Новости металлургии 

Metaldaily.ru/Новости - 09.03.2010

Оффшорный рай может скоро закончиться. "Агентство национальных новостей". 5 марта 2010

09.03.2010 - 10:45
Руководство России намерено ужесточить борьбу с налоговыми схемами. Тема оффшоров (они же – налоговые убежища, они же – черные финансовые дыры), которая долгие годы публично почти не обсуждалась, начинает выходить из тени.

Ужесточить борьбу с налоговыми схемами призвал в бюджетном послании Президент РФ Дмитрий Медведев. А на днях заместитель генпрокурора Александр Звягинцев признал, что «есть у нас проблемы с оффшорными зонами, через которые выводится за рубеж и укрывается капитал», что «люди, отхватившие жирный кусок, не дожидаются визита компетентных органов, а переводят преступно нажитые капиталы за границу и ложатся на зарубежное дно».

На лондонском саммите лидеры «двадцатки», включая Дмитрия Медведева, заявили о готовности ввести санкции против оффшоров. Были озвучены и интересные цифры. Так, всемирная Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) оценивает ущерб мировой финансовой системы от «налоговых гаваней» в 11,5 триллиона (!) долларов США.

Американские детективы выяснили, что только на Британских Виргинских островах (одной из шести десятков имеющихся в мире оффшорных зон) зарегистрировано около 700 тысяч предприятий – и с началом кризиса их число ежемесячно увеличивается на несколько десятков тысяч. Тем не менее даже ведущие государства мира подходят к лечению оффшорной болезни весьма осторожно.

Так, в США отслеживают лишь те оффшоры, через которые может идти финансирование терроризма. Евросоюз тоже ограничивается полумерами.

– Мировая общественность борется за прозрачную экономику, – считает аналитик РБК Наталья Бендина. – Но в большинстве стран только делают вид, что борются с оффшорами. Считается, что от трети до половины мирового капитала прячется в оффшорах.

А какая часть российской экономики «сидит в оффшорах», не знает никто. Хотя о многом может сказать список тех, кто и не скрывает, что является оффшорником. Вы только представьте масштабы! Итак…

«Альфа Групп» Михаила Фридмана и Петра Авена (а это «Альфа-банк», «Альфа-Страхование», ТНК-ВР, «Мегафон», «ВымпелКом», торговая сеть «Пятерочка») зарегистрирована на компании из Гибралтара, Люксембурга, Британских Виргинских островов и Нидерландов.

«Базовый элемент» Олега Дерипаски (РУСАЛ, «Группа ГАЗ», Ингосстрах) записан на фирму с острова Джерси, которая, в свою очередь, принадлежит фирме с Британских Виргинских островов.

«Евраз» Романа Абрамовича (Западно-Сибирский, Нижнетагильский, Новокузнецкий металлургические комбинаты, угольные шахты, ТЭЦ) записан на кипрскую фирму.

Самый богатый в России человек Владимир Лисин владеет своим холдингом НЛМК через оффшорный «Флетчер холдинг Лтд», а главная компания Виктора Вексельберга «Ренова» зарегистрирована на Багамских островах.

«Металлоинвест» Алишера Усманова, «Уралкалий» Дмитрия Рыболовлева, «Мечел» Игоря Зюзина и «Уралхим» Дмитрия Мазепина числятся за кипрскими фирмами, «Миракс Групп» Сергея Полонского – за нидерландскими и виргинскими.

Оффшорные фирмы являются совладельцами «Северстали», «Совкомфлота», «Норильского никеля», «Аэрофлота», большинства нефтяных, авиационных и прочих компаний.

Финансовые компании наших государственных холдингов тоже не отстают от них. Например, у «Газпрома», который возглавляет Алексей Миллер, есть финансовая компания Gazprom Finance B.V., которая находится в Голландии, а фонды на Британских Виргинских островах.

