Новости металлургии 

Metaldaily.ru/Новости - 02.03.2010

Интервью: Вероника Никишина, заместитель директора департамента торговых переговоров Минэкономразвития. "Прайм-ТАСС". 1 марта 2010

02.03.2010 - 13:18
Вопрос: Сколько ограничительных мер применяется в настоящее время в отношении российских товаров?

Ответ: По состоянию на начало февраля 2010 г против российских товаров зафиксировано 98 ограничительных мер, применяемых иностранными государствами, в том числе 40 антидемпинговых мер, 11 специальных защитных мер и 47 мер нетарифного регулирования торговли, включая меры административного регулирования. Кроме того, проводятся 4 антидемпинговых, 4 специальных защитных расследования, а также 5 пересмотров введенных ранее антидемпинговых мер.

Вопрос: Во сколько оценивается ущерб для российских производителей и экспортеров от применения ограничительных мер?

Ответ: По нашим расчетам, ущерб в настоящее время составляет порядка 2,040 млрд долл.

Вопрос: В каких странах действует максимальное число ограничений против российских товаров?

Ответ: Ограничительные меры в отношении российских товаров применяют 23 страны: Австралия, Азербайджан, Аргентина, Армения, Беларусь, Индия, Индонезия, Казахстан, Киргизия, Китай, Мексика, Молдова, Перу, Туркменистан, Узбекистан, США, Таиланд, Турция, Украина, Республика Корея, Филиппины, Совет сотрудничества арабских государств, а также страны-члены ЕС как единый таможенный союз. Максимальное количество ограничительных мер действует в Белоруссии /23/, ЕС /17/, Украине /10/, США /9/.

К наиболее проблемным рынкам, в которых заинтересованы наши экспортеры и на которых проводится агрессивная торговая политика защиты от российского экспорта, относятся рынки ЕС, Мексики, Австралии, США, Индии, Казахстана, Узбекистана, Беларуси и Украины. Более половины от всех введенных антидемпинговых мер направлены против российских черных металлов и изделий из них. Второе место занимают минеральные удобрения и химикаты.

Вопрос: Какие особенности 2009 года по доступу на внешние рынки для российских товаров Вы могли бы выделить?

Ответ: В 2009 году торговые партнеры России, особенно страны Юго-Восточной Азии, для защиты национального производства от последствий глобального финансового экономического кризиса применили широкий спектр антикризисных мер, используя, в первую очередь меры селективной защиты.

Так, в Индии начаты специальные защитные расследования по оксоспиртам и горячекатаному плоскому прокату /завершено без введения меры/, антидемпинговые расследования в отношении технического углерода и эмульсионной пастообразующей ПВХ смолы, открыт пересмотр антидемпинговой меры по политетрафторэтилену.

Китай инициировал сразу два антидемпинговых расследования - в отношении российских полиамидов и трансформаторной стали.

В Пакистане началось антидемпинговое расследование в отношении российского горячекатаного проката.

Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива начал процедуру специального защитного расследования в отношении уголков и балок.

Страны СНГ также активизировали применение мер по защите внутреннего рынка. Так, в Казахстане начаты специальные защитные расследования в отношении ваты и некоторых видов изделий из стекла, дрожжей, кондитерских изделий, а также кровельных и облицовочных материалов. Киргизия начала специальные защитные расследования в отношении сахара и муки. Украина инициировала специальное защитное расследование в отношении жидкого хлора и листового стекла, а также пересмотр антидемпинговой пошлины в отношении древесноволокнистых плит. Армения ввела дифференцированные ставки акцизов на национальную и импортируемую алкогольную продукцию. В Узбекистане для российских экспортеров большой проблемой стали задержки административного характера с конвертацией национальной валюты в СКВ, а также дифференцированные ставки акцизов на широкую номенклатуру товаров.

Вопрос: Введения какого количества мер удалось избежать в 2009 г, каким мог бы быть ущерб для экспортеров от введения этих мер? Насколько эффективно применяются Минэкономразвития меры по предотвращению возможного ущерба для российских экспортеров?

Ответ: В рамках проделанной Департаментом торговых переговоров /ДТП/ работы в 2009 году прекратили действие 26 ограничительных мер, препятствующих доступу российских товаров на внешние рынки. По экспертным оценкам, сумма предотвращенного ущерба составила около 700 млн долл.

Например, в Индии, несмотря на отсутствие сотрудничества со стороны заинтересованного российского производителя, без введения меры завершено антидемпинговое расследование в отношении карбоната калия. Благодаря четкой координации действий между ДТП и российскими экспортерами без введения меры завершены специальное защитное расследование и антидемпинговое расследование в отношении горячекатаного проката.

