Выступление статс-секретаря – заместителя Министра промышленности и торговли Российской Федерации Станислава Наумова в Магнитогорском государственном техническом университете (г.Магнитогорск).
09.04.2010 - 15:26
Я хочу рассказать вам о том, как мы видим не только текущую ситуацию в Магнитогорске, но и перспективы развития нашего с вами города. Развитие таких предприятий, как "ММК", развитие таких городов как Магнитогорск, развитие таких высших учебных заведений как ваш университет.
Министерство промышленности и торговли было создано в 2008 году, на базе Министерства промышленности и энергетики. Поэтому для нас очень многие направления, которые реализуются вашим учебным заведением, являются основными направлениями. Потому что это - базовая отрасль промышленности, которая наряду с нефтегазодобычей составляет сегодня основу промышленного производства в стране, и наше Министерство является разработчиком 12-ти отраслевых стратегий, в обрабатывающих и перерабатывающих отраслях промышленности. Каждая такая Стратегия напоминает учебник по физике, химии, математике, для 6-8 классов средней школы. И ее смысл не только в том, чтобы иметь возможность оказать на государственном уровне необходимое содействие инвестиционным процессам металлургии, если говорить о металлургии. Ее смысл состоит в том, чтобы и крупный капитал, и государственные органы власти одинаково понимали перспективы изменений на соответствующих внутренних и внешних рынках. И чтобы все одинаково понимали, кто является лидером в отрасли, каковы горизонты ближайшего технологического развития, и что мы, я имею в виду нашу страну, должны сделать для того, чтобы наши компании были конкурентоспособны как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Понимали, что мы должны сделать для того, чтобы где-то удерживать позиции в условиях жесткой конкуренции, где-то ставить амбициозные задачи, и выходить на приоритетные позиции в рамках глобальной конкуренции. Говорю об этом специально, для того, чтобы постараться объяснить разницу, которая существует между промышленной деятельностью как таковой и управлением в развитии промышленности.
Мы сегодня побывали на "ММК", мы были на стане "5000", он уже работает в объеме, который был задан именно в рамках проекта, для нас это означает, что стратегия развития неметаллургической промышленности, Стратегия развития судостроения, которую мы разрабатывали в 2006-2007 годах - будет реализована. Будет реализована за счет того, что у нас, наконец-то, появится толстый лист, который нужен российским судостроителям, у которых его сегодня просто нет. Это приводит к тому, что наши транспортные компании, вполне конкурентоспособные на мировом рынке транспортных перевозок, вынуждены размещать заказы на новые суда, новые грузовые, в первую очередь, суда - на южно-корейских, китайских верфях, в лучшем случае, может быть, на европейских. И это приводит к тому, что Стратегия развития судостроения, связывающая грузовладельца, грузоперевозчика и, собственно говоря, само судостроительное предприятие, - она во многом опирается именно на те корпоративные политики, которые характерны для таких компаний, как ММК. И то, что стан "5000", о чем уже неоднократно говорил наш Министр Виктор Борисович Христенко, является примером одного из главных результатов 2009 года. И то, что руководство "ММК", невзирая на кризисные явления, связанные с сокращением спроса на внешних рынках, в связи с сокращением спроса на внутреннем рынке, тем не менее, сделало все зависящее от себя. Обратилось за соответствующей поддержкой в Министерство промышленности и получило эту поддержку, и в результате мы не стали сдвигать сроки реализации этого важнейшего нацпроекта, благодаря чему мы уже сегодня работаем не только с судостроителями.
