Новости металлургии 

Metaldaily.ru/Новости - 12.02.2010

Глава группы компаний "НОВАЭМ" Виталий Черномор принял участие в парламентских слушаниях.

12.02.2010 - 16:28
11 февраля глава группы компаний "НОВАЭМ", председатель Совета директоров ОАО "Сибэнергомаш", председатель Совета директоров ОАО "Трубмаш" Виталий Черномор по приглашению Комитета по промышленности Государственной Думы Российской Федерации принял участие в парламентских слушаниях "О совершенствовании законодательной базы обеспечения безопасности опасных производственных объектов".

В своем выступлении Виталий Черномор особо отметил необходимость более четкого регулирования некоторых аспектов закупочной деятельности энергетических компаний, контроля за состоянием энергетических объектов, включая авторский надзор за эксплуатацией и ремонтно-сервисным обслуживанием агрегатов, а также предложил разработать и внедрить механизм возмещения эксплуатирующими организациями затрат изготовителей оборудования на его обследования и диагностику.

"Электроэнергетика – системообразующая отрасль. Положение дел в ней прямо отражается на экономике, на жизнедеятельности государства, на быте граждан. Даже небольшие сбои в работе энергообъектов потенциально могут привести не только к колоссальным материальным потерям, но и к человеческим жертвам.

Поэтому вопросы безопасности в отрасли нуждаются в жестком государственном регулировании. Необходимо совершенствовать систему технического надзора, практику заключения договоров поставок оборудования, создавать систему и механизмы контроля со стороны изготовителей оборудования за его эксплуатацией и ремонтами. Делать это следует достаточно быстро, поскольку состояние основных фондов в российской электроэнергетике давно оставляет желать лучшего" - считает Виталий Черномор.

По просьбе Комитета по промышленности эти предложения в ближайшее время будут переданы в Государственную Думу для включения в рекомендации слушаний с целью дальнейшего использования в ходе законопроектной работы.

Текст выступления Виталия Черномора на парламентских слушаниях

Уважаемые коллеги!

Положение дел в сфере обеспечения безопасности опасных производственных объектов, на наш взгляд, давно уже можно характеризовать как критическое. Оно обусловлено множеством причин, анализ которых содержится и в проекте рекомендаций сегодняшних слушаний, и в прозвучавших сегодня выступлениях.

Исходя из того, что эта проблема имеет комплексный характер, хотел бы обратить внимание присутствующих на ряд обстоятельств, прочно вошедших в нашу жизнь, но, как правило, далеко не всегда принимаемых во внимание.

Очевидно, что электроэнергетика - одна из ключевых отраслей экономики, от работы которой технологически зависит работа, без преувеличения, всех остальных отраслей, всех производств. Не только работа, но и безопасность. Думаю, в этой аудитории не стоит говорить о последствиях хотя бы временных перебоев в энергоснабжении, например, химических производств.

Очевидно, что от состояния энергообъектов, их соответствия нормам надежного и безопасного функционирования прямо зависят и надежная работа промышленности, сферы услуг, жизнь и здоровье миллионов людей.

Конечно, трудно пройти мимо таких серьезных аварий, как случившееся на Саяно-Шушенской ГЭС в августе прошлого года. Как говорится, гром не грянет… Но я бы хотел напомнить о другой, совсем не такой крупной. Девять лет назад, в феврале 2001 года из строя вышла дизель-электростанция поселка Депутатский в Якутии, единственный поставщик электроэнергии и тепла. В условиях сорокаградусных морозов на грани выживания оказались тысячи.

Ставший привычным для наших городов разрыв магистрали горячего водоснабжения иногда приводит не просто к параличу жизни в населенных пунктах, но и к человеческим жертвам.

И совсем свежий пример. Миддлтаун, США. Совсем новенькая электростанция, 620 мегаватт. Взрыв газа в ходе пуско-наладочных работ - и в результате разрушенный турбинный цех, 5 погибших и 12 раненых.

Это, повторюсь, совсем новый объект генерации. Что уж говорить про старые. В этом году в "черном списке" МЧС значится около 100 ТЭЦ, а, например, про Улан-Удэнскую ТЭЦ ТГК-14 новости всё чаще начинаются со слов "очередная авария".

Причины как минимум два десятилетия ни для кого не составляют секрета - износ оборудования, по некоторым позициям достигающий 80%, хроническое недофинансирование технического перевооружения и реконструкции, ремонтных работ, низкое качество строительства и ремонтов.

На последнем хотел бы остановиться подробнее.

Часто приходится наблюдать, когда контракты на строительство новых энергообъектов, на проведение работ по реконструкции и модернизации получают компании, не имеющие не только сколь-нибудь серьезного опыта такой деятельности, но и вообще не располагающие оборудованием, обученным персоналом. С ремонтами ситуация выглядит еще хуже.

