Генеральный директор ОАО "КАМАЗ" Сергей Когогин провёл пресс-конференцию, посвящённую итогам 2009 года, перспективам работы в 2010 году и стратегическим планам компании на ближайшие годы.
28.12.2009 - 17:34
– Основную задачу, стоявшую перед нами, мы решили – обеспечили выживаемость "КАМАЗа", – сказал генеральный директор. – Пожалуй, мы единственная компания в отечественном автомобилестроении, которая чувствует себя удовлетворительно.
Влияние экономического кризиса не ослабевало в течение всего года, и "КАМАЗу", как и остальным производителям, не удалось избежать определённого убытка по его итогам. Но его размеры несравнимы с теми, которые имеют место у большинства других автозаводов. Потому что "КАМАЗ" сделал упор на сокращение собственных издержек и увеличение доли продаж на рынке и своевременно начал реализовывать свои антикризисные меры – первым среди отечественных автозаводов. По словам Когогина, именно это обстоятельство и послужило поводом для принятия концерном Daimler AG решения о приобретении 10-процентного пакета акций ОАО "КАМАЗ" и заключении соглашения о стратегическом партнёрстве. Об этом в своё время признался и г-н Цетше, председатель правления концерна.
Все основные показатели антикризисной программы "КАМАЗа", принятой в октябре 2008 года, выполнены. Общее снижение издержек с тех пор составило 10,5 млрд. рублей. Доля компании на рынке выросла с 28% до 56,5%. Продолжалось развитие Производственной системы "КАМАЗ", которая уже сейчас приносит серьёзную экономию средств. Существенно, на 20% выросла производительность труда.
Излагая основные положения программы стратегического развития компании на 2010-2013 годы, Сергей Когогин отметил, что её базовый сценарий предусматривает выпуск и продажу в 2013 году 46,1 тысячи грузовиков КАМАЗ, а оптимистический сценарий – до 66,5 тысячи единиц. По словам генерального директора, компания готова к обоим вариантам развития экономики России при выходе из кризиса.
– Это стратегия выживания ради дальнейшего роста, – сказал Когогин. – Мы имеем продукт для наиболее ёмких сегментов рынка, умеем работать на экспорт, постепенно продвигаемся на те рынки, где нас никогда не было. С нашей точки зрения, "КАМАЗ" выйдет из кризиса не только финансово окрепшим, но и с новым модельным рядом грузовых автомобилей. И для этого в компании делается всё необходимое. Даже в крайне сложном для нас 2009 году мы инвестировали в развитие компании и основного продукта 3,7 млрд. рублей. И это были наши собственные деньги. Если бы мы этого не сделали, тогда ограничили бы свои возможности в будущем развитии и могли бы понести большие потери.
Генеральный директор ожидает дальнейшее усиление конкуренции на рынке. В этих условиях компания не будет стремиться к увеличению объёмов производства во что бы то ни стало, а сделает акцент на выпуск современной, технически совершенной и более качественной продукции в соответствии с запросами потребителей.
Отвечая на вопросы журналистов, Сергей Когогин рассказал о ходе разработки новой кабины для КАМАЗов.
– Думаю, мы сможем показать её широкой общественности уже в конце 2010 года, – сказал Когогин. – Первые автомобили с новой кабиной изготовим в июне, затем начнём тестирование. Мы провели первые краш-тесты новой кабины. Результат превысил наши ожидания. Кабина комфортна для водителя, отвечает совершенно другим требованиям безопасности.
Вывод на рынок принципиально нового автомобиля с этой кабиной, более экологичным двигателем, коробкой передач, мостами и другими современными компонентами будет осуществляться в рамках введения государством соответствующих технических регламентов, по мере увеличения общего спроса на грузовики и роста платежеспособности покупателей.
Генеральный директор "КАМАЗа" подтвердил своё мнение относительно дальнейшей экологизации автотранспорта, высказанное им в ходе недавних парламентских слушаний в Государственной Думе РФ.
– Я твёрдо убеждён, что одна из главных обязанностей автопроизводителей – выпускать чистый и безопасный автомобиль, – сказал он.
Сергей Когогин подчеркнул, что это особенно важно для больших городов с их нескончаемыми "пробками" на дорогах. Известно, что во время простаивания автомобиля с включённым двигателем полного сгорания топлива не происходит, и основная масса вредных веществ идёт на выхлоп.
Положительно оценив включение Набережных Челнов в список моногородов, которым правительство России будет оказывать помощь в 2010 году, камазовский руководитель заявил:
– Экономика города основана на машиностроении, базовым предприятием является "КАМАЗ". Если мы чихнём, то температура повышается у всего города. "КАМАЗ" никогда не считал себя вправе стоять в стороне от городских проблем. То, что мы делаем по программе диверсификации, позволяет в значительной степени гасить социальный удар по нашему городу. Например, мы в этом году создали четыре совместных предприятия. В них работают наши челнинцы, а не марсиане. И это не единицы, а сотни людей.
Сергей Когогин отметил также, что получает дальнейшее развитие ещё один проект диверсификации экономики города – Камский индустриальный парк "Мастер". Половина уставного капитала КИП – доля "КАМАЗа". Тем не менее, какой-либо экономической выгоды от его существования для компании нет. Это рекреационная зона для среднего и малого бизнеса в чистом виде с хорошим уровнем добавленной стоимости. И источник рабочих мест для горожан. Сегодня КИП "Мастер" восстановил объёмы выпуска продукции, снова нарастил арендуемые площади и количество субъектов предпринимательства. Здесь занято полторы тысячи работающих, выработка продукции на одного сотрудника составляет 3,5 млн. рублей в год.
Относительно работы самого "КАМАЗа" в ближайшем будущем Когогин сказал, что компания будет продолжать бороться за заказы и добиваться полной рабочей недели. Во втором полугодии 2010 года ожидается начало оживления свободного рынка России. На днях подписан первый контракт с Министерством обороны РФ, который обеспечит работой "КАМАЗ" в январе и феврале. Меры государственной поддержки заложены и в федеральный бюджет.
Резюмируя беседу с журналистами перед Новым годом, генеральный директор "КАМАЗа" сказал:
– Я считаю, что "КАМАЗ" в этом году заработал дополнительный авторитет, поднял свой вес в мире. Сегодня у нас есть понятные завтра и послезавтра. -- INFOLine, ИА (по материалам компании)