Тува через призму Сибирской стратегии-2020. "ТуваОнлайн". 26 февраля 2010
26.02.2010 - 13:38
В постсоветский период Россия достаточно долго, почти два десятилетия обходилась без документов, определяющих основные направления развития в долгосрочной перспективе, время от времени утверждая программы только среднесрочного характера, и не намечая стратегических ориентиров. Эта ситуация была определена некоторыми аналитиками как "кризис целеполагания".
Между тем, к концу 90-х и особенно "густо" в 2006-2007гг. начали появляться стратегии и долгосрочные программы развития субъектов РФ. Так, в Туве в 1994г. была разработана Программа структурной перестройки экономики, в 2003г. – Программа социально-экономического развития на период до 2010г., в 2006-2008гг. - Стратегия социально-экономического развития и долгосрочная программа до 2015г.
Понятно, что в отсутствие методологических документов федерального уровня эти стратегии и программы разрабатывались изолированно, без учета общих направлений развития России, за что подвергались критике со стороны федерального Министерства экономического развития. Претензии были, конечно, обоснованными, однако не совсем корректными, поскольку сверять свои ориентиры регионам было не с чем.
К концу первого десятилетия XXI века, наконец, появился целый ряд федеральных документов, определяющих стратегические приоритеты развития государства, пути, формы и сроки их реализации. Наиболее важными из них являются Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Правительством Российской Федерации в ноябре 2008г. вместе с планом действий по реализации и Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (май 2009г.).
В течение ряда лет продолжается работа над новой редакцией федерального закона "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития в Российской Федерации". В процессе разработки проект трансформировался и сейчас называется "О государственном стратегическом планировании". До принятия этого закона роль методологической основы долгосрочного прогнозирования будет, судя по всему, играть Указ Президента Российской Федерации "Об основах стратегического планирования в Российской Федерации".
В этот же период появились долгосрочные стратегии развития отраслей экономики – Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года, утвержденная Правительством Российской Федерации (ноябрь 2008г.), Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года (июнь 2008г.), Энергетическая стратегия России на период до 2030 года (ноябрь 2009г.), Стратегия развития химической и нефтехимической промышленности на период до 2015 года (март 2008г.) и т.д. Разрабатываются стратегии развития экономики федеральных округов. В декабре 2009г. утверждена Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года.
Не последнее место в этой системе долгосрочных документов займет и Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года, или "Стратегия Сибири 2020" (http://www.sibfo.ru/strategia/strdoc.php.). Ее проект подготовлен рабочей группой Высшего экономического совета Сибирского федерального округа, в которую входили ученые, представители власти сибирских регионов, руководители крупных корпораций, ученые Сибирского отделения РАН. Проект внесен в Минрегион России, а затем будет представлен на рассмотрение Правительства Российской Федерации.
Новая "Стратегия Сибири 2020", конечно, является, если можно применить этот термин, "правопреемницей" Стратегии развития Сибири, утвержденной Правительством России в 2002г., и положений Указа Президента РФ "О дополнительных мерах государственной поддержки экономического и социального развития Сибири"(1996г.). Эти документы в прошлом сыграли определенную положительную роль, однако сегодня признаются недостаточными. Они, как отмечалось на совместном заседании Совета Сибирского федерального округа и Межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение" (Томск, январь 2005г.), "не смогли обеспечить достижения кардинальных сдвигов в развитии сибирских регионов".
В новом документе учтены произошедшие изменения, реалии первого десятилетия XXI века, в том числе связанные с глобальным финансово-экономическим кризисом, а также требования федеральных стратегических документов, принятых за последние годы. В качестве стратегической цели развития Сибири во втором десятилетии XXI века определено формирование устойчивой социально-экономической системы инновационного типа, гарантирующей достойный уровень и высокое качество жизни населения, способной решать проблемы сырьевой, энергетической, технологической и демографической безопасности Российской Федерации за Уралом и обеспечить реализацию национальных стратегических интересов России в мировом сообществе.
