Результаты ВСМПО-АВИСМА в 2009 году можно назвать удовлетворительными. "УралПолит.Ru". 25 декабря 2009
25.12.2009 - 13:24
Промышленные предприятия области по-разному преодолевали финансовые трудности 2009 года. Многие потеряли заказы, лишились основных поставщиков, отказались от проводимой социальной политики. Титановая Корпорация ВСМПО-АВИСМа, напротив, не только сохранила высококвалифицированных специалистов, но и заключила ряд контрактов с крупнейшими мировыми компаниями: Boeing, Airbus, Rolls Royse, АХК "Сухой", BOSCH и др. Об оптимизации расходов, новой линейке продукции, совместном предприятии с Boeing, социальных гарантиях и сотрудничестве со свердловской администрацией "УралПолит.Ru" рассказал генеральный директор титановой Корпорации Михаил Воеводин .
Итоги года финансового кризиса
Михаил Викторович, расскажите, как ВСМПО-АВИСМА пережила тяжелый в экономическом плане 2009 год?
Кризис оказал на нас сильное, хотя и не такое разрушительное, как на наших коллег-металлургов, влияние. Тем не менее, объемы заказов упали по сравнению с 2008 годом на 30%, существенно возросла стоимость кредитных ресурсов, да и укрепление рубля внесло свой вклад в копилку снижения доходов. Мы приняли ряд мер по снижению затрат и по итогам года ожидаем даже получить прибыль, хотя и на уровне меньшем в 3-4 раза, чем в 2008 году. Учитывая, что 2009 год фактически являлся годом выживания, достигнутые результаты мы считаем, в целом, удовлетворительными.
Какова на сегодняшний момент задолженность ВСМПО-АВИСМА по кредитам?
В настоящий момент кредитный портфель группы составляет чуть больше 700 млн. долларов. Это величина достаточно большая для нас, но, тем не менее, управляемая. Основной объем портфеля составляют "короткие", до 1 года, деньги.
Каким образом Корпорация намерена реструктурировать оставшийся долг?
Наша задача – нормализовать финансовую ситуацию, и без того отягощенную кризисом, вот над ней мы и работаем. Нами получен инвестиционный кредит в Сбербанке в размере 115 миллионов долларов, также ведутся переговоры с другими банками о получении двух- и трехлетних займов. Кроме того, мы проводим реструктуризацию и валюты заимствования в связи с тем, что долларовые кредиты практически в 2 раза дешевле рублевых. В течение 2010 года мы планируем полностью обновить портфель заимствований и перейти от "пожарного" режима работы к осмысленному управлению финансовыми потоками.
Когда Вы планируете выйти на полный цикл производства и загрузить все производственные мощности Корпорации?
Нашими основными заказчиками являются авиастороительные компании. По прогнозам экспертов, из кризиса они выйдут только в 2012-2013 годах, но цикл изготовления самолетов таков, что рост потребности в металле должен возникнуть годом ранее, то есть, в 2011г. С учетом факторов развития мирового рынка титана Корпорация ВСМПО-АВИСМА планирует к 2014 году рост заказов на 50-55% к уровню 2009 года, что обусловлено тенденциями развития как мировой авиации, так и общепромышленного применения титана.
Оптимизация затрат
Сколько сотрудников Корпорации переведены на "четырехдневку" и когда планируется вывести персонал на полную рабочую неделю?
На сокращенный режим работы сегодня переведены более 5 тысяч сотрудников, а общая численность работников Корпорации без учета дочерних обществ – 19 784 человека. Вывод сотрудников на полную рабочую неделю регулируется, что называется, "в ручном режиме": каждый месяц под план просчитывается численность и принимается решение о том, сколько человек должно на этот период перейти на "четыре-три" (четыре дня рабочих/три выходных), или на двухсменный режим.
Каким образом выстраиваются рабочие графики для цехов Корпорации?
Надо понимать, что графики "плавают" в зависимости от наличия заказов и потребностей производства. Более всего это относится к товаропроизводящим цехам. Я убежден, что лучше оптимизировать рабочее время, чем количество рабочих мест. Профессиональный коллектив на таком наукоемком и высокотехнологичном предприятии необходимо сохранить: кризис неизбежно кончится, специалисты останутся.
Как проходило "выведение" с предприятия людей пенсионного и предпенсионного возраста?
На предприятии всегда действовало Положение, стимулирующее людей, достигших пенсионного возраста, к выходу на пенсию. А в 2009 году, как дополнение к Положению, мы ввели еще и временный порядок, расширивший круг лиц, имеющих право на получение пособия (для тех, кто не воспользовался своевременно), и увеличивший суммы выходного пособия. Это послужило хорошим стимулом к увольнению работающих пенсионеров.
Считаю, что Корпорация выбрала эффективный путь, вполне приемлемый и комфортный для людей: выплатила уходящим достойные выходные пособия в размере до 12 ежемесячных окладов и освободила часть вакансий для продвижения молодежи, а часть высвободившихся ставок, переставших отвечать требованиям времени, – сократила. В итоге с начала 2009 года правом уволиться на пенсию по собственному желанию воспользовались около 1400 человек. Выходное пособие в связи с выходом на пенсию было выплачено на общую сумму 137 млн. рублей.