В Китае благодаря активной позиции Минэкономразвития России и российских производителей удалось снизить размер предварительной антидемпинговой пошлины в отношении трансформаторной стали до 4,6 проц - вместо указанной китайской промышленностью в петиции пошлины в размере 37 проц.

В Украине прекратили действие специальные защитные пошлины в отношении импорта российского абразивного инструмента, рубероида, шариковых подшипников. Завершено без введения меры специальное защитное расследование в отношении жидкого хлора.

В Казахстане отменена временная защитная пошлина в отношении кондитерских изделий. Киргизия завершила специальное защитное расследования в отношении сахара без введения мер.

В Бразилии закончили действие антидемпинговые пошлины на высокоуглеродистый феррохром и нитрат аммония.

Благодаря активной позиции ДТП, в Мексике закончила действие антидемпинговая пошлина на бесшовные трубы из углеродистой стали.

В Таиланде, несмотря на принятое решение о продлении действия антидемпинговых пошлин на горячекатаную сталь, из-под действия меры выведена металлопродукция, представляющая интерес для российских экспортеров, а также инициирован пересмотр размера действующих пошлин.

В связи с увеличением в январе 2009 г Турцией ввозных таможенных пошлин на некоторые изделия из стали проводилась активная работа по отмене действия меры, результатом которой явилась ее отмена в октябре 2009 г.

В Киргизии удалось добиться неведения специальной защитной пошлины в отношении белого сахара, вместо этого для России выделена квота в размере 84,5 тыс тонн в год.

Правительство Молдовы в результате активного переговорного процесса вернуло в правовое поле двусторонних договоренностей Российской Федерации и Республики Молдова систему признания российских сертификатов соответствия.

В Монголии с июня текущего года были выровнены дифференцированные ставки акциза, которые действовали с марта по май 2009 г.

Благодаря активным действиям ДТП, разъяснены условия беспрепятственного ввоза российской косметической продукции на рынок стран-членов ЕС в связи с введением в действие с 11 марта 2009 года Директивы ЕС о запрете продажи косметической продукции, прошедшей тестирование на животных. Кроме того, по инициативе ДТП и российской косметической отрасли уполномоченные органы Российской Федерации начали разработку альтернативных методов тестирования косметической продукции, что позволит гармонизировать внутреннее и международное законодательство в этой области и значительно улучшит доступ российской парфюмерно-косметической продукции на внешние рынки.

Минэкономразвития России принимает также активное участие в окончательном решении проблемы непризнания рыночного статуса российской экономики. В частности, консультации по этому вопросу проводились с Австралией, Аргентиной и Мексикой.

Проводилась работа по защите географических наименований в отношении крепких спиртных напитков и рыбной продукции российского происхождения на рынке ЕС.

Значительное внимание уделялось работе по минимизации негативного эффекта действия новой политики в отношении химических веществ /системы REACH/ на российский экспорт в ЕС. Проведен ряд встреч с российским бизнес-сообществом по вопросу влияния новой политики в отношении химических веществ /системы REACH/ на российский экспорт в ЕС, консультации с Комиссией ЕС и Европейским Химическим Агентством /ЕХА/. ДТП Минэкономразвития России принял активное участие в заседании Комитета ВТО по техническим барьерам и выступил с заявлениями по вопросам реализации системы REACH в ЕС и неправомерной классификации никелевых солей в ЕС.

В рамках созданных механизмов раннего оповещения по мерам, оказывающим влияние на торговлю с Китаем и ЕС, продолжалась работа по профилактике установления торговых барьеров. Результатом этой работы, в частности, является взвешенный подход китайской стороны к решению вопроса о возбуждении антидемпингового расследования в отношении российских полиамидов в первичной форме.

Вопрос: Какие еще направления работы Департамента торговых переговоров Минэкономразвития в 2009 г Вы могли бы выделить?

Ответ: Хотелось бы отметить, что большое внимание уделялось созданию благоприятных условий на зарубежных рынках для экспорта сельскохозяйственной и продовольственной продукции. Так, в Бразилии отменено ограничивающее импорт требование Министерства сельского хозяйства, рыболовства и снабжения Бразилии по обязательной двойной обработке бромистым метилом каждой партии российского зерна пшеницы. Снят запрет на ввоз зерна пшеницы из России в штаты Парана, Санта-Катарина и Рио-Гранде-ду-Сул. В Казахстане отменены экспортные ограничения на семена бобов, подсолнечника, хлопчатника и на прочие семена и плоды масличных культур.

Созданы условия для экспорта российской пшеницы на рынок Китая, между компетентными российской и китайской службами была достигнута договоренность о гарантиях того, что импортируемая из России пшеница будет выращена в свободных от вредителя - карликовой головни - зонах и карантинные для Китая объекты будут отсутствовать. Вопрос открытия рынка оставался не решенным с 2005 года.

