Прямые перспективы. "Укррудпром (Украина)". 18 февраля 2010
19.02.2010 - 10:11
Украина может запустить промышленное производство железа прямого восстановления уже в ближайшие годы. Спрос есть, технологии тоже, дело — за инвестициями.
Рост потребления железорудного сырья в предкризисные годы пробудил у металлургов и рударей Украины интерес к новейшим технологиям получения железа. Наиболее перспективные из них — технологии прямого восстановления железа (англ. Direct Reduced Iron, DRI). С наступлением кризиса инвесторы умерили аппетиты, однако уже в 2010 году к проектам внедрения технологий DRI могут вернуться сразу на нескольких отечественных предприятиях.
Мировые реалии
Сегодня в черной металлургии мира используется три основных вида базового сырья: жидкий и твердый передельный чугун, стальной лом, железо прямого восстановления (в значительно меньших объемах). Последнее подразделяется на губчатое, горячебрикетированное (ГБЖ), карбид железа и др. По оценкам World Steel Association (WSA), несмотря на кризис, через несколько лет на планете до трети стали будет выплавляться именно на основе DRI.
В основе производства брикетов — прямое восстановление при взаимодействии потоков реформированного природного газа и железорудных окатышей, происходящее при температуре около 900°С. Исходное сырье для ГБЖ — офлюсованные окатыши с массовой долей железа более 66,5%, полученные из дообогащенного концентрата. Как сообщили "УкрРудПрому" на Северном горно-обогатительном комбинате (ГОК), по качественным характеристикам ГБЖ превосходит чугун и используется в мире наряду с ломом. Брикеты не содержат примесей пластмасс и цветных металлов — такие примеси в ломе существенно ухудшают качество стали. В целом использование DRI позволяет минимизировать объем отработанных отходов.
По информации WSA, в 2009 году глобальное производство DRI сократилось на 5,7% — до 53,563 млн. тонн. Среди лидеров по годовому объему производства — Индия (20,15 млн. тонн), Иран (8,203 млн. тонн), Венесуэла (5,508 млн. тонн), Мексика (4,203 млн. тонн). Ведущие производители — это прежде всего страны, обладающие собственным природным газом, поэтому считается, что прекрасные перспективы выпуска DRI имеет Россия, где уже несколько лет железо прямого восстановления производится на Лебединском ГОКе и Оскольском электрометаллургическом комбинате (оба — группа "Металлоинвест").
А в январе стало известно, что японская компания Kobe Steel запустила в США первый в мире отдельный завод по выпуску DRI — Mesabi (Хойт-Лэйкс, штат Миннесота). В центре "Укрпромвнешэкспертиза" Kobe Steel называют глобальным пионером технологий DRI. Так, именно эта компания разработала технологию ITmk3, ставшую платформой нового завода в США. ITmk3 предполагает получение прямовосстановленных окатышей (nuggets), в том числе из дешевой низкокачественной руды, которую трудно применить в доменном переделе — а это особенно актуально для Украины. С пуском завода в США Kobe Steel планирует развивать новые проекты с применением ITmk3 в Северной Америке, Вьетнаме, Индии, России, Австралии.
Украинские перспективы
Несколько лет назад Hares Engineering Company, входящая в Hares Group, приобрела у Kobe Steel лицензию на применение технологии ITmk3 в Украине.
Еще до объединения активов "Метинвеста" и "Смарт-Холдинга", Kobe Steel и Hares подписали предварительную договоренность о намерении построить на базе Ингулецкого ГОКа завод по производству DRI ежегодной мощностью 0,5 млн. тонн. Заинтересован реализовать проект DRI и Полтавский ГОК: по словам генерального директора комбината Виктора Лотоуса, бизнес-план строительства завода DRI ежегодной мощностью 3 млн. тонн на базе ГОКа был готов еще в 2005 году. Проработали перспективы DRI и в "Метинвесте" — в 2007 году специалисты Северного и Центрального ГОКов подготовили технико-экономическую оценку строительства по одной установке ITmk3 на каждом из комбинатов.
В Hares Engineering проект строительства мощностей по изготовлению 0,5 млн. тонн DRI в год оценивают в сумму не менее 300 млн. долларов. Однако с восстановлением мировых металлорынков подобные инвестиции будут окупаться достаточно быстро, считают в сырьевом департаменте центра "Держзовнишинформ" (ДЗИ). Более того, даже сейчас DRI благодаря своим преимуществам пользуется стабильным спросом на внутреннем рынке. В частности, по данным ДЗИ, в декабре 2009 года отечественные потребители импортировали почти 30 тыс. тонн железа прямого восстановления, а за весь прошлый год — 128 тыс. тонн. Это, конечно, значительно меньше, чем в 2008 году — 530 тыс. тонн — но причины снижения спроса вполне объяснимы.
Очевидно, что проекты производства железа прямого восстановления в Украине имеют хорошие перспективы. Более того, по словам почетного директора горнорудного дивизиона группы "Метинвест" Александра Вилкула, не нужно забывать и о перспективе разработки запасов окисленных руд Криворожского горно-обогатительного комбината окисленных руд. Именно ITmk3 способна сделать запасы этих руд "золотым дном" для инвестора. Заместитель министра промполитики Сергей Грищенко замечает, что в разработанной еще в 2005 году концепции завершения строительства предприятия указывалось на целесообразность расширения технологического цикла путем выпуска металлизированных железорудных окатышей. "ITmk3 — это де-факто готовый чугун с 96-98% Fe. Преимущество технологии — резкое сокращение потребления газа и возможность использования рядовых марок угля, тогда как другие технологии DRI достаточно газоемки. ITmk3 не требует сверхновых агрегатов — добрая доля оборудования может производиться в Украине. А в перспективе на основе попутного тепла можно генерировать электроэнергию", — отметил замминистра.
Так что японская технология и вправду хороша для Украины. Кто может стать инвестором этого направления? Компания, способная инвестировать 300-400 млн. долларов, начиная с 2011 года. -- Укррудпром (Украина)