Новости металлургии 

Metaldaily.ru/Новости - 03.12.2009

Железный стандарт. "Промышленно-строительное обозрение". № 120 2009

03.12.2009 - 15:31
На рынке ощущается дефицит металлопроката – комбинаты предпочитают работать на более стабильный и выгодный экспорт и в планировании производства и отгрузок остерегаются учитывать нестабильные запросы местных потребителей.

Участники круглого стола:

Сергей Васильев, генеральный директор ЗАО "Балтийская Металлургическая Компания"

Арсен Бенглянц, коммерческий директор ЗАО "КОМТЕХ-СПб"

Андрей Кирилов, генеральный директор компании ООО "Межотраслевые информационные ресурсы"

Владислав Лысков, директор по коммерции ООО "Фирма "СЕВЗАПМЕТАЛЛ"


Сегодняшнее состояние рынка металлоизделий и перспективы его развития обсудили участники круглого стола, организованного журналом "Промышленно-строительное обозрение".

– Какие изменения на рынке металлоизделий, произошедшие за последние месяцы, вы могли бы отметить?

Андрей Кирилов:

– Очевидно только одно изменение – это падение спроса. И как следствие, значительное сокращение объемов производства. Год назад, до начала кризиса, практически все серьезные игроки рынка металлоторговли планировали (а некоторые и успели закупить оборудование и нанять людей) запуск и расширение мощностей по выпуску металлоизделий для нужд строительной отрасли. Потребление продукции росло, и ничто не предвещало проблем. Потом произошло то, с чем пришлось столкнуться всем. Спрос на продукцию меткомбинатов сократился до уровня 2004 года. Потребление металла в строительной отрасли сократилось вдвое. Многие компании ожидали летнего оживления строительного сегмента, но продажи показывают, что этого не произошло.

Владислав Лысков:

– В последние месяцы мы наблюдаем долгожданную стабилизацию на рынке – это касается как цен, так и объемов потребления металлопроката. В целом, объем рынка по сравнению с прошлым годом снизился процентов на 40, дальнейшее снижение не происходит, что, несомненно, радует.

Сергей Васильев:

– Как это ни удивительно звучит, сегодня металлурги оказались загруженными на 100%, несмотря на спад платежеспособного спроса на металл и двукратное снижение активности в отечественной строительной сфере. Все ведущие комбинаты отозвали персонал из отпусков и возобновили докризисные объемы производства. Возникает вопрос – куда производители отгружают продукцию? Ответ прост – практически все они перестроились на работу на экспорт, где сегодня металл востребован и где более высокий уровень цен. Именно с этим можно связать сентябрьский рост цен.

Кстати, именно из-за ориентированности производства на экспорт у отечественных потребителей и трейдеров нередко возникает дефицит по определенным позициям металлопроката. К тому же в условиях нехватки оборотных средств комбинаты сократили свои резервы. Теперь они не имеют запаса продукции на складах, предпочитая работать под конкретные крупные заказы, что в конечном счете влияет на стабильность поставок.

Арсен Бенглянц:

– Разумеется, основные изменения на рынке диктуются кризисными явлениями, которые происходят в экономике на протяжении последнего года. Ситуация на рынке металлопроката определяется в том числе состоянием отраслей-потребителей (строительство и обрабатывающая промышленность) и компаний-производителей стали (в России и за рубежом). Поэтому, в соответствии с положением смежных отраслей, происходят следующие изменения.

• Рынок становится менее стабильным. Причиной этого является прежде всего сложное финансовое положение, с которым столкнулись потребители проката, и общая экономическая неопределенность. В результате стало гораздо сложнее спрогнозировать потребность рынка в металлопрокате даже на среднесрочный период.

• Объективное сокращение объемов потребления металла. Отказ от ряда проектов и снижение темