Свердловская область — краткое обоснование кредитного рейтинга.
17.12.2009 - 14:02
Кредитный рейтинг эмитента (полный отчет)
Сообщение об изменении рейтинга эмитента
Аналитические обзоры по сектору
Кредитный рейтинг: ВВ/Стабильный/—
16 декабря 2009 г. Служба кредитных рейтингов Standard & Poor"s подтвердила кредитные рейтинги Свердловской области на уровне "ВВ". Прогноз по рейтингам — "Стабильный".
Сдерживающее влияние на уровень рейтингов Свердловской области (Российская Федерация: рейтинг по обязательствам в иностранной валюте — ВВВ/Негативный/А-3; рейтинг по обязательствам в национальной валюте — ВВВ+/Негативный/А-2; рейтинг по национальной шкале — ruAAA) оказывает глубокая экономическая рецессия, которая в условиях ограниченной гибкости и предсказуемости бюджетных показателей приводит к ослаблению текущего баланса областного бюджета. Кроме того, высокая доля металлургии и трубной промышленности в структуре экономики предопределяет зависимость области от волатильных мировых цен на сырьевые товары.
С другой стороны, положительное влияние на кредитоспособность области оказывают: нацеленность администрации на проведение консервативной политики управления долгом (благодаря чему в ближайшие два-три года уровень долга будет, по-видимому, невысоким), финансовая поддержка из федерального бюджета, наличие значительных промышленных фондов, а также показатели благосостояния, превышающие среднероссийский уровень. Из-за высокой доли налога на прибыль в бюджете области (45% текущих доходов в докризисный период) и высокой доли налогов, поступающих от предприятий черной и цветной металлургии, а также трубной промышленности (25%), финансовые показатели Свердловской области в значительной степени зависят как от стадии экономического цикла, так и от мировых цен на сырьевые товары. Поэтому финансовые показатели Свердловской области сильно пострадали в период мирового экономического кризиса. Сочетание сокращения ВРП, оцениваемого на уровне 15% в 2009 г., и резкого снижения мировых цен на сырье в 2008-м — первом полугодии 2009 г. привело к сокращению налога на прибыль на 33% и стагнации номинальных доходов областного бюджета в 2007-2009 гг.
Более того, как и большинство российских регионов, Свердловская область имеет ограниченную финансовую гибкость, поскольку ставки и нормативы распределения основных налогов регулируются федеральным правительством, а текущие расходы были существенно сокращены в 2009 г. За последние пять лет "гибкие" доходы области стабилизировались на низком уровне — всего 7% текущих расходов.
Область, вероятно, продемонстрирует текущий дефицит в 2009 г. Однако мы считаем этот дефицит "техническим" и рассматриваем его как временное явление, поскольку он вызван возвратом налогов, уплаченных в 2008 г. С учетом поправок в 2008-2009 гг. текущий баланс должен стабилизироваться на уровне около 3,5-4,0% текущих доходов благодаря жестким мерам по ограничению роста расходов. Кроме того, области пришлось заморозить ряд проектов дорожного строительства и отложить часть субсидий капитального характера, предназначавшихся для нужд муниципальных образований, что позволит сократить дефицит с учетом капитальных расходов до 5% в 2009 г.
Мы полагаем, что повышение цен на сырьевые товары во втором полугодии 2009 г., а также дальнейшее ужесточение политики сдерживания расходов должны позволить области получить в 2010-2012 гг. текущий профицит на уровне около 6% текущих доходов и достичь сбалансированного бюджета с учетом капитальных расходов в 2010-2012 гг. Тем не менее мы отмечаем ухудшение отношения текущего баланса к текущим доходам бюджета в среднесрочной перспективе по сравнению со средним показателем на уровне 15% в 2005-2007 гг. Также в 2009 г. федеральное правительство предоставило области значительную финансовую поддержку в форме льготных бюджетных кредитов и дополнительных субсидий (в сумме примерно 10 млрд руб., или 3,3 млрд долл.). Без этой поддержки показатели исполнения текущего бюджета были бы хуже и области, скорее всего, потребовалось бы активно привлекать коммерческие займы.
В результате применения мер по ограничению как текущих, так и капитальных расходов, стремления правительства поддерживать низкий уровень долговой нагрузки и вероятной поддержки со стороны федерального правительства прямой долг области до 2013 г., скорее всего, не превысит 10% текущих доходов и будет состоять в основном из льготных кредитов федерального правительства. Полный долг области, в состав которого входят, в частности, гарантии по заимствованиям местных предприятий и долговые обязательства двух областных спортивных центров, как ожидается, до 2013 г. останется ниже 10% консолидированных текущих доходов.
После назначения нового губернатора в ноябре 2009 г. и нового председателя правительства в декабре 2009 г. ожидается замена некоторых ключевых фигур областного правительства, но мы полагаем, что это не изменит консервативной политики области по управлению долгом в ближайшие два года.
Область располагает значительными промышленными фондами, поэтому ее возможности по экономическому восстановлению после кризиса весьма высоки. Это — пятый по численности населения регион России, производящий почти 100% титана, 40% меди и 17% стальных труб в стране. По состоянию на 30 сентября 2009 г. постепенно растущая безработица достигла 8,3%, но тогда же средний доход в области на 10% превышал средний показатель по России.
Ликвидность
Область в достаточной мере обеспечена ликвидностью. На 1 декабря 2009 г. остатки денежных средств составляли 7,9 млрд руб., включая 4,6 млрд руб. целевых средств, полученных из федерального бюджета. Этой суммы достаточно для покрытия среднемесячного (за 2009 г.) объема текущих расходов. У области нет прямого коммерческого долга (только бюджетные кредиты с погашением в 2012 г.) и, следовательно, отсутствует необходимость в рефинансировании обязательств с наступающими сроками погашения. Одна из задач финансового менеджмента — сохранить остатки денежных средств к концу 2009 г. на уровне 3,0-3,5 млрд руб. для покрытия кассовых разрывов, которые могут возникнуть в январе или феврале 2010 г., когда уровень доходов обычно падает.
Уровень просроченной кредиторской задолженности невысок — на протяжении 2009 г. он не превышал 1% совокупных расходов.
Прогноз
Прогноз "Стабильный" отражает наше мнение о том, что благодаря повышению доходов и принятию мер по ограничению расходов администрация Свердловской области сумеет в 2010 г. повысить текущие бюджетные показатели и поддерживать профицит в 2011-2012 гг. на уровне не ниже 5% текущих доходов. Кроме того, мы исходим из предположения о том, что в среднесрочной перспективе долг области останется на низком уровне.
Если рост доходов и (или) показатели исполнения бюджета превысят наши ожидания и если при этом область добьется прогресса в решении своих основных проблем, связанных с развитием инфраструктуры (в том числе на муниципальном уровне), избежав быстрого и непредвиденного накопления коммерческих долгов, это может положительно повлиять на уровень рейтинга.
И, напротив, если экономический спад будет слишком глубоким и приведет к быстрому ухудшению баланса бюджета — вплоть до устойчивого текущего дефицита и (или) резкого роста долговой нагрузки области, рейтинг может оказаться под угрозой понижения. -- INFOLine, ИА (по материалам компании)