Островную жизнь предпочитает и всеми любимый Анатолий Чубайс, компания Rusnano Capital которого зарегистрирована в Швейцарии, а первый фонд, «стоимостью» 500 млн. долларов США, будет прописан на тех же Британских Виргинских островах. Какие суммы они переводят через границы и для чего – уследить невозможно.

Если поглядеть реестры акционеров российских фирм с оборотом от 50 миллионов долларов США в год – почти в каждой будут акционеры-оффшоры. По самым осторожным оценкам, 90% крупных российских компаний целиком или частично принадлежат оффшорам.

Знают ли об этом в правительстве, в Госдуме? Разумеется. Трудно не знать о том, что ведущие отрасли экономики страны управляются из-за рубежа – и туда же, за рубеж, уходит их прибыль. И как власти оценивают ситуацию?

В декабре минувшего года, отвечая на этот вопрос в Госдуме, министр финансов Алексей Кудрин сказал:

– Наш бюджет теряет от оптимизации (уклонения от уплаты налогов. – Прим. АНН) через оффшоры, но она не является незаконной. Так уж повелось: банальную неуплату налогов и искажение бухгалтерии называют жестким словом «уклонение», и тем, кого в этом уличили, грозит уголовная ответственность. А вот неуплату налогов с помощью оффшорных схем деликатно именуют оптимизацией. И вместо уголовной ответственности в этом случае говорят о необходимости «дальнейшего совершенствования законодательства», «улучшения инвестиционного климата», «гарантий защиты капитала».

– Оффшоры приводят к серьезным структурным деформациям в экономике. Один из самых ярких примеров – ситуация с морскими судами и перевозками, – отмечает доктор экономических наук Борис Хейфец, главный научный сотрудник Института экономики РАН. – Если в 1992 году под российским флагом бороздили моря и океаны 1080 судов, то к 1 января 2003 года их оставалось всего 209.

Свести прибыль к нулю можно и с помощью лизинговых схем. Брать, например, самолеты в лизинг у своей оффшорной фирмы и всю прибыль отдавать в виде лизинговых платежей, благо их размер никто не ограничивает.

Еще одна лазейка – кредиты. Вспомним, как в ходе кризиса наше государство было вынуждено направить большие средства на помощь крупным корпорациям, чтобы они не останавливали предприятия и не выбрасывали людей на улицу. Все эти небедные люди спокойно могли бы решить проблемы за счет собственных капиталов, лежащих в оффшорах, но…

– Шахта «Распадская» имеет задолженность около 300 миллионов долларов США перед ирландской компанией Raspadskaya Securities Ltd, – приводит пример Никита Кричевский, профессор, научный руководитель Института национальной стратегии. – Понятно, что эти деньги владельцы предприятия дали в долг сами себе. Но ничто не мешает им прийти в правительство и просить деньги на погашение «иностранных долгов». Для пущего эффекта сотрудников на улицу выведут, дороги перекроют.

А еще можно искусственно завышать себестоимость, поручая часть работ оффшорным фирмам. Можно минимизировать налоговые выплаты с дивидендов. Очень удобно через оффшор оформлять дорогие приобретения – в этом случае никто не спросит, откуда у служащего с зарплатой в несколько десятков тысяч рублей или у бизнесмена средней руки эксклюзивные машины, элитные квартиры и недвижимость по всему миру. Но перечисление удобств оффшоров заняло бы слишком много места, к тому же Интернет просто забит рекламой, описывающей достоинства «налоговых оазисов».

– Мы совершенно не представляем, что происходит с нашими предприятиями, которыми владеют оффшорные компании, – говорит Никита Кричевский. – Кто их реальные собственники, какие кредиты «висят» на заводах и фабриках, не проиграны ли они в карты, в конце концов, – все это тайна за семью печатями. Ведь среди владельцев оффшорных компаний не только олигархи, но и, вероятно, чиновники. А они сделают все, чтобы избежать огласки.