Еще одним важным направлением работы Минэкономразвития России было активное участие в выполнении поручения правительства Российской Федерации в части оказания содействия экспорту российского зерна и муки за рубеж с использованием связанных кредитов, а также по линии гуманитарной помощи. В частности, определен перечень стран, потенциально заинтересованных в закупках российского зерна и муки на условиях связанного кредита; выявлены конкретные предложения /тендеры/ отдельных стран на закупки партий зерна, в результате которых были заключены контракты на поставки зерна. Подготовлен перечень стран, нуждающихся в получении гуманитарной помощи.

Сейчас на завершающей стадии находится работа по включению России в список стран, из которых разрешен импорт продукции аквакультуры. Ввоз такой продукции из России был невозможен в связи с отсутствием у Комиссии ЕС соответствующего плана мониторинга остатков вредных веществ в российской продукции. В настоящее время необходимые материалы направлены в Комиссию для утверждения, после чего российские производители продукции аквакультуры получат возможность экспортировать свою продукцию в страны-члены ЕС. Также совместно с Минздравсоцразвития России и Минсельхозом России прорабатывается вопрос о создании возможности для экспорта российской пищевой продукции, содержащей компоненты животного происхождения, на рынки стран-членов ЕС.

В рамках работы по созданию благоприятных условий для экспорта российской пантовой продукции на рынок Республики Корея была достигнута договоренность с корейской стороной о проведении совместного российско-корейского научного исследования в отношении характеристик российской пантовой продукции на предмет ее соответствия требованиям корейского законодательства. Проводилась работа по анализу существующих требований Международной пушной торговой федерации /IFTF/ для включения России в число стран, имеющих право использовать маркировку OA, которая гарантирует, что товар произведен из сырья в стране, где установлены и выполняются нормы и стандарты для производства пушнины и меха.

В настоящее время ведется работа по обеспечению благоприятных условий экспорта российских пищевых яиц на внешние рынки, а также прорабатываются возможности расширения рынков сбыта данной продукции.

Вопрос: Как складывалась работа по расширению доступа российских товаров на белорусский рынок?

Ответ: Несмотря на активные действия белорусского правительства по сдерживанию импорта в условиях глобального финансового экономического кризиса, по итогам активных двусторонних консультаций Белоруссия сняла ряд административных ограничений на ввоз широкого спектра российской продукции, в том числе сельскохозяйственной. С 2009 года отменено действие минимальных размеров квот товаров для обязательной закупки у белорусских производителей и для поставки на внутренний рынок Республики Беларусь.

В 2009 году была существенно сокращена сфера действия меры, в соответствии с которой государственные предприятии и предприятия с госдолей в Белоруссии могут приобретать товары только у производителей или их официальных представителей, включенных в специальные перечни. Работа по полной отмене данной меры продолжается.

С 2010 года в Белоруссии не применяется требование приобретать российское сырье, материалы, комплектующие изделия, машины и оборудование всеми государственными организациями только за счет средств долгосрочных /не менее 3-5 лет/ кредитных линий, открытых российскими банками. Решена проблема с конвертацией валюты под внешнеторговые контракты по поставке в Белоруссию так называемого некритического импорта /коммерческие банки Беларуси в 2009 году либо вообще не конвертировали, либо вводили ежедневные лимиты на покупку российского рубля/.

Отменен действовавший ранее порядок, при котором для государственных нужд республики закупались исключительно белорусские минеральные удобрения, лекарственные средства, медицинская техника и изделия медицинского назначения. Кроме того, в Белоруссии по настоянию Минэкономразвития России создан механизм обжалования решений конкурсных комиссий, который позволит российским участником государственных закупок в республике более эффективно защищать свои права.

В середине 2009 года возникла серьезная проблема в сфере технического регулирования. Так, в октябре 2009 года силами всех белорусских контролирующих органов по всей стране начались массовые проверки в розничных точках всей импортной продукции на соответствие требованиям Белоруссии.

После нескольких раундов консультаций с белорусскими компетентными ведомствами часть вопросов удалось разрешить, и ситуация в целом была нормализована. Сейчас тревожащим нас обстоятельством является введение белорусской стороной запрета на нанесение стикеров на продукцию, с помощью которой упаковка российских товаров обычно приводилась в соответствие с белорусскими требованиями. Запрет фактически еще не действует, однако может быть введен в любой момент. В настоящее время ведется активная работа по предотвращению введения данного запрета.

В 2009 году был также выявлен ряд мер, направленных в Белоруссии на ограничение российского импорта пива. Было предотвращено введение специмпортера пива, действие которого могло существенно сократить объемы и ассортимент российского экспорта в Белоруссию.