Среди основных ожидаемых итогов реализации "Стратегии Сибири 2020" - общий рост по сравнению с 2008г. (последним докризисным годом) валового регионального продукта – примерно в 1,6 раза, промышленного производства - в 1,45-1,55 раза, инвестиций в 2,2 раза, заработной платы и среднедушевых доходов – почти в 1,8 раза. Работа над проектом велась в течение ряда лет. Уже с 2005 г. в Сибири широко обсуждался проект "Стратегия Сибири: партнерство власти и бизнеса во имя социальной стабильности и устойчивого роста", с марта 2006г. прорабатывался проект концепции Федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Сибири на 2008 - 2020 годы".
В ходе научных дискуссий, обсуждения проекта в региональных властных структурах, в том числе и в Туве, документ становился все более подробным и совершенным по структуре. Для Республики Тыва важно, прежде всего, какое место отведено ей в новой сибирской стратегии. С удовлетворением следует отметить, что, если практически во всех прежних документах по развитию Сибири слово "Тува" можно было найти только в перечислении территорий, входящих в состав Сибири в целом, Восточной Сибири и Ангаро-Енисейского региона, то новый проект содержит приложение, посвященное долгосрочным приоритетам развития каждого из регионов Сибири, в том числе Республики Тыва, которая позиционируется как часть Южно-Сибирского широтного пояса хозяйственного развития.
Проблемы республики представлены достаточно подробно и в других частях проекта. В целом совпадают с республиканскими документами стратегические цели и задачи социально-экономического развития Республики Тыва, сформулированные в стратегии Сибири и основные инвестиционные проекты. Это, прежде всего, строительство железнодорожной линии Кызыл-Курагино в увязке с освоением минерально-сырьевой базы республики. Проект позиционируется Стратегией как один из инфраструктурных проектов Южно-Сибирского широтного пояса, обеспечивающих выход сибирской продукции на внешние рынки и дающие регионам Сибири возможность быстрого и комплексного развития, как важное звено эффективной логистической системы Сибири.
В число наиболее важных проектов Тувы также включены строительство мощной ТЭС на угле, цементного завода мощностью 330 тыс. тонн в год с последующим увеличением до 1000 тыс. тонн, освоение Межегейского месторождения коксующихся углей, освоение Бомской площади Улуг-Хемского угольного бассейна, разработка Октябрьского золоторудного поля, добыча меди, молибдена и попутных компонентов в Кызык-Чадрской перспективной площади, освоение Кызыл-Таштыгского месторождения полиметаллических руд, разведка и добыча меди, молибдена и попутных компонентов на Ак-Сугском медно-порфировом месторождении. Предусмотрены реконструкция и модернизация цеха железобетонных изделий Кызылского домостроительного комбината, строительство кирпичного завода, завода по производству минеральной ваты.
В число региональных зон опережающего развития включены зона опережающего развития по реализации крупных инвестиционных проектов на территории Республики Тыва, создаваемая для освоения топливно-энергетических полезных ископаемых и других природных ресурсов, и сельскохозяйственная зона опережающего развития Республики Тыва, предполагающая создание агропромышленного холдинга включающего в себя растениеводческие предприятия, скотоводческие и перерабатывающие предприятия. Совершенно обоснованно в проекте стратегии отмечается, что важнейшей "региональной точкой роста" в Республике Тыва должно стать формирование зоны опережающего развития туристско-рекреационного типа, предусматривающей развитие индустрии отдыха и туризма, включая развитие санаторно-курортных и бальнеологических комплексов. Важно, что и перспективные цифры экономики Тувы, содержащиеся в республиканских документах долгосрочного характера примерно соответствуют определенным Стратегией ожидаемым целевым сибирским показателям, хотя, конечно, полежат уточнению. Объем валового регионального продукта в 2020г. должен превысить 100 млрд.руб., в том числе в промышленности – 25,5 млрд., сельском хозяйстве -14,7, транспорте и связи - 16,4 млрд.руб.
Значительное место в Стратегии уделено позиционированию Сибирского федерального округа в системе международных хозяйственных связей. Среди основных приоритетов внешнеэкономической деятельности регионов СФО - ориентация на экспорт товаров и услуг в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе в Китай и Монголию. Заметное место в реализации этой задачи отведено и Туве. Предусмотрено строительство таможенно-логистических терминалов в г.Кызыле и с.Хандагайты, обустройство двустороннего автомобильного пункта пропуска Хандагайты-Боршо для его открытия в многостороннем режиме. Представляют большой интерес не только проекты, непосредственно связанные с Тувой.
