IPO по-русски. "Укррудпром (Украина)". 26 января 2010
27.01.2010 - 09:58
Из-за кризиса у многих металлургических компаний возникли серьезные проблемы с кредиторами. В разных государствах их решают по-разному. В России, например, правительство помогло UC Rusal реструктурировать долги, и компания успешно провела IPO.
Еще в декабре у аналитиков были серьезные сомнения по поводу перспектив листинга UC Rusal в Гонконге. Совокупный долг крупнейшей в мире алюминиевой компании (12% мирового рынка) составлял 16,8 млрд. долларов, а репутация основного акционера Олега Дерипаски оставляла желать лучшего. Поэтому финансовые регуляторы Гонконга анализировали предложение компании чуть ли не под микроскопом. Фактически UC Rusal не соответствовала требованиям листинга из-за большого долга, и предупреждение об этом было выделено красными буквами на первых страницах проспекта.
Состояние Дерипаски уменьшилось из-за кризиса с 28 млрд. долларов в 2008 году — до 3,5 млрд. долларов в конце 2009 года. Бизнесмен продал за 1,5 млрд. долларов свою долю в канадской автомобильной компании Magna International и за 500 млн. пакет акций немецкой строительной корпорации Hochtief. Кроме того, ему пришлось расстаться и с некоторыми другими активами. Но только этого было недостаточно для спасения алюминиевого гиганта.
В январе 2009 года Дерипаска обратился к президенту Дмитрию Медведеву с предложением обменять долг компании перед госбанками на привилегированные акции (из 14 млрд. долларов долгов Rusal, около 6 млрд. долларов предоставили госбанки — Внешэкономбанк, Сбербанк и ВТБ). Предложение предусматривало обратный выкуп акций после завершения кризиса. Однако правительство не согласилось с этим предложением. В марте первый вице-премьер Игорь Шувалов объяснил, что правительство не собирается национализировать Rusal и в принципе не возражает, если кредиторы будут в ходе реструктуризации долгов входить в капитал российских компаний, в том числе и стратегических. А в августе представители компании утверждали, что Rusal не обращается и не рассчитывает на финансовую помощь от государства.
Однако когда появились сообщения, что Дерипаска действительно может расплатиться с иностранными кредиторами Rusal акциями компании, ему все же помогли. В конце концов Rusal находится в списке трехста стратегических компаний, деятельность которых государство рассматривает как жизненно важную для экономики России. Правда, помощь действительно была не финансовой.
Президент Дмитрий Медведев заявил, что государство должно применять силу "государственного принуждения" для прекращения "корпоративного эгоизма". И российские банки пошли навстречу Rusal. Вероятно, этот намек правильно понял и Михаил Прохоров, согласившись конвертировать 1,8 млрд. долларов всего в 6% акций компании. В результате его доля составит 19,16%, однако такая цена означала, что в их договоре Rusal был оценен в 30,3 млрд. долларов, а банки-участники планируемого IPO считали максимальной капитализацию в 20-25 млрд. долларов. Оставшиеся 880 млн. долларов будут реструктурированы на тех же условиях, о которых Rusal договорился с остальными кредиторами.
В начале декабря переговоры с более 70 российских и иностранных кредиторов были завершены подписанием около 50 соглашений, а ВЭБ, которому Rusal должен 4,5 млрд. долларов, выделенных в прошлом году в порядке государственной помощи, согласился стать якорным инвестором и приобрести в ходе IPO 3% акций компании.
Момент для листинга был выбран оптимально: за 2009 год биржевые котировки в Гонконге повысились на 53%. Тем не менее, в декабре провести IPO не удалось, поскольку биржевая комиссия по листингу отказала компании из-за несоответствия некоторым требованиям. Считалось, что обеспечить их выполнение за несколько дней невозможно, и действо перенесли на первый квартал. Однако отказ нарушил планы Дерипаски, рассчитывавшего выручить от размещения крупную сумму, остро необходимую для выплаты самых срочных долгов. И он совершил невозможное: всего через три недели компания начала роуд-шоу.
Западные эксперты предрекали неудачу размещению Rusal. Аналитики (в частности, британская группа Independent International Investment Research) рекомендовали своим клиентам воздержаться от участия в IPO компании с настолько большими долгами, тем более что соглашения об их реструктуризации предусматривают отказ от выплаты дивидендов до 2013 года. Кроме того, эксперты были уверены, что акции Rusal переоценены. Согласно проспекту, компания оценила свою капитализацию в 26 млрд. долларов, и за 10,81% акций рассчитывала выручить в ходе IPO 1,89-2,59 млрд. долларов.
Тем не менее, Дерипаска выиграл: в ходе размещения компания была оценена в 21,05 млрд. долларов (посредине ценового коридора) и привлекла 2,4 млрд. долларов. Разумеется, успех листинга связан, в большой мере, с грамотным подбором якорных инвесторов — ВЭБ и госфонд Libyan Investment Authority, купившие 3,15% и 1,43% акций (на 663 и 300 млн. долларов), а также фонды NR Investments Натаниэля Ротшильда и Paulson & Co Джона Полсона (по 0,47% акций). Участие этих грандов привлекло и других инвесторов.
В результате — Rusal спасена. Теперь начнется размещение глобальных депозитарных расписок (GDR) на профессиональной площадке биржи Euronext в Париже. -- Укррудпром (Украина)