Действительно, в глазах российских бизнесменов и чиновников едва ли не главным достоинством оффшоров является режим секретности, окружающий имена владельцев и бенефициаров (выгодополучателей) оффшорных фирм. Обещание конфиденциальности – в каждой рекламе каждого оффшора.

Если бы завеса секретности спала – мы узнали бы много интересного. Про чиновников и служащих, имеющих на островах многомиллионные счета. Про депутатов, которые якобы оставили свой бизнес, чтобы заняться политикой. Про детей известных лиц, которые вообще не работают, но тоже являются миллионерами. Про банкиров, оставивших без денег сотни тысяч вкладчиков. Про владельцев строительных фирм, обездоливших дольщиков. Про беглых олигархов, которые очень небедно живут за границей. И так далее.

Некоторые российские компании используют оффшоры, не только для «налоговой оптимизации», но и для контроля за собственными непрофильными активами. Так поступила, например, компания «Уралхим» предпринимателя Дмитрия Мазепина. Как нам удалось выяснить, в двух ключевых регионах своей деятельности – Кировской области и Пермском крае Мазепин приобрел в свое время несколько газет и ряд телеканалов и зарегистрировал их в большинстве своем на оффшоры.

В частности, в Кировской области - ЗАО «Телекомпания «9 канал» (владелец контрольного пакета акций ООО «Крафт», зарегистрированное в Москве, гендиректором является некто Сурин А.А.), ООО «Редакция газеты «Вперед» - учредителя и издателя информационно-аналитической газеты «Вперед» в г. Кирово-Чепецк (единственным учредителем ООО со 100% долей участия в уставном капитале является «Международная коммерческая компания "ЭКОВЕРТ ИНТЕРНЭШНЛ ГРУП ЛТД.» (ECOVERT INTERNATIONAL GROUP LIMITED), Дрейк Чамберз, Тортола, Британские Виргинские острова), ООО «Рекламное агентство Девятка» (единственным учредителем является все тот же Сурин А.А.).

В Пермском крае это ООО «Астер» - телекомпания в г.Березники (единственным учредителем Общества со 100% долей участия в уставном капитале является уже знакомая «Международная коммерческая компания «ЭКОВЕРТ ИНТЕРНЭШНЛ ГРУП ЛТД.» на Британских Виргинских островах). Тот же самый «ЭКОВЕРТ» является 100% учредителем ООО «БНГ «Неделя. ру», являющегося в свою очередь учредителем и издателем березниковских газет «Неделя. Ру» и «Азотчик», подконтрольных «Уралхиму». Также в Березниках с подачи «Уралхима» было создано рекламное агентство «Априори» (единственным учредителем является уже известный нам Сурин А.А.).

Мы позвонили в «Уралхим», чтобы проверить, какое отношение имеет к этой компании Сурин и нас пообещали соединить с некоей Е.Суриной, может быть его женой или родственницей. В Березниках Мазепин использовал и другой оффшор для контроля над собственными СМИ. В частности, оффшор «ЗАФОРЕКС МЕНЕДЖМЕНТ ИНК.» (ZAFOREX MANAGEMENT INC.) с Британских Виргинских островов в ноябре 2008 года за 80 тысяч рублей приобрел 100% местного ООО «Бюро информационных технологий» (БИТ), которое в свою очередь согласно договору с собственником доменного имени www.beriki.ru Дмитрием Ульрихом полностью занимается эксплуатацией и информационным наполнением этого ресурса.

«ЗАФОРЕКС» в целях финансирования деятельности ресурса также увеличил уставный капитал БИТа на 579 тысяч рублей. Руководителем БИТ является местный журналист Валерий Ковбасюк. По мнению экспертов, эта схема очень удобна для реального владельца всех этих активов – предпринимателя Дмитрия Мазепина, так как оффшоры являются лишь учредителями всех этих многочисленных обществ и никакой прямой ответственности за их деятельность в медийной сфере не несут. Следовательно, используя эти СМИ, владелец «Уралхима» может спокойно проводить идеологическую обработку населения регионов нахождения его предприятий для реализации необходимых ему целей.

