Дружба против экономики. "Укррудпром (Украина)". 27 апреля 2010
28.04.2010 - 10:29
Государство начало стимулировать экспансию иностранных производителей в Украину. Первые встречи украинских чиновников с китайскими коллегами показали, что экономическая "дружба" двух стран может оказаться не такой уж и безоблачной.
А в перспективе вырисовывается весьма серьезная угроза для роста украинской экономики, наметившемуся в последнее время.
В середине апреля 2010 года президент Украины Виктор Янукович встретился в Вашингтоне с председателем КНР Ху Цзиньтао. Стороны "достигли широкого консенсуса относительно дальнейшего развития всесторонних отношений дружбы и сотрудничества между Китаем и Украиной". Как отметил глава украинского государства, было принято совместное решение активизировать политический диалог между двумя странами.
В частности, уже в ближайшее время могут состояться визиты на уровне лидеров стран, правительств и парламентов. Речь идет также об активизации контактов между представителями деловых кругов Украины и Китая. Кроме того, межгосударственные комиссии должны как можно скорее проработать предложения по сотрудничеству двух стран, это касается, в частности, перспектив увеличения товарооборота.
Среди вопросов углубления делового сотрудничества стороны договорились сотрудничать в области высоких технологий, авиации и космонавтики, строительства инфраструктуры и торгово-экономической сфере, содействия сотрудничеству между предприятиями. Кроме того, лидеры стран пообещали развивать гуманитарные взаимоотношения.
Но, если отбросить не вызывающие сомнений в их важности внешнеполитические и гуманитарные вопросы — самым неоднозначным моментом встречи оказываются вопросы технологий и "углубления сотрудничества в торгово-экономической сфере". Собственно, это больные моменты практически для всех национальных товаропроизводителей и научных кругов.
Да и беспокойство вполне объяснимое — неприкрытое копирование китайцами передовых технологий является постоянной темой обсуждения во всем мире уже не одно десятилетие. А развитие бизнес-связей при неправильном государственном регулировании и недостаточной поддержке отечественного производителя легко может вылиться в нечто, больше напоминающее "широкий поток" хлынувших в страну дешевых китайских товаров, отнюдь не всегда сопоставимых с отечественными по качеству.
Естественно, что такая "дружба" может не лучшим образом отразиться на отечественных производителях. Например, бесконтрольно "сотрудничаем в области высоких технологий" — автоматически вытесняем отечественное приборостроение, машиностроение, авиастроение и прочие наукоемкие отрасли. Ведь разрабатывать новое всегда дороже, чем просто скопировать.
Эксперты отмечают, что интерес Китая к украинской аэрокосмической отрасли не случаен. "Китайские авиастроители пытаются освоить производство самолетов разного типа. Поэтому привлекают к реализации проектов специалистов тех стран, которые владеют новейшими технологиями в области авиастроения. Это и объясняет тесное сотрудничество в этой отрасли Украины с Китаем, которое наблюдается последнее время", — отмечает Александр Кава, директор центра экономического и политического анализа.
В этом контексте стоит упомянуть стремление китайцев участвовать и в транспортных проектах на территории Украины. Также в прошлом году КНР рассматривал возможность поработать с отечественным автопромом. А в ядерной отрасли китайская China Guangdong Nuclear Power Company и украинская "Энергоатом" уже успели подписать меморандум о взаимопонимании.
Дальше под "дружбу" с КНР может попасть базис национальной экономики — отечественная металлургия, которая по этой причине практически полностью теряет внутренний рынок сбыта. Металлургия и напрямую связанная с ней генерация электроэнергии — основные потребители украинского угля, а, следовательно, и объем его добычи тоже в перспективе сократится. Правда в этом есть один маленький плюс. Таким образом, сам по себе "решится" извечный, больной для государства вопрос с постоянными проблемами угольной отрасли.
