Иракский лом. "Укррудпром (Украина)". 22 марта 2010
22.03.2010 - 10:43
Сегодня даже крупнейшая корпорация с глобальными масштабами деятельности не может пренебрегать сравнительно мелкими проектами. Особенно если их планируется реализовать в перспективных регионах.
В частности, ведущий мировой производитель стали компания Arcelor Mittal сообщила о создании совместного предприятия с турецкой фирмой Dayen для строительства небольшого завода на севере Ирака. Участники СП планируют вложить 100-130 млн. долларов в предприятие, которое будет выплавлять сталь из собираемого в окрестностях металлолома. Его мощность составит 250 тыс. тонн арматуры в год с перспективой расширения до 500 тыс. тонн.
Правда, также и компания Mass Global Investment Company из Иордании, которая в настоящее время строит три газовых энергоблока в иракском Курдистане, хочет построить в этом месте металлургический завод. При этом проект Mass Global Investment Company более солидный, чем у Arcelor Mittal с партнером. Иорданская компания готова инвестировать в строительство 250-300 млн. долларов собственных средств, а объем выплавки стали достигает в ее проекте 1 млн. тонн в год.
Ирак в последний год значительно расширил потребление стальной продукции благодаря все более широкомасштабным работам по восстановлению экономики страны. Однако пока в Ираке нет ни одного действующего металлургического завода, а реализация проекта по реанимации построенного еще в 70-е годы предприятия на юге страны уже который год откладывается на неопределенный срок.
Корейская компания Posco также стартовала относительно мелкий для себя проект. В связи с вполне вероятным срывом сделки по приобретению таиландского производителя нержавеющей стали Thainox компания намерена инвестировать около 200 млн. долларов в расширение мощности своего предприятия во Вьетнаме от нынешних 85 тыс. до 200 тыс. тонн нержавеющей продукции в год.
И в Индии Posco вкладывает 240 млн. долларов в строительство в штате Махараштра завода, который будет ежегодно выпускать до 450 тыс. тонн оцинкованного проката для нужд автомобилестроительной отрасли и производителей бытовой техники. Ввод в строй нового предприятия намечен на второй квартал 2012 года. Ранее Posco планировала возвести в Индии гигантский металлургический комбинат на 12 млн. тонн в год, но уже пятый год никак не может решить проблему с приобретением земельного участка под строительство.
Официально Posco не объявляла об отказе от этого проекта, но, очевидно, корейцы сейчас предпочитают получать доступ на индийский рынок более простыми способами. Помимо старта строительства в Махараштре, Posco подписала на прошлой неделе соглашение с крупнейшей индийской государственной металлургической компанией SAIL о совместном проекте. Речь идет о возведении интегрированного сталелитейного комбината на 3-4 млн. тонн в год стоимостью около 3,3 млрд. долларов. Завод предполагается построить в штате Джаркханд, богатом железной рудой. Вероятно, SAIL как государственной компании будет проще получить доступ к железорудным ресурсам.
Ищет себе партнера в Индии и Arcelor Mittal. По данным индийских СМИ, корпорация ведет переговоры о приобретении доли местной компании Bhushan Power & Steel. В настоящее время ей принадлежит всего один металлургический завод мощностью 1,5 млн. тонн в год, но зато Bhushan имеет лицензии на разработку ряда перспективных железорудных и угольных месторождений.
С нарастающим итогом
За последнюю неделю ситуация на мировом рынке стали не претерпела существенных изменений. Металлургические компании по всему миру продолжали поднимать цены на свою продукцию, чтобы компенсировать увеличение затрат на сырье. Мнение потребителей на этот счет практически в расчет не принималось: цены поднимались примерно в одинаковом темпе во всех регионах независимо от реального уровня спроса.
В основании этих цепочек находились в секторе плоского проката железная руда и коксующийся уголь, а в секторе длинномерного проката — металлолом. При этом если минеральное сырье должно возрасти в цене только в начале апреля, то лом поднимается уже в течение нескольких недель подряд. В последние дни стоимость американского материала HMS № 1&2 на рынках Турции и Восточной Азии превысила 400 долларов за тонну CFR.
Подъем цен на лом до самого высокого уровня за последние полтора года стимулировал резкое подорожание заготовок. Украинские компании взвинтили цены на полуфабрикаты до 520-530 долларов за тонну FOB, а турецкие — до 550-570 долларов за тонну FOB. В Иране стоимость российской продукции достигла при этом 570-580 долларов за тонну CFR, а в странах Юго-Восточной Азии некоторые предложения поступали и из расчета 600 долларов за тонну CFR. Правда, далеко не все потребители были готовы платить за полуфабрикаты так дорого.