Вы спросите, какая связь между этими оффшорами и Дмитрием Мазепиным? Да, самая прямая. В частности, договоры с Ковбасюком от имени «оффшорки» «ЗАФОРЕКС» подписывал некто Евгений Ерусов, сделавший так много полезного для владельца «Уралхима» Дмитрия Мазепина. Еще в 2002 году он руководил московской фирмой «РусФинМет», арбитражный иск которой помог Дмитрию Мазепину (на тот момент – гендиректору СИБУРа) вернуть имущество «Сургутского газоперерабатывающего завода», отошедшее было к «Сургутнефтегазу».

В 2004 году тот же Ерусов со своей фирмой участвует в аукционе по продаже пакета акций «Кирово-Чепецкого химкомбината», в итоге комбинат попадает в руки одной из компаний Мазепина, а ныне он находится в составе «Уралхима».

«Многостаночник» Ерусов известен, кроме того, и как гендиректор ООО «Секьюрити Инвестмент групп». Учредитель этого ООО – еще одна близкая Мазепину оффшорная компания «Fermovant Alliance Corp», которую возглавляет Андрей Ермизин, член совета директоров ОАО «Воскресенские минеральные удобрения» (предприятие в составе «Уралхима»), представитель компании CI-Chemical, недавнего акционера «Уралхима» и заместитель юридического директора «Уралхима». Как видно, связь оффшорного «ЗАФОРЕКСА» и «Уралхима» очевидна.

Не отстают от «Уралхима» и другие крупные компании. Известно, что компания «Базовый элемент» Олега Дерипаски ранее не раз использовала оффшорные схемы финансирования деятельности ряда подконтрольных ей региональных СМИ, а в прошлом году принадлежащая все тому же Дерипаске «Группа ГАЗ», находящаяся в сложном финансовом положении, по сообщению «Нижегородской деловой газеты», продала 100% ООО «Гостиница «Волна» в Нижнем Новгороде кипрскому оффшору «ВТТ Хотелс Ван Лимитед». «Волна» является одной из самых качественных гостиниц не только Нижнего Новгорода, но и всего Приволжского федерального округа и Дерипаска, вероятно, предпочел контролировать ее через оффшоры.

Многие помнят и знаменитый скандал вокруг офисного здания компании «Мосэнерго» в центре Москвы, которое в начале 2004 года приобрел кипрский оффшор Morraine. Против этой продажи выступил Владимир Путин, в то время занимавший пост Президента РФ.

«Куда уходят деньги от фактической приватизации так называемых непрофильных активов? Почему крупные объекты недвижимости в центре Москвы получают собственников на Кипре? Куда тратятся деньги?», – заявил Путин.

Все развитые страны, ведущие борьбу против оффшорного бизнеса (особенно она разгорелась в ходе кризиса), пытаются не столько прикрыть налоговые оазисы, сколько получить информацию о реальных владельцах фирм. «Большая двадцатка» уже почти выкрутила руки Кипру – он пообещал давать сведения в ответ на обоснованные запросы (то есть содержащие детальные доказательства вины лиц, в отношении которых поступает запрос).

Под давлением США «сдал» несколько сотен своих клиентов швейцарский банк UBS (Швейцария с ее банковской тайной считается одной из разновидностей оффшора). А правительство Германии официально объявило, что готово платить миллионы евро за краденую информацию о счетах немецких клиентов оффшорных банков.

Последние события вызвали большой резонанс в среде оффшорных бизнесменов, но общее мнение таково, что им и дальше удастся скрываться. Потому что оффшорная фирма на том же Кипре может принадлежать не реальному ее владельцу, а другому оффшору, например, с Британских Виргинских островов. Пройти же всю цепочку пока не удается даже спецслужбам. Во сколько же обходятся оффшоры развитым странам и, в частности, России?