Я знаю, что та продукция, которая сегодня на стане "5000" изготовлена, ее забирают российские трубопрокатчики и это дальше по цепочке означает обеспечение российскими трубами большого диаметра новых, больших инфраструктурных проектов, связанных с транспортировкой нефти и газа. И это тоже не банальная какая-то, последовательность, поскольку в российских нефтегазодобывающих компаниях в рамках уже энергетических стратегий развития Российской Федерации появляется возможность диверсифицировать рынки сбыта, снизить зависимость от существующих каналов транзита нефти и газа. И тем самым повысить устойчивость не только свою собственную, но и устойчивость в рамках макроэкономического курса, поскольку, несмотря на то, что нефть сегодня устойчиво держится в районе, 75-77 долларов за баррель, и мы видим, что те рынки сбыта наших углеводородов, которые мы привыкли рассматривать в качестве источника, в том числе поступления в нашу страну доходов, в первую очередь, в федеральный бюджет, они являются сегодня рынками "настоящими". Нам надо выходить на новые рынки, новые проекты, связанные с восточным трубопроводом, выход на рынки азиатско-тихоокеанского региона. Это связка с последующей транспортировкой нефти, если переходить на новые технологии в рамках добычи и транспортировки газа, это заказы не только на крупнейшие нефтеналивные танкеры, но и на газовозы, которые во всем мире зафрахтованы до 2020 года. Это выход на новые месторождения в Арктике, это заказ на принципиально новые марки стали, которые должны разрабатываться в том числе в таких исследовательских центрах, как МГТУ, это связь, которая дальше начинает распространяться уже на другие институты.
Я имею в виду заказ НИОКР завтрашнего дня. Это тоже сфера прямой ответственности нашего Министерства. В рамках Стратегии развития металлургии мы заказали свыше 15-ти серьезных научно-исследовательских работ, делаем их совместно с наукой. Принимают участие представители ведущих университетов страны в этих проектах. И самое главное, что эти проекты ведутся совместно с промышленными предприятиями. Если даем как Министерство из федерального бюджета один рубль, то второй рубль дает промышленное предприятие, и берет на себя обязательства по внедрению новых видов продукции с новыми качествами, с новыми характеристиками. Всего в рамках металлургической такой инновационной программы мы выделили свыше 1 млрд. рублей на эти проекты, и уверены, что этот миллиард, в свою очередь, даст очень хорошую отдачу, как в рамках существующих металлургических проектов, так и на перспективу.
Какие еще меры в Министерстве, Правительстве Российской Федерации принимались в 2009 году. Это меры, связанные с предоставлением государственных гарантий по кредитам. Любой инвестиционный проект в масштабах Стана "5000", либо стана холодной прокатки "2000", на стройплощадке которого мы тоже сегодня побывали, это проект, который невозможно вести за счет только собственных средств. Это проект, который всегда во всем мире финансируется за счет банков, и банки, безусловно, должны были получить соответствующий сигнал со стороны государства.
Дело в том, что объективно, по состоянию на 2008 год российская металлургия занимала четвертое место, а вышла по итогам девятого года на третье. Она была перегрета. Была перегрета как мировая металлургия, так и весь финансово-экономический сектор. В России мы понимали, что ключевые игроки, ключевые инвесторы ориентируются на понятный спрос по большим проектам в инфраструктурах, типа трубопроводов, на растущий спрос на рынке строительства не только жилищного, но и промышленного, и транспортного строительства. Все выходили с запасом по мощностям. В результате мы в той же трубопрокатной отрасли сегодня имеем ситуацию, когда возможности российских трубопрокатчиков существенным образом превышают внутренние потребности России при жесткой конкуренции, не только на внешних рынках, но и на внутренних. И мы понимаем, что наши соседи из других стран, которые специализировались на этих видах промышленной деятельности, они в условиях глобальной экономики точно также могут предлагать свою продукцию российским потребителям. Безусловно, нам бы хотелось, чтобы российские кампании, особенно с государственным участием, там, где в проектах участвует Российская Федерация, в первую очередь ориентировались на спрос на продукцию своих производителей. Но современная промышленная деятельность, современный подход к созданию проектов - это всегда комплексные инженеринговые подходы, которые не выделяют отдельно тот или иной вид оборудования, тот или иной тип материалов, а сдают инвестору уже целый готовый проект.
Поэтому здесь мы совместно и с металлургами, и с прокатчиками, и с производителями машиностроительной продукции, в том числе для нашей тяжелой индустрии, ищем такие способы, чтобы, не нанося ущерб нормальной, честной конкуренции, тем не менее, создавать не дискриминационные условия для участия российских производителей в корпоративных тендерах и закупках. Поскольку каждый такой тендер, такой конкурс – это запрос на продукцию в течение ближайших пяти-семи лет.
