреля подписали индивидуальные контракты с ведущими экспортерами железной руды — Vale, Rio Tinto и BHP Billiton. Таким образом, провалилась еще одна инициатива CISA по созданию "единого фронта" китайских металлургов с единообразными условиями закупок сырья.
Как признают представители китайских компаний, у них просто не было выбора. Стоимость австралийской и бразильской руды, которую они приобретают согласно заключенным контрактам, составляет около 125-135 долларов за тонну CIF. Альтернативой были бы закупки сырья на спотовом рынке, где цены на 63,5%-ный индийский концентрат достигали на прошлой неделе 186-188 долларов за тонну CFR. Понятно, что металлургам ни в коем случае не хотелось повторения прошлогодней ситуации.
Спотовые цены в последние дни несколько понизились под влиянием спада на китайском внутреннем рынке стали и ожиданий ужесточения финансовой политики в стране. Однако, по мнению специалистов, в обозримом будущем железорудное сырье вряд ли существенно подешевеет. В конце мая в регионе начинается сезон дождей, в течение которого поставки из Индии будут затруднены. Кроме того, индийское Министерство сталелитейной промышленности выступает за введение 20%-ной экспортной пошлины на железную руду.
Единственный шанс на полноценный реванш китайцы видят в расширении поставок руды из альтернативных источников. В частности, согласно официальным данным, добыча железной руды в стране составила в первом квартале текущего года 204,1 млн. тонн, что на 21,7% больше, чем за тот же период годичной давности. Однако иностранные эксперты отмечают, что китайская руда, как правило, отличается низким содержанием железа, а объем импорта железорудного сырья в текущем году наверняка превысит прошлогодние показатели и достигнет 610-620 млн. тонн.
Вероятно, больший эффект может дать приобретение китайскими компаниями железорудных активов за рубежом. В частности, Китай проявляет интерес к боливийскому месторождению El Mutun с оценочными запасами руды в 40 млрд. тонн. Права на его разработку в настоящее время принадлежат индийской компании Jindal Steel & Power, но она что-то никак не может начать добычу, да еще и постоянно конфликтует в последнее время с правительством Боливии. -- Укррудпром (Украина)