В прошлом году в Белоруссии было завершено специальное защитное расследование, проводившееся в отношении сеток стеклянных. В соответствии с решением правительства Белоруссии, с 4 февраля 2010 г в отношении ввозимых в республику стеклянных сеток на 3 года вводится специальная пошлина в размере 33,4 проц. Российские товары из-под действия данной меры выведены.

Вместе с тем надо отметить, что работа с белорусскими коллегами по отмене ограничений проводится на регулярной основе, и запланированы дальнейшие контакты по максимальному облегчению деятельности субъектов внешнеэкономической деятельности на основе принципов свободной торговли, вытекающих из международных обязательства наших стран.

Сейчас белорусская сторона выдвигает к России 12 претензий /в том числе действие спецэкспортера на газ, непредоставление белорусским товарам льгот, действующих при закупке по лизингу российской сельхозтехники и автотранспортных средств и др./.

Вопрос: Удается ли российским компаниям самостоятельно добиваться невведения и отмены ограничений?

Ответ: Да, российские экспортеры активно отстаивают свои права на внешних рынках, используя как механизмы раннего оповещения с Китаем и ЕС, так и участие в процедурах расследований. "ВСМПО-АВИСМА" ежегодно участвует в пересмотре по магнию в США, и ей удается снижать размер антидемпинговой пошлины. Кроме того, иногда российские предприятия прибегают и к снятию дискриминационных ограничений в судебном порядке.

Однако не всем удается добиваться желаемых результатов.

В ходе работы по повышению координации действий государственной власти и хозяйствующих субъектов проведено 11 раундов консультаций с российскими производителями и экспортерами в рамках Рабочей группы по выработке мер преодоления барьеров для развития внешнеэкономической деятельности при Совете по внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития России.

Вопрос: Как решается вопрос с поставками украинских труб на российский рынок?

Ответ: 30 декабря 2009 г в Москве был подписан Протокол о внесении изменений в Соглашение между Минэкономразвития России и Минэкономики Украины о регулировании поставок некоторых видов стальных труб, происходящих из Украины, на таможенную территорию Российской Федерации от 13 января 2005 года.

Протокол продлевает действие до 31 декабря 2010 года Соглашения, которое предусматривает добровольные количественные обязательства пяти украинских заводов на поставку широкой номенклатуры трубной продукции в Россию в пределах установленной квоты взамен на неприменение антидемпинговых пошлин, введенных по результатам расследования 29 декабря 2005 г сроком на 5 лет.

Следует отметить, что при квоте по Соглашению от 2005 года на 2009 г в размере 427,6 тыс т разговор про объем поставок в 2010 году идет на уровне не более 230 тыс т, т.е. предусматривается существенное сокращение присутствия украинских труб на российским рынке.

На первый квартал 2010 года объем поставок украинской трубной продукции в рамках Соглашения определен в размере 55 тыс тонн. В настоящее время идет выверка статистических данных таможенных служб России и Украины по объемам поставок труб.

Вопрос: Произойдут ли какие-то изменения в деятельности Минэкономразвития по защите интересов российских экспортеров в связи с созданием Таможенного союза?

Ответ: Минэкономразвития в лице нашего департамента торговых переговоров будет продолжать осуществлять свою функцию по защите интересов экспортеров. Правительство РФ ставит перед нами задачу дальнейшего развития на национальном уровне системы поддержки экспорта и устранения торговых барьеров. В настоящее время мы участвуем в разработке Концепции совершенствования этой системы, которая будет утверждаться правительством. Хотелось бы, чтобы к выработке решений по этим вопросам активно подключилось и бизнес-сообщество.

Вопрос: Насколько создание Таможенного союза снизит потери российских экспортеров от применения ограничительных мер со стороны Белоруссии и Казахстана?

Ответ: В настоящее время проводится активная работа по отмене ограничительных мер во взаимной торговле России, Белоруссии и Казахстана. В соответствии с решением Комиссии таможенного союза, стороны должны до 1 июля 2010 года внести необходимые изменения в национальное законодательство. При этом следует отметить, что ограничительные меры, применяемые в сферах государственной поддержки и государственных закупок, не подлежат урегулированию в рамках формирования Таможенного союза. Соответствующие соглашения уже разрабатываются в рамках Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана. -- Прайм-ТАСС

Новости по этой теме

В Новости

Всего новостей  158124

ГОД:
МЕСЯЦ:
Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
6
7
13
14
21
27
28
29
30

Подписка на рассылку

Ежедневные новости металлургии в Вашем почтовом ящике
RSS

Информер

Ежедневно обновляющиеся заголовки 10 последних новостей металлургии на вашем сайте

все информеры >>