Мы говорим о том, что есть естественные монополии, такие как "Газпром", "Транснефть". Они должны в рамках своей энергетики, электроэнергетики, должны в рамках своих инвестиционных программ формировать техническую политику, делать эту техническую политику ясной и прозрачной, предсказуемой и стабильной на срок не менее 3-5 лет, и тогда российская промышленность будет в состоянии освоить любой необходимый вид продукции и любые материалы, которые необходимы в таких проектах. И мы, соответственно, понимаем, что ситуация, с которой столкнулись инвесторы в 2008-2009 годах, ситуация, с которой столкнулись кредиторы, потребовала такого ручного режима со стороны государства. Это не панацея, это не единственный способ влияния на развитие промышленности. Тем не менее, мы предоставили 57 млрд. рублей именно предприятиям российского металлургического комплекса в виде госгарантий по кредитам, которые они либо брали в банках, либо рефинансировали, тем самым сохранив, в том числе, национальный суверенитет. Не допустив перехода этих активов в руки внешних акционеров, что само по себе не является угрозой нашей национальной безопасности, а просто было бы такой бессмысленной версией развития отечественной базы отраслей, поскольку не только в России есть риски, связанные с избыточными мощностями, в том числе даже по приоритетным направлениям развития металлургии.
Такая же ситуация, пожалуй, есть во всем мире, за исключением Китая, поэтому мы должны очень четко и жестко научиться связывать свои внутренние возможности с внутренним спросом, сохраняя при этом экспортное направление. В рамках поддержки экспорта мы добились того, чтобы, во-первых, предприятия могли ускоренным образом возвращать налог на добавленную стоимость. Это серьезная финансовая мера, которая позволяет не вымывать средства из оборота на длительный период времени, с учетом тех кризисных явлений на рынке труда, которые были характерны для тяжелых отраслей промышленности в прошлом году и вынужденных программ оптимизации издержек, которые крупные компании начали осуществлять. Это было очень серьезной мерой, я боюсь ошибиться в параметрах, но это порядка 15 млрд. рублей по 2009 году. Это серьезная величина, это, по сути, дело, сопоставимое с тем самым инвестиционным проектом, который реализует та или иная компания. И вторая очень серьезная мера, которая способствует модернизации основных фондов, кстати, именно металлургия первой осуществила такую модернизацию. Если в 2000-м году степень износа основных фондов составляла порядка 45% в черной металлургии, а сейчас она уже снижается и соответственно составляет порядка 40%, то по Стратегии развития металлургии в 2015 году мы выйдем на 35% соответственно, что позволяет нам говорить уверенно о том, что мы сможем ответить и на следующие вызовы, которые будет предъявлять потребитель продукции металлургии.
Мы сможем качественным образом, используя новые технологии, совершенствуя существующие, обеспечить развитие за счет своего национального производства. И, соответственно, мы освободили от импортных пошлин такое оборудование, мы не стали брать НДС с такого оборудования. Эта мера также весит порядка 20 млрд. рублей, и рассматривается наряду вот с этими госгарантиями и мерами, связанными с НДС, как одна из мер поддержки со стороны государства в рамках промышленной политики существующих инвестиционных проектов. И чтобы дать возможность почувствовать, какие еще есть перспективы, хочу сказать, что мы совместно с Министерством образования активно участвуем и в целевых программах, связанных с научными и научно-педагогическими кадрами для инновационной России. Мы считаем, что такие проекты позволяют студентам, аспирантам высших учебных заведений вступать в такие микротехнологические, может быть, альянсы с представителями заводской науки, что для Магнитогорска является, наверное, одним из самых сильных преимуществ, если сравнивать магнитогорский университет с другими высшими учебными заведениями. Мы понимаем, что это работа, которая действительно позволяет находить какие-то новые решения. Даже в тех лабораториях, которые мы сейчас посетили, видели. Вот это пример конвергентных подходов к тому, что раньше было разрознено, а теперь является единым технологическим процессом. Мы будем, как Министерство промышленности, такие проекты образовательные обязательно поддерживать.