Одним из наиболее явных критических проявлений такой "дружбы" видится резкое падение спроса на продукцию отечественного производства, а также развитие новых отечественных промышленных технологий и, как следствие, — общее падение ВВП Украины со всеми своими экономико-социальными последствиями.
Во-первых, сокращение доходов трудящегося населения — как следствие снижение отчислений в государственный и местные бюджеты. Во-вторых, рост безработицы — сокращение предприятиями избыточных трудовых ресурсов в условиях пониженного спроса на продукцию. В-третьих, ухудшение криминальной ситуации в стране в целом также будет спровоцировано именно ростом безработицы. Так, согласно статистике МВД за 2009 год, было зарегистрировано 434,7 тыс. преступлений, что на 13% больше, чем в 2008 г. При этом динамика роста количества особо тяжелых преступлений составила 1,5%, тяжелых — 15%, преступлений средней тяжести — 21%.
Более того, отдельным проблемным вопросом может стать судьба небольших городов, для которых производственные предприятия являются градообразующими. Ведь в случае потери заказов местными заводами в пользу импортной продукции их работники попросту окажутся "на улице". А перед предприятиями замаячит угроза закрытия.
Впрочем, первые результаты "перезагрузки" украино-китайской дружбы не заставили себя долго ждать. Уже на следующий день после встречи глав государств состоялась встреча министра угольной промышленности Украины Юрия Ященко с представителями Государственного Банка Развития Китая, посвященная ни чему иному, как обсуждению комплексной реконструкции шахтного фонда за счет китайских инвестиций.
В частности, обсуждалось, что этот комплекс мер должен укрепить энергетическую безопасность страны. Во время встречи министр выступил с предложением в ближайшее время реализовать совместные пилотные инвестиционные мероприятия, которые станут началом масштабных проектов. Его охотно поддержали представители китайской делегации.
Но пока что вне поля зрения общественности остаются условия, на которых такие проекты предполагается реализовать, и преференции, которые потребуют китайские партнеры для обеспечения своего участия в них. Скорее всего, главным условием привлечения китайских инвестиций либо кредитов для совместных проектов станет комплексное оснащение украинских предприятий оборудованием именно китайских производителей. В таком случае — вместо комплексного, долгосрочного стимулирования переживающего кризис внутреннего рынка, планируемые совместные проекты превратятся в сиюминутное решение текущих проблем государственной отрасли путем завтрашнего "встречного вложения" Украиной налоговых льгот или государственных долговых обязательств по кредитам в экономику совершенно другого государства — нашего нового "старого друга" Китая.
С учетом того, что угольная промышленность была и остается одним из флагманов украинской экономики, тесно связанным с другими промышленными отраслями — можно констатировать, что инициатива подобного сотрудничества с самого начала таит в себе ряд потенциальных угроз, которые способны впоследствии привести к быстрому замещению китайской продукцией части внутреннего украинского рынка и повлечь за собой негативную цепную реакцию в работе всех смежных отраслей. Например, только замещение продукции отечественного угольного машиностроения на китайскую продукцию в перспективе вызовет падение спроса и на продукцию металлопроизводства для машиностроения. В свою очередь, это станет ощутимым ударом по отечественной энергетике и, в конечном итоге — неизбежно скажется на потребности в энергоносителях. Том самом угле, на увеличение добычи которого эти проекты изначально направлены.
Таким образом, вопрос усиления украино-китайского сотрудничества в торгово-экономической сфере далеко не однозначен. В любом случае, он значительно шире рамочной деятельности одного министерства, потому что будет иметь более глобальные долгосрочные последствия для государства в целом и, вероятно, заслуживает более широкого анализа и изучения с учетом всех возможных макроэкономических аспектов. Ведь еще не сказали свое веское слово профсоюзы, никто пока всерьез не поинтересовался мнением отечественных производителей, молчат и ведущие украинские экономисты. И какой будет эта реакция на новые инициативы — очередной, немаловажный государственный вопрос. А дружбу никто не отменял. -- Укррудпром (Украина)