Для жителей Тувы большое значение будут иметь создаваемые в перспективе в соседних территориях производственные комплексы, имеющие перспективу интеграции с производствами на территории Тувы, а также социальные объекты общесибирского значения – вузы, медицинские центры, санатории.
Например, предусмотренные Стратегией разработка Генеральных схем газификации и газоснабжения субъектов Российской Федерации Сибирского федерального округа. Или разработка межрегиональных туристских маршрутов "Великий чайный путь", "Путь скифов", "Сибирское кольцо", "Наш дом-Алтай" для последующего их включения в федеральную целевую программу "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации" вполне могут иметь для Тувы практическое значение. Как нельзя, кстати, здесь будут результаты спецпроекта Правительства республики "Девять драгоценностей" ("Тос эртине"), приуроченного к Году туризма, под знаком которого в Туве пройдет 2010 год.
Вместе с тем, некоторые возможности экономического развития Тувы остались в Стратегии неучтенными. Так, в числе проектов освоения ниобий-танталовых руд даже не упоминается Улуг-Танзекское месторождение. Можно было бы обозначить и перспективу организации добычи и экспорта питьевой воды, которая, по мнению экспертов, в ближайшее время станет крайне ценным ресурсом. Довольно странно выглядит упоминание о дефиците свинца и цинка в России на фоне освоения Кызыл-Таштыгского месторождения иностранной фирмой.
Вызывает вопросы, а, может быть, и сожаление, раздел "Развитие инновационной системы, повышение эффективности использования научного потенциала", в котором Тува вовсе не упоминается. Жаль, конечно, что тувинская наука, мягко говоря, пока не очень "котируется" в научном потенциале Сибири. Получается, что в течение ближайшего десятилетия от нее не ждут особых достижений. С этим трудно согласиться. Действительно, пока рано говорить об исследовательских университетах, технико-внедренческих зонах и технопарках.
Тем не менее, думается, что наука Тувы вполне может сказать свое слово, причем не только в гуманитарной области, где ее позиции традиционно сильны, но и в таких научных дисциплинах, как геология, особенно с учетом роста масштабов геологических работ в Сибири. Список незамеченных возможностей, конечно, можно продолжить, однако это не умаляет ценности документа в целом и его значения для Тувы.
Определение основных направлений развития и расстановка приоритетов, выбор наиболее перспективных инвестиционных проектов имеет важное значение. Но еще важнее найти эффективные инструменты и механизмы реализации этих проектов. Поэтому большой интерес вызывает приложение 6, в котором излагается План реализации Стратегии социально-экономического развития Сибири.
В качестве первоочередного мероприятия предусмотрено разработать и утвердить федеральную целевую программу "Экономическое и социальное развитие регионов СФО на период до 2020 года". Эффективной реализации этой программы должно способствовать создание федеральной дирекции - главного финансового, контролирующего и координирующего органа. Это положение не является бесспорным. Создание структур, в сущности, подменяющих исполнительные органы власти, уже предлагалось в прошлом, и результат положительным не был.
Среди форм адресной государственной поддержка для таких малоосвоенных территорий как Республика Тыва, в Стратегии важное место занимает стимулирование реализации инфраструктурных и сырьевых проектов на базе государственно-частного партнерства. В сущности, она уже применяются в Туве, в частности, при реализации инвестиционного проекта "Строительство железнодорожной линии Кызыл-Курагино в увязке с освоением минерально-сырьевой базы Республики Тыва".
Продолжается поиск адекватных современным условиям механизмов государственно-частного партнерства, прежде всего, в сфере привлечения в реальный сектор экономики частных российских и зарубежных инвестиций. Так, еще при рассмотрении вопросов Тувы на заседании Правительства Российской Федерации 13 марта 2008г., обсуждались вопросы создания консорциума, целью которого было бы эффективное развитие производительных сил Тувы и использование ее природных ресурсов в интересах экономики всей России. Пока эта форма еще не нашла своего организационного оформления.