Какого качества можно ожидать в таких условиях?

Такие подрядчики совсем не обязательно аффилированы с менеджментом энергокомпаний, в чем иногда упрекают их руководство. Причина в том, что существовавшая в РАО "ЕЭС России" единая стройная система закупочной деятельности с ликвидацией энергохолдинга, по существу, перестала существовать. Утверждаю это с полной ответственностью, поскольку наши компании плотно работают с энергетиками много лет. В каждой компании свои правила, свои регламенты, свои критерии, фактически предопределяемые понятным, но не всегда обоснованным стремлением к оптимизации издержек.

Три года назад, выступая на Всероссийском энергетическом форуме, я предлагал, чтобы государство устанавливало единые правила игры в этой сфере для всех без исключения субъектов энергорынка. Думаю, что необходимо вернуться к этому предложению. Вряд ли имеет смысл принимать и диктовать энергокомпаниям стандарты, регламенты или иные нормативные документы по закупочной деятельности. Но критерии отбора поставщиков товаров и услуг должны быть жестко зафиксированы, с учётом достоинств и недостатков практики регулирования этой деятельности в государственных организациях. Это будет способствовать не только наведению порядка в отборе поставщиков, но и повысит прозрачность закупочных процедур, инвестиционных проектов, позволит снизить риски энергетиков.

Второе, о чем хотел бы сказать - это о практике продления сроков эксплуатации узлов и агрегатов. Нередки случаи, когда оборудование, полностью выработавшее свой парковый ресурс, требует замены. А вместо этого проводятся работы по его ремонту или модернизации. Это сильно напоминает битву за живучесть "Жигулей". Конечно, можно достаточно продолжительное время поддерживать машину на ходу и даже проходить техосмотр, но с каждым километром этот участник дорожного движения представляет всё большую опасность. Ладно бы для себя, но и для остальных тоже.

В общем, с техосмотром надо что-то срочно решать.

Аналогия не случайна. Закон требует регулярного проведения техосмотра транспортных средств. Законодательством прямо запрещено внесение в них не согласованных с изготовителем конструктивных изменений. Производителями установлены сроки и правила регулярного технического обслуживания в сертифицированных сервисах, иначе можешь лишиться гарантии.

Идея о необходимости введения подобных правил в промышленности, как говорится, перезрела. Полагаю, что производители оборудования, особенно в энергетике, просто обязаны заниматься авторским надзором - систематическим обследованием поставленных ими агрегатов на соответствие не только заложенным в проект правилам и условиям эксплуатации, но и на соответствие этого оборудования первоначальному проекту, участвовать в оценке качества ремонтных работ, приемке оборудования в эксплуатацию после ремонта.

Здесь, однако, возникает вопрос, затронутый в рекомендациях лишь в предельно общем виде. Речь об оплате этой работы. А она достаточно трудоемка.

Необходимо разработать и законодательно зафиксировать нормы, определяющие

- правила такого надзора, ответственность как изготовителя, как эксплуатирующей организации, так и лица, осуществляющего работы по модернизации и ремонту оборудования;

- механизм возмещения эксплуатантом затрат производителя на работы по систематическому мониторингу, обследованию и диагностике оборудования, предусмотрев материальные стимулы повышения качества этой работы.

Это не так просто сделать, поскольку энергокомпания далеко не всегда выступает покупателем оборудования, оно может приобретаться и подрядчиками, среди которых случаются и недобросовестные, о чём я говорил выше.

Требует своего пересмотра и сложившаяся практика оценки состояния энергообъектов к работе в пиковых условиях. Сегодня она, по существу, сводится к выдаче паспортов готовности перед осенне-зимним максимумом нагрузок. Процедура эта во многом формальна, ее итог зачастую не отражает реального состояния энергообъекта. Во всяком случае, "черный список" МЧС плохо вяжется с тем фактом, что рано или поздно паспорта готовности получают все энергообъекты.

Уважаемые коллеги! Трудно переоценить важность рассматриваемой нами проблемы. И здесь особо хотел бы отметить то обстоятельство, что на сегодняшних слушаниях широко представлены представители делового сообщества. Надеюсь, что нас не только выслушают, но и услышат.

Спасибо за внимание.

-- INFOLine, ИА (по материалам компании)

Новости по этой теме

В Новости
 

ПЕРСОНЫ:


ГЕОГРАФИЯ:


ОТРАСЛИ:


Всего новостей  158053

ГОД:
МЕСЯЦ:
Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
6
7
13
14
21
25
26
27
28
29
30

Подписка на рассылку

Ежедневные новости металлургии в Вашем почтовом ящике
RSS

Информер

Ежедневно обновляющиеся заголовки 10 последних новостей металлургии на вашем сайте

все информеры >>