Какие еще меры по оптимизации расходов проводились руководством Корпорации: новая стратегия предприятия рассчитана на сокращение всех затрат.
К сожалению, управление затратами на предприятии и по сей день находится в слаборазвитом состоянии: такую махину, как ВСМПО-АВИСМА, по щелчку пальцев враз эффективной не сделаешь – требуется время и осознанная поддержка со стороны коллектива. Поэтому наша стратегическая задача – запустить механизм саморегулирования: дать коллективу возможность и сыграть активную роль в управлении затратами, и получать дополнительные реальные деньги за повышение эффективности. Для этого сейчас разрабатывается программа мотивации к повышению эффективности производства.
Еще параллельно мы запустили работу по детальному анализу основных статей расходов, чтобы иметь возможность видеть динамику движения и иметь возможность своевременно принимать управленческие решения. Все это долгосрочные программы, нацеленные на наведение порядка в экономике Корпорации, их реализация займет 2-3 года.
А над какими программами работаете в краткосрочном плане?
В этом направлении мы работаем с тем, что "лежит на поверхности". Занимаемся наведением порядка со складскими остатками, незавершенным производством, переходим на систему электронных торгов для уменьшения стоимости покупаемых ресурсов, снижаем операционный и финансовый цикл. Вводим систему оплаты труда, которая с одной стороны позволит установить адекватную связь между выпуском продукции и расходами на оплату труда, а, с другой, – сохранить костяк коллектива, высококвалифицированный персонал, утрата которого для предприятия подобна катастрофе. Все эти меры направлены на повышение управляемости Корпорации и на снижение текущих затрат.
Наши сотрудники получают добровольное медицинское страхование, льготное медицинское обслуживание в медучреждениях Корпорации. Также предприятие предоставляет льготные путевки в санатории-профилактории и в лагеря детского отдыха для детей сотрудников, а работникам определенных категорий бесплатное питание, также выплачивается материальная помощь и различные пособия. За счет средств Корпорации работники проходят профессиональное обучение и повышают квалификацию. Существует и программа предоставления жилья в найм. Кстати, в настоящий момент идет разработка порядка, в соответствии с которым работники, получившие жилье от Корпорации, смогут выкупить его на удобных для себя условиях.
На какой стадии находится процедура передачи социальных объектов Корпорации на баланс муниципалитета?
Передача так называемых "непрофилей" – это нормальное экономическое явление. Первым в будущем году мы планируем передать на баланс муниципалитета Дворец культуры. Но материальную поддержку ДК при этом мы сохраним, будем, как и прежде, заказывать услуги по проведению культурно-массовых мероприятий во Дворце. И в такой постановке вопроса не только благотворительные, но и меркантильные соображения: при официальном направлении средств на содержание учреждения культуры для нашего предприятия снизится бремя земельного налога и налога на имущество.
Кстати, в этом году пилотный проект по передаче успешно завершен: в первом полугодии 2009 года с баланса предприятия городу были переданы дороги общего пользования.
Сотрудничество с областными властями и заокеанской авиакорпорацией
С Эдуардом Росселем у ВСМПО-АВИСМА сложились дружественные отношения. Экс-губернатор всегда говорил о Корпорации, как одном из самых беспроблемных предприятий области. С каких шагов руководство Корпорации собирается выстраивать отношения с Александром Мишариным ?
На самом деле, отношения с областными властями всегда складывались благополучно. Думаю, что первопричиной тому служило независимое и самодостаточное положение предприятия: Корпорация, являясь крупнейшим налогоплательщиком региона, никогда не просила ни о глобальной, ни о локальной помощи. Что касается губернатора – познакомимся, посмотрим. Мы собираемся продолжить традицию, как вы говорите, "дружественных отношений" и наконец во взаимодействии с правительством решить вопрос о возврате в бюджет Верхней Салды большей, чем сегодня, суммы от перечисленных с территории налогов. Ведь пока от немалых налоговых платежей Корпорации к салдинцам возвращаются буквально крохи. И до сих пор открытым остается вопрос финансирования бюджетом области строительства родильного дома.
Рассчитываете ли Вы на помощь государства, возможно, не только финансовую?
Нет, мы рассчитываем только на заказы.
Расскажите подробнее о совместном предприятии (СП) ВСМПО-АВИСМА и авиастроительной компанииBoeing–BoeingManufacturing(UBM). Не помешает ли кризис выйти СП на проектную мощность к 2010 году, как заявлялось ранее?
Ural BoeingManufacturing мы запустили, в июле прошло открытие. К нынешнему моменту на СП запущен первый станок с двумя порталами. Он уже работает, осуществляя черновую механообработку самой большой детали 787-го Боинга – хорды, соединяющей крыло и фюзеляж. Сейчас эта обработка проходит всевозможные тестовые испытания и очень подробный контролируется на каждом этапе. Мы активно работаем с поставщиком оборудования. Практически команда наладчиков живет на Ural BoeingManufacturing. К концу года планируем запустить еще 2 портала и начать монтаж третьего станка. Процесс идет. А с момента тестового взлета долгожданного Боинга-787 начали тикать часы и для ВСМПО, и для UBM, отсчитывая новое время. Мы собраны и готовы к исполнению всех контрактных и человеческих обязательств по этой программе. -- УралПолит.Ru