Стратегией предлагаются к разработке и другие новые институты, формы и механизмы консолидации финансовых ресурсов в интересах развития экономики регионов Сибири, в том числе создание в СФО Регионального фонда развития, регионального банка развития (СРБР) для финансирования хозяйственной деятельности сибирской экономики, микрофинансовых кредитных институтов и др. Интересно, что в проекте "Стратегии Сибири 2020" много говорится о межрегиональной экономической интеграции, объединении экономических интересов субъектов РФ, входящих в СФО, но даже не упоминается о вариантах административного объединения субъектов с разным уровнем экономического развития.
Представляется, что сегодня не только решение, но даже обсуждение такого политизированного вопроса, по меньшей мере, несвоевременно. Тем более, что относительно категории "самодостаточность региона" единства мнений пока нет. Конечно, найдено решение не для всех вопросов. Не совсем ясно, на каких принципах и условиях будут реализованы социальные проекты, прежде всего, связанные с развитием социальной инфраструктуры Сибири, для которой, как указано в проекте Стратегии, характерно отставание от требований населения и стандартов, обеспечивающих привлекательность Сибири как места постоянного жительства.
Уже на уровне проекта ясно, что реализовать стратегию Сибири едва ли удастся без совершенствования федерального законодательства. В частности, предлагается совершенствование законодательной базы в части расширения полномочий и повышения эффективности действий органов власти регионов по обеспечению рационального режима природопользования и воспроизводства запасов полезных ископаемых и внесение изменений в закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", позволяющие субъектам Российской Федерации создавать региональные особые экономические зоны.
Оба предложения крайне актуальны и для Тувы Правовой поддержки требуют предлагаемые утверждение объединённой схемы территориального планирования Сибирского федерального округа, предоставление субсидий для обеспечения воздушных перевозок пассажиров из Сибири в европейскую часть страны и в обратном направлении, обеспечение приоритетного переселения жителей Сибири из ветхого и аварийного жилищного фонда и жилья, имеющего дефицит сейсмоустойчивости и другие предложения разработчиков Стратегии Сибири.
Предстоит решить еще один вопрос - станет ли механизм реализации сибирской Стратегии достаточным инструментом для эффективного развития Тувы, или в ближайшие годы республика не сможет обойтись без федеральной поддержки, осуществляемой в режиме "ручного управления", то есть с помощью адресных решений федеральной власти.
Как известно, последний раз проблемы Тувы обсуждались на федеральном уровне 13 марта 2008 года. По итогам рассмотрения на заседании Правительства России перспектив социально-экономического развития Тувы было принято Протокольное решение.
Подготовка Указа Президента или постановления федерального Правительства остается вполне актуальной, особенно в связи с приближением юбилейных дат - 100-летия установления протектората России над Тувой и основания Кызыла.
Для Тувы имеет большое значение и содержащееся в проекте сибирской стратегии-2020 (в перечне мероприятий) требование актуализации стратегий и долгосрочных программ сибирских регионов, приведения их в соответствие с основными приоритетами, задачами и этапами реализации "Стратегии Сибири 2020".
Действующие на сегодняшний день стратегические документы по развитию Тувы в целом и ее муниципальных образований были приняты в 2006-2007 гг., а затем скорректированы в 2008г. перед рассмотрением проблем Тувы на заседании Правительства России. Хотя прошло не так много времени, но это время было непростое, вобравшее в себя очень много противоречивых событий. Поэтому нелишне проанализировать сложившуюся в экономике ситуацию и направления развития Тувы, сверив их с положениями Стратегии Сибири.
Возможно, это целесообразно сделать в форме проведения в Кызыле экономического форума с участием федеральных органов управления, крупнейших корпораций России и, конечно, сибирского и тувинского научных сообществ, аналогично конференциям и совещаниям 70-80-х гг. ХХ века. Такое обсуждение способствовало бы формированию позитивного общественного мнения по вопросам реализации в Туве крупных инвестиционных проектов. -- ТуваОнлайн