Управляющий директор ОАО "Находкинский морской торговый порт" Юрий Дорогань дал интервью ИАА "SeaNews".
08.02.2010 - 12:40
Юрий Васильевич, как отразился кризис на работе НМТП – изменилась ли номенклатура грузов, направления перевозок?
Самым тяжелым для порта стали четвертый квартал 2008 и первый квартал 2009 года, когда произошло резкое снижение грузопотока. Поэтому нашей основной задачей был переход с невостребованных на актуальные виды грузов. Практически полное отсутствие импорта и контейнерных перевозок мы заменили навалочными грузами, в первую очередь – углем. Благодаря этому порт сохранил уровень грузооборота.
Для того, чтобы обеспечить высокое качество перевалки угля, мы приобрели в 2009 году специализированную технику: углесортировочные машины, обеспечивающие очистку от механических примесей, фронтальные ковшовые погрузчики, экскаваторы, грейферы.
Структура экспортных металлов практически не изменилась. Основу экспортного грузопотока по-прежнему составляют черные металлы: стальная заготовка, слябы, катанка, сталь листовая в пачках и рулонах, поступающие на экспорт с металлургических комбинатов "Евраза" – Западно-Сибирского, Новокузнецкого и Нижнетагильского. Увеличились объемы перевалки катанки и арматуры.
Что касается направлений, то грузополучатели остались прежними: Тайвань, Китай, Южная Корея, США, Филиппины, Индонезия. Открыто новое направление на Иран и Индию, куда через наш порт экспортируется сталь в рулонах.
Каковы основные показатели порта в 2009 году?
В непростой экономической ситуации Находкинский морской торговый порт увеличил объемы переработки грузов на 460 тыс. тонн по сравнению с 2008 годом. Произошло существенное увеличение перевалки черных металлов, угля и алюминия.
Осуществлялось ли в минувшем году обновление парка техники, каков план под модернизации на 2010 год?
"Евраз" реализует в ОАО "НМТП" инвестиционную программу развития порта. Она ориентирована на приобретение новой техники для ведения погрузо-разгрузочных работ. В рамках этой программы в 2009 году порт приобрел углесортировочные машины, фронтальные ковшовые погрузчики, экскаваторы, тяжеловесные автопогрузчики "Кальмар" грузоподъемностью 37 тонн, на подходе из Японии автопогрузчики с боковым захватом. Новая техника эксплуатируется на перевалке тяжелых слябов, угля, алюминия.
В 2010 году планируется приобрести новые автопогрузчики, тягачи, грейферы. Продолжится программа модернизации парка кранов. Четыре тяжеловесных крана грузоподъемностью 20-40 тонн будут модернизированы при участии специалистов компании DOST с применением техники частотного регулирования. Модернизация позволит значительно сэкономить потребление энергетических ресурсов и продлить срок службы кранов.
Сказался ли кризис на кадровой политике порта?
Номенклатура груза изменилась, и нам нужно было оптимизировать производство. Поэтому часть персонала перевели на другие рабочие места на нашем же предприятии.
Каждый год РЖД обвиняет портовиков в создании пробок. В чем, на Ваш взгляд, заключаются проблемы на стыке железная дорога – порт?
На мой взгляд, проблема взаимодействия заключается в неравномерности движения железнодорожного подвижного состава в адрес порта. При своих возможностях выгружать 280-290 вагонов с металлом в сутки, порт порой в течение недели выгружает каждую смену по 120-150 вагонов, потому что этого груза просто нет на припортовой станции. А в это время составы в адрес порта скапливаются на Забайкальской железной дороге. Затем ситуация меняется – вагоны очень быстро перемещаются на Дальневосточную железную дорогу, и образуются проблемы с затариванием.
Как вы пытаетесь решать эту проблему?
Мы взаимодействуем с Дальневосточным управлением ДВЖД, выходим с предложениями координировать действия порта и железной дороги в части равномерного продвижения составов с разной номенклатуры грузов. Очевидно, что порт может работать максимально эффективно только в том случае, если прибывают грузы различной номенклатуры, предназначенные для разных фронтов выгрузки. Это позволяет задействовать все мощности – как причалы, так и перегрузочную технику. Поэтому мы предлагаем подавать под выгрузку вагоны с разной номенклатурой грузов, что обеспечивает ритмичную, хорошую работу порта.
Насколько эффективно в этом плане введение конвенций?
Конвенция подразумевает полный запрет на отгрузку определенного вида груза в адрес порта. Введение полной конвенции на отгрузку металлов может иметь обратный эффект, так как еще больше нарушится ритмичность подхода вагонов в порт. Действенным может оказаться частичное ограничение на отгрузку по номенклатуре или количеству.
А конвенции на отгрузку угля?
Если речь идет о перевалке углей в зимнее время, конвенция, безусловно, стабилизирует нашу работу. НМТП плотно взаимодействует с грузоотправителями, которые должны принять все возможные меры для обеспечения антисмерзаемости угля.
Действуют ли сейчас понижающие коэффициенты на перевозки грузов в порты Дальнего Востока?
В 2010 году понижающие коэффициенты для перевозки грузов по железной дороге продолжают действовать, что благоприятно сказывается на грузовой базе порта.
Какие другие меры господдержки портовой отрасли Вы считаете первоочередными?
Что касается поддержки портов со стороны государства, то, на мой взгляд, она может заключаться в следующем: исключить дальневосточные порты из реестра субъектов естественных монополий. Находясь в реестре, мы не можем быстро реагировать на изменение номенклатуры грузов, на изменение тарифов. В этом плане дальневосточные порты очень инертны в отличие от других стивидорных компаний. Из-за этого мы ограничены в развитии портовой инфраструктуры, что является серьезным тормозом для развития предприятия.
Каков Ваш прогноза на 2010 год?
Сегодня есть уверенность, что в 2010 году мы будем работать в стабильном режиме. Грузооборот планируем сохранить на прошлогоднем уровне и, по возможности, будем стремиться к росту объемов. Структура грузооборота останется прежней. В основе своей уголь и металл, то есть те номенклатуры, которые сейчас наиболее востребованы на рынке. -- INFOLine, ИА (по материалам компании)