Много шума — и ничего. "Укррудпром (Украина)". 18 декабря 2009
21.12.2009 - 11:24
В Копенгагене завершается климатический саммит ООН, на котором, как ожидалось, должен был быть принят документ взамен Киотскому протоколу. Однако надежды не оправдались — интересы индустриальных государств и развивающихся стран слишком разные.
Проблема антропогенных изменений климата уже много лет вызывает ожесточенные дебаты среди ученых и политиков. Несовершенство современных метеорологических технологий и методов моделирования не позволяет однозначно доказать справедливость или ошибочность этой концепции — результаты количественных исследований можно трактовать в любую сторону, списывая противоречащие трактовке данные на погрешность измерений или анализа. Поэтому имеют право на существование, по крайней мере, три точки зрения. Первая: если не предпринять немедленных и эффективных мер, процесс глобального потепления станет необратимым. Вторая: деятельность человечества никак не отражается на изменениях климата, и неясно есть ли эти изменения вообще. Третья: вся суета вокруг этой проблемы — не что иное, как глобальная политическая авантюра, связанная с распределением и перераспределением капиталов.
У каждой из точек зрения имеются свои сторонники, часто — настроенные весьма агрессивно. Так, апологеты первой точки зрения организовали в Копенгагене массовые беспорядки, в стремлении прорваться на конференцию ООН и вынудить правительства 170 стран принять решительные меры по ограничению вредных выбросов. Сторонники второй концепции в ноябре организовали хищение электронной переписки между британскими учеными-метеорологами. Из этой переписки якобы следует, что они подтасовывали результаты своих исследований, чтобы официально подтвердить концепцию глобального потепления, которую поддерживает их Центр климатических исследований при Университете Восточной Англии. Кстати, в этом хищении подозревают российских хакеров, что, правда, не бросает особой тени на правительство России — этих специалистов мог нанять кто угодно. Например, страны Персидского залива, поскольку глобальная борьба с глобальными климатическими изменениями может негативно отразиться на их нефтяном бизнесе.
В день открытия конференции глава делегации Саудовской Аравии Мохаммед аль-Саббан с места заявил, что электронные письма ученых подрывают доверие к их же официально обнародованным выводам. Правда, председатель Межправительственной комиссии по изменениям климата (IPCC) Раджендра Пачаури заявил в ответ, что хакеры осуществили эту операцию именно для того, чтобы подорвать доверие к результатам работы его организации. Он справедливо указал, что фразы, вырванные из контекста, не могут служить доказательствами подтасовки результатов исследований, и сообщил, что Университет поручил респектабельному шотландскому чиновнику расследовать скандал вокруг переписки и установить, имела ли место подтасовка данных. Кроме того, по словам Пачаури, IPCC намеревается провести собственное расследование. Однако аль-Саббан заявил: "Расследование должно быть независимым. Это особенно важно сейчас, когда мы собираемся подписать соглашение, которое (…) принесет наши экономики в жертву. IPCC как организация, которую обвиняют, не способна провести независимое расследование". Такое начало конференции сформировало и ход последующих переговоров — они проходили в атмосфере недоверия.
Итак, в Копенгагене предполагалось прийти к соглашению относительно новой программы ограничения эмиссии парниковых газов, которая станет преемником Киотского протокола. Исходно ожидалось, что принятое здесь политическое решение обяжет индустриальные государства к радикальному сокращению выбросов, а система торговли квотами на эмиссию углекислого газа обеспечит развивающиеся страны остро необходимыми им сотнями миллиардов долларов. Однако стороны пришли к согласию только по двум пунктам: необходимо к 2020 году сократить выбросы на 25-40%, а к 2050 году — на 50-80%. Ожидается, что это предотвратит повышение температуры более чем на 2 градуса по Цельсию. Кроме того, договорились, что снижать эмиссию должны все страны мира.
А вот дальше возникли серьезные разногласия, прежде всего — по вопросу, какой именно уровень выбросов следует принять за точку отсчета. Индустриальным странам выгодно начинать отсчет с 2005 года (тогда им не придется снижать уровень эмиссии резко), а России, Украине и другим бывшим республикам СССР предпочтительно выбрать 1990 год — как год промышленного бума (последовавший спад производства сделал их потенциальными обладателями огромных квот на выбросы). Не решена и главная задача: вовлечение в новый договор стран, которые считаются основными источниками загрязнения атмосферы — США, Китая и Индии. На их долю приходится около трети суммарных выбросов парниковых газов, но они так и не присоединились к Киотскому протоколу. Если бы все страны-участницы конференции в Копенгагене подписали договор, в котором за точку отсчета был принят 1990 год, развитые государства вынуждены были бы приобретать квоты у развивающихся стран на общую сумму около 100 млрд. долларов.
А затем произошла утечка информации — британская Guardian опубликовала секретный проект будущего соглашения, разработанный группой лиц, известной как "Круг посвященных". Издание сообщает, что в эта группа состоит из представителей Великобритании, США и Дании, а сам документ — явно дискриминационный по отношению к развивающимся странам. Он основан на уходе от принципов Киотского протокола, согласно которым индустриальные государства — крупнейшие загрязнители атмосферы — обязаны нести ответственность за снижение эмиссии парниковых газов, а развивающиеся страны от оной освобождаются. Особенно возмутили представителей последних такие положения документа:
— вынудить развивающиеся страны согласиться на специфические сокращения выбросов и меры, не предусмотренные исходным договором ООН;
— разделить бедные страны путем создания новой категории развивающихся государств — "наиболее уязвимые";
— ослабить роль ООН в управлении финансированием защиты климата;
— не допустить, чтобы в бедных странах выбросы превышали 1,44 тонны углерода на душу населения, тогда как в богатых странах этот показатель может составлять 2,67 тонн.
Это вызвало грандиозный скандал. Алжир, от имени 53 африканских стран, потребовал проведения заседания министров, посвященного продлению действия Киотского протокола, но ультиматум не был принят. И 14 декабря развивающиеся страны приостановили участие в переговорах в рабочих группах. По словам Лумумба Станислауса Ди-Апинга, председателя Группы-77, объединяющей 133 развивающиеся страны, "европейские лидеры действуют в отношении глобального потепления как климатические скептики".
Прибытие в Копенгаген глав государств не разрядило обстановку — они разделились на мелкие группы и обмениваются взаимными претензиями, хотя, по словам представителя США, Барак Обама и Уэнь Жибао "сделали шаг вперед" в направлении возможного соглашения. Кстати, их беседа длилась больше часа. Правда, Уго Чавес назвал Обаму "великим обманщиком" поскольку тот не оправдал возлагавшихся на него надежд (финансовых, разумеется). Остальные же президенты развивающихся стран ведут себя более сдержанно, хотя финансовыми условиями недовольны все. Поэтому о подписании соглашения, как и говорили аналитики, пока не может быть и речи. Вместо этого можно ожидать совместной декларации без конкретного содержания. -- Укррудпром (Украина)