– Через оффшоры проводится примерно 80% сделок по продаже на фондовом рынке российских активов, в результате чего бюджет теряет огромные суммы, – оценивает масштабы потерь Борис Хейфец. – По оценкам экспертов известной консалтинговой компании Boston Consulting Group, стоимость принадлежащих российским миллионерам финансовых активов, которые размещены в оффшорах, на конец 2008 года составляла 38% от общей стоимости всех их активов. Тогда как для американских миллионеров этот показатель равнялся примерно 3%, для японских – 2%.

Если бы завтра все оффшорные зоны были закрыты, что бы получила наша страна – даже при условии, что вывезенные деньги уже не вернутся? Минимум – двойное увеличение бюджета. Но не только. Рост бюджетных доходов позволил бы резко понизить разорительный для предприятий НДС, уменьшить тормозящий рост зарплаты ЕСН (единый социальный налог), раз и навсегда решить проблемы Пенсионного фонда. Еще большим был бы экономический эффект.

Не имея возможности вывезти средства за границу (за исключением личных доходов после уплаты налогов), олигархи вынуждены были бы вкладывать их в проекты на территории России: заниматься модернизацией промышленности, наращивать выпуск всех видов продукции, конкурировать между собой, завоевывать внешние рынки. В результате россияне жили бы пусть беднее европейцев, но не в пять, а, скажем, в два раза.

– Влияние оффшоров на кошелек рядового россиянина не только косвенное, – отмечает экономист Никита Кричевский. – Оффшоры используются при импорте продовольствия. Продукты закупаются на мировом рынке, перепродаются какой-нибудь кипрской компании и только потом идут к российскому импортеру. В реальности последний и «оффшорная прокладка» – одно лицо, которое и получает двойную прибыль. А мы в результате этих манипуляций покупаем продукты по заоблачным ценам.

Так почему же оффшоры еще живы? Есть несколько официальных и логичных объяснений, почему на свете существуют оффшоры, и одно – неофициальное.

Существование оффшоров отчасти оправдано: если бы не эти «оазисы», десятки государств могли бы ввести у себя такие драконовские налоги, что привело бы к стагнации, бунтам и прочим неприятностям. А так все знают, что у бизнеса есть выбор, – и предпочитают вести разумную налоговую политику.

Кроме того, оффшорные зоны – суверенные государства (или протектораты), и потому могут устанавливать у себя любой налоговый режим. Можно привести еще десяток аргументов, используемых чиновниками и политиками разных стран, в пользу того, что с оффшорами следует мириться. Так или иначе, «Большая двадцатка» призывает сделать оффшоры более прозрачными, но никто не предлагает их сделать прозрачными полностью или вовсе ликвидировать.

Объясняет такую терпимость неофициальная, но правдоподобная версия. Власти и крупный бизнес связаны теснее, чем принято об этом говорить.

Полтора века назад Маркс и Энгельс пришли к выводу, что у трудящихся всех стран общие интересы, откуда и родился лозунг «Пролетарии всех стран – объединяйтесь!». Но отсюда следует и «обратный» вывод: у олигархов всех стран тоже много общих интересов. И в отличие от пролетариев эти люди давно уже объединились.

Именно по этой причине оффшоры процветают уже много десятилетий, а вопрос: «Кому и зачем они нужны?», – практически не обсуждался. Во всяком случае, до нынешнего времени. -- Агентство национальных новостей

Новости по этой теме

В Новости

Всего новостей  158019

ГОД:
МЕСЯЦ:
Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
6
7
13
14
21
24
25
26
27
28
29
30

Подписка на рассылку

Ежедневные новости металлургии в Вашем почтовом ящике
RSS

Информер

Ежедневно обновляющиеся заголовки 10 последних новостей металлургии на вашем сайте

все информеры >>