Новости металлургии 

Metaldaily.ru/Новости - 25.03.2010

БАМ 2.0: новая ударная стройка ценой 800 млрд руб. "РосБизнесКонсалтинг". 24 марта 2010

25.03.2010 - 11:26
Байкало-Амурская магистраль (БАМ) готовится к существенному расширению: правительство всерьез занялось вопросом строительства второй очереди магистрали. Таким образом, спустя много лет власти хотят продолжить "стройку века", ставшую в свое время определенным символом советской эпохи.

Впрочем, теперь дело пойдет без комсомольской романтики и массового привлечения молодежи, а со здоровым прагматизмом и привлечением сотен миллиардов рублей.

Когда БАМ только построился, выяснилось, что он экономически нецелесообразен: в те времена такая крупная магистраль оказалась толком не востребована. Проект оказался убыточным. Однако все течет, все меняется. Аппетиты к полезным ископаемым росли, и по мере разработок все новых месторождений в регионе стало понятно, что БАМ может в ближайшем будущем не справиться с увеличивающимся потоком грузов. В 2000-е началась активная проработка стратегии развития магистрали.

Железнодорожная магистраль должна стать одной из точек роста производства в округе, а для этого необходимо построить вторую очередь БАМа, заявил сегодня полпред президента в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) Виктор Ишаев. Президент России Дмитрий Медведев уже поручил правительству проработать этот вопрос. При этом В.Ишаев оценил инвестиции во вторую очередь магистрали в 800 млрд руб., хотя в правительственной "Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030г." этот параметр был оценен вдвое дешевле - в 400 млрд руб.

Растущие грузоперевозки

Необходимость развития БАМа чиновники объясняют ростом грузоперевозок. По словам В.Ишаева, имеющиеся сегодня технические возможности БАМа не позволяют перевозить грузы, которые уже могут производить российские компании. Так, порты, прилегающие к БАМу, до 2050г. должны будут принять грузы в поставках на экспорт от 80 млн до 108 млн т, объяснил В.Ишаев. Для этого нужно построить вторую очередь БАМа, которая включила бы в себя и новую ветку, и подъездные пути, и ответвления к месторождениям, и инфраструктуру морских портов.

Президент "Российских железных дорог" (РЖД) Владимир Якунин заявил, что объем перевозок грузов по БАМу к 2050г. может вырасти до 100 млн т. Ранее он прогнозировал, что грузооборот БАМа к 2020г. возрастет до 220 млрд т на км, что в 3,4 раза больше, чем в 2008г.

Между тем пока доля БАМа от всего грузооборота РЖД в 2008г. составила только 3,04% - 64,4 млрд т-км, говорит ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" ДМитрий Баранов. С учетом снижения грузоперевозок в 2009г. из-за кризиса, доля БАМа осталась такой же или даже меньше.

По БАМу в основном перевозится уголь, руда, металлы, говорит консультант департамента due diligence НКГ "2К Аудит – Деловые консультации" Андрей Чернявский. По его оценке, пока дефицита грузоперевозочных мощностей БАМа не ощущается, хотя объем грузоперевозок за пять предкризисных лет увеличился более чем на 80%. Главная проблема БАМа – как раз увеличение грузопотока. Сейчас по БАМу перевозится не более 15 млн т грузов при пропускной способности в 20 млн т, говорит эксперт.

Д.Баранов соглашается, что пока мощностей хватает, однако с развитием Сибири, Забайкалья и Дальнего Востока их может оказаться недостаточно. БАМ, по большей части, является одноколейной дорогой, да и электрифицирован он лишь частично, отмечает эксперт.

За природными ресурсами

До последнего времени в зоне тяготения БАМа в промышленных объемах эксплуатировались только отдельные месторождения угля, железной руды и минерально-строительных материалов. Вместе с тем по разнообразию и размерам запасов природные ресурсы зоны БАМа не имеют мировых аналогов. Здесь, под землей, скрыта практически вся таблица Менделеева - от драгоценных металлов до не менее ценных ванадия и титана, имеются крупнейшие месторождения угля, железной руды, углеводородного сырья, меди.

А.Чернявский отмечает, что разработка перспективных месторождений увеличит грузопоток БАМа. Так, с введением в строй Эльгинского (запасы оцениваются в 1,2 млрд т угля) и Апсатского месторождений (2,2 млрд т угля и до 180 млрд куб. м метана) возрастет перевозка угля, а освоение Чинейского рудного месторождения стимулирует создание горнорудных предприятий.

С 2011г. начнет разрабатываться Удоканское медное месторождение (14,43 млн т меди), поэтому грузопоток будет увеличиваться, констатирует эксперт. Сдерживает освоение месторождений именно недостаток инфраструктуры: дефицит энергомощностей, недостаточность водообеспечения, а также проблемы с привлечением рабочих на предприятия из-за нехватки жилья.

Кроме того, в перспективе должны серьезно увеличиться перевозки по БАМу леса и нефти, считает А.Чернявский. По его прогнозу, к 2030г. грузопоток по БАМу будет составлять 35-40 млн т грузов, а в 2050г. - 80 млн т грузов. -- РосБизнесКонсалтинг

Новости по этой теме

В Новости

Всего новостей  158021

ГОД:
МЕСЯЦ:
Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
6
7
13
14
21
24
25
26
27
28
29
30

Подписка на рассылку

Ежедневные новости металлургии в Вашем почтовом ящике
RSS

Информер

Ежедневно обновляющиеся заголовки 10 последних новостей металлургии на вашем сайте

все информеры >>