До последнего времени рост цен на металлолом и заготовки в недостаточной степени отражался на рынке длинномерного проката. Нет, котировки на эту продукцию поднимались исправно. Турецкие компании довели стоимость арматуры до 590-610 долларов за тонну FOB, а европейские компании предлагали эту продукцию по 450-470 евро (616-643 долларов) за тонну EXW. Однако трейдеры и строительные фирмы были явно не готовы платить такие цены и вместо этого резко сократили объемы закупок. Только в последние дни турецкие экспортеры увидели хоть какой-то просвет, дождавшись появления новых заказов со стороны Ирана, стран Северной Африки и Юго-Восточной Азии из расчета 575-585 долларов за тонну FOB.
Ситуация на рынке плоского проката выглядит даже еще более запутанной. Бразильские компании предлагают слябы в Восточную Азию с поставкой во втором квартале по 620-640 долларов за тонну CFR, не намного отстают от них и российские производители. Этот уровень кажется местным прокатным компаниям изрядно завышенным даже с учетом повышения цен на готовый прокат, которое идет в регионе полным ходом. Китайские компании, обычно формирующие нижнюю границу ценового интервала, предлагают горячекатаные рулоны и толстолистовую сталь на май по 600-630 долларов за тонну FOB, а японские производители планируют на апрель подъем до 700 долларов за тонну FOB и более.
В самом Китае цены на горячий прокат тоже пошли вверх, быстро преодолев отметку 4000 юаней (586 долларов) за тонну с металлобазы. Впрочем, многие эксперты по-прежнему не доверяют этому подъему и опасаются, что котировки могут быстро упасть снова под влиянием перепроизводства.
Российские компании в марте повысили цены на плоский прокат при поставках в Европу и страны Ближнего Востока на 40-60 долларов за тонну. Таким образом, стоимость горячекатаных рулонов для ближневосточных покупателей достигла 650-680 долларов за тонну CFR, а в ЕС превысила 500 евро (684 долларов) за тонну CFR. Правда, и европейские металлурги приблизили свои отпускные цены на горячий прокат к 480-500 евро за тонну EXW. Потребители пока воздерживаются от крупных закупок и ждут, чем завершится эта ценовая вакханалия. Не исключено, что и спадом.
Вдвое больше
Китайская металлургическая ассоциация CISA обратилась к правительству страны с просьбой о помощи. Ведущие экспортеры железной руды — австралийские компании Rio Tinto и BHP Billiton, а также бразильская Vale, по данным CISA, потребовали повышения цен на железную руду на 90-100% по сравнению с прошлогодним уровнем. Как заявляют представители CISA, такое резкое подорожание нанесет значительный ущерб национальной сталелитейной отрасли и приведет к резкому повышению цен на сталь, которое окажет негативное воздействие на всю экономику страны.
Впрочем, поставщики руды четко ведут свою линию, направленную на максимальное сближение контрактных и спотовых цен на руду. Как раз на прошлой неделе стоимость индийского 63,5%-ного концентрата при поставках в Китай достигла 148-150 долларов за тонну CIF, что более чем вдвое превышает контрактные цены на аналогичное по качеству австралийское сырье. Руда на спотовом рынке прибавила за последние две недели почти 10% вследствие увеличения железнодорожных тарифов на перевозки экспортной руды в Индии на 6,6 долларов за тонну и общего дефицита сырья на мировом рынке.
В качестве альтернативы двукратному подъему цен BHP Billiton и примкнувшая к ней Vale предлагают японским, корейским и китайским клиентам заключать квартальные договора, которые в той или иной степени будут базироваться на стоимости руды на спотовом рынке. По некоторым данным, BHP Billiton и Vale выступают за смешанную систему ценообразования с фиксированным и плавающим компонентами.
Японские металлургические компании категорически не согласны на квартальные контракты, указывая, что со своими крупнейшими клиентами они подписывают соглашения, базирующиеся на ежегодных изменениях цен. Кроме того, по словам японцев, отказ от определяемых раз в год базовых цен противоречит условиям долгосрочных контрактов с поставщиками руды, заключенных в середине 2000-х годов.
Однако, по мнению экспертов, в условиях хронического дефицита на мировом рынке железной руды металлургам будет трудно противостоять горнодобывающим компаниям. Дело завершится либо поднятием годовых цен на 70-90%, либо переходом на квартальные контракты, как уже произошло на рынке коксующегося угля. Китайское правительство, правда, заявило, что собирается помочь металлургам с установлением "справедливых" цен на сырье, но специалисты полагают, что оно вряд ли в состоянии оказать какую-либо весомую поддержку. Цены на руду определяются на переговорах независимых хозяйствующих субъектов, какого-либо участия государств тут не предусматривается. А долгосрочные меры, направленные на снижение зависимости национальной сталелитейной отрасли от импортной железной руды китайское правительство и так предпринимает, хотя и без особого успеха. -- Укррудпром (Украина)