И еще одно новое направление: вы знаете, что сейчас Министерство образования и науки проводит разного рода конкурсы, назначает в итоге группу учебных заведений страны инновационными университетами. Свою роль должен сыграть в этом процессе новый 217-й федеральный закон, который при всех своих пока еще может быть недоработках, тем не менее, имеет как раз позитивное значение для внедрения инноваций, позволяет результаты научных работ, полученных высшим учебным заведением, сотрудниками, запускать в хозяйственный оборот. Для этого надо поменять бухгалтерию, где-то надо там может быть еще какие-то осуществить организационные меры, связанные с защитой интеллектуальной собственности, связанные с вопросом процентования, пойти на расходы — направленные.
И самой, наверное, перспективной в течение ближайшего времени будет инициатива Министерства образования, которую мы поддерживаем - эта инициатива связана с субсидированием научных исследований, опытно-конструкторских разработок по заказу промышленных предприятий.
Промышленные предприятия в течение ближайших трех лет получат 6 млрд. рублей, это промышленные предприятия нашей страны. То есть, несмотря на всю сложность ситуации в рамках бюджетной политики, все мы рассчитываем, что это решение будет принято, и тогда предприятия уральского региона, я говорю не только о предприятиях Магнитогорска, смогут заказывать в МГТУ научно-исследовательские, опытные конструкторские разработки по всему спектру тех специальностей, по которым вы сегодня учитесь.
Это означает, что Магнитогорск имеет будущее, это означает, что даже тот набор направлений, который сегодня в рамках металлургического комбината развивается, и не замыкается только лишь, например, на автопром, хотя новый стан "2000" - это, безусловно, очень системное решение проблемы зависимости нашего автомобилестроения либо от некачественного листа, либо от импорта, который всегда приводит к удорожанию нашей продукции, которую мы здесь у себя производим. Я напомню, что в автопроме тоже сейчас уже будет утверждена Стратегия развития до 2020 года. В соответствии с этой стратегией будут свои национальные чемпионы в четырех секторах. Это не только привычная для КВНа тема легковых автомобилей, но и грузовые автомобили. И здесь нам, безусловно, есть чем гордиться, ведь успехи нашего КамАЗа на мировой арене очевидны. Это и развитие коммерческого автотранспорта. Здесь мы тоже совместно с рядом мировых производителей будем предлагать рынку качественные и недорогие автомобили, которые будут оборудованы для деятельности малого и среднего бизнеса. Это, безусловно, и развитие общественного транспорта, городского общественного транспорта. И производство автокомплектующих. Вот эти направления они все будут предъявлять спрос на качественный холодно-катанный лист.
Я сегодня разговаривал с начальником строящегося цеха, он точно так же видит перспективы и в развитии продукции для жилищного строительства, и в производстве товаров народного потребления, что для нас в Министерстве торговли имеет свое самостоятельное значение. И поэтому я считаю, что каждый из здесь присутствующих сделал абсолютно правильный выбор, сдав экзамены и сдавая экзамены в этом университете, поскольку будущее есть и у металлургического комбината, и Магнитогорск будет в любом случае ведущим индустриальным центром в этой сфере.
Точно так же будущее должно появиться у города. И мы сегодня будем в городской администрации говорить о программе обновления города, программе изменений в городской экономике, о тех мерах, которые необходимо принять как на муниципальном, так на региональном и на федеральном уровне, для того, чтобы в городе появились новые производства, новые интересные рабочие места. Поскольку, безусловно, главным приоритетом и фактором успеха является деятельность ММК, но также в рамках современного подхода к экономическому развитию, есть все основания рассматривать саму городскую среду как экономическую среду, создавать там условия для появления конкуренции, создавать условия для создания рабочих мест в сфере малого и среднего предпринимательства. И таким проектам сегодня рабочая группа, в состав которой я вхожу, оказывает не меньшее внимание, чем большим инвестиционным проектам. Поэтому если кто-то из здесь присутствующих такие проекты будет разрабатывать, я готов лично оказать содействие такого рода инициативам. -- INFOLine, ИА (по материалам Министерства промышленности и торговли)