Аперитив металлурга черничный, по-российски (22-28 марта 2010 г.). "СОГРА ". 29 марта 2010
30.03.2010 - 11:18
Ну, когда же скажет ДАМ: "Денег дам еще на БАМ"?
Вряд ли кто-то сомневается в том, что Эйфелева башня имеет отношение к черной металлургии. Но не кажется ли Вам, что больше всего этот символ Парижа похож на железную дорогу? Строгие геометрические линии, масштабы сооружения (поездка на лифте на верхний уровень башни по ощущениям сопоставима с приличным прогоном пригородной электрички), толпы посетителей, как на большом вокзале. Если не согласны, попробуйте сравнить две фотографии.
Тем более что на днях железнодорожная тема стала главной дальневосточной новостью в связи с обсуждением планов строительства БАМ-2 с участием полпреда Президента РФ в ДФО В.Ишаева, руководства регионов, через которые проходит магистраль, депутатов ГД РФ, директоров департаментов Минрегиона, Минэкономики и Минтранспорта, а также главы РЖД В.Якунина. Кроме того, в совещании участвовали представители "Русал", "Суэк", "Мечел", "Рубикон" (ГК "Петропавловск") и другие.
Напомним, утвержденная Правительством Стратегия развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 г. предполагает увеличение объемов перевозок на БАМ в 2-3 раза за счет роста промышленного производства, строительства железнодорожной линии на Якутск, освоения ряда месторождений и развития Ванино-Совгаванского транспортного узла. Предлагаемый проект второй очереди БАМ (БАМ-2) подразумевает строительство двухколейной дороги на всем протяжении магистрали и рокад, которые откроют доступ к неосвоенным месторождениям. Как это ни удивительно, но в настоящее время около 85% магистрали протяженностью 5,5 тыс. км (вместе с ответвлениями) - однопутная сеть дорог, 70% пути не электрифицировано. Пропускная способность магистрали дополнительно ограничена закрытием раздельных пунктов в период спада перевозок в 90-х гг., наличием участков с нарушенными межремонтными сроками, где имеются дефекты земляного полотна, верхнего строения пути и искусственных сооружений.
Аргументация сторонников БАМ-2 в целом убедительна. Как сообщил на совещании В.Ишаев, грузооборот БАМ за первые два месяца 2010 г. вырос на 130%. По словам полпреда, разработка угольных, рудных месторождений, строительство ГОК к 2020 г. повысит грузооборот до 50 млн. т, а, учитывая развитие морских портов на побережье Тихого океана, и до 80 и более млн.т. ОАО "Российские железные дороги", которое давно и активно продвигает развитие зоны БАМ в государственных структурах и бизнес-сообществе, прогнозирует рост объемов перевозок грузов по магистрали к 2050 г. до 100 млн. т. В РЖД утверждают, что сейчас БАМ все чаще становится "узким местом" при транспортировке грузов. Республика Саха/Якутия к 2030 г. ожидает семикратного увеличения загрузки дороги за счет роста объемов перевозок угольной продукции, черных металлов и железорудного концентрата, минерально-строительных материалов, древесины и продукции лесопереработки. Проект, который предусматривается реализовывать на принципах государственно-частного партнерства, обойдется в 800 млрд. руб., развитие инфраструктуры в зоне магистрали потребует еще 500 млрд. руб.
Впрочем, большая часть представителей бизнеса, принимавших участие в обсуждении проекта, пока не демонстрирует готовности вкладывать свои средства в проект. Кроме того, некоторые эксперты утверждают, что существенный рост грузоперевозок, упомянутый В.Ишаевым, обеспечен за счет низкой базы кризисного 2009 г., само появление таких мега-проектов они объясняют сложностями с бюджетом ДФО, а не реальной необходимостью расширения БАМ.
В то же время, никто не станет отрицать, что Восточная Сибирь и Дальний Восток просто обязаны использовать в своих интересах взрывной рост сырьевых аппетитов Поднебесной. Развитая транспортная инфраструктура - обязательное условие российского участия в диверсификации закупок Китаем сырья, прежде всего, металлургического. Конечно, говорить о серьезной конкуренции бразильским и австралийским поставщикам не приходится, но по продажам в КНР железной руды Россия сегодня уступает даже Украине, и российские компании, готовые усилить свое присутствие в Незалежной, только усугубят это отставание.
Получается, что в глобальном масштабе БАМ-2 и другие крупные инфраструктурные проекты в СФО и ДВО могут быть интересны горнорудному бизнесу. Но в настоящее время ресурсы компаний сосредоточены большей частью на рокадных участках локального масштаба: например, 270 км железнодорожных линий к ЖР-месторождениям в рамках инвестиционного проекта "Комплексное развитие Южной Якутии" или подъездной путь к Эльгинскому угольному месторождению ("Мечел"). Однако в случае успешной реализации и начала поставок сырья с указанных проектов нагрузка на БАМ ощутимо возрастет. Свой вклад внесут предприятия ГК "Петропавловск", формируемые в рамках инвестпроекта "Создание горно-металлургического кластера в Приамурье", Чинейское месторождение ванадийсодержащих титаномагнетитовых руд ("Союзметаллресурс", структура БАЗЭЛ) в Забайкальском крае, Сарданское полиметаллическое месторождение в Якутии и ряд других крупных активов.
Получается, что инициаторы строительства БАМ-2 смотрят дальше, чем бизнес, который лучше считает деньги и не спешит с инициативой выступить в роли спонсора. Каков же выход? Станет ли известно о новом назначении очередного олигарха куратором мега-проекта, как это произошло с В.Вексельбергом в Сколково?
Верится, что в предложениях, которые по итогам совещания будут направлены в адрес правительства, появятся убедительные аргументы в пользу серьезного государственного участия в модернизации магистрали. Не стоит забывать и о возможности привлечения заинтересованных иностранных инвесторов - примеры тому уже имеются.
...Если вернуться к параллелям в судьбе Эйфелевой башни и Байкало-Амурской магистрали, то можно вспомнить, что башню намеревались демонтировать сразу после Парижской выставки 1889 г. А уже уложенные участки БАМ во время Великой Отечественной войны были разобраны и использовались под Сталинградом. Но нам хотелось бы других аналогий - чтобы БАМ стал гордостью России, и на его фоне, а затем и на фоне БАМ-2, можно было бы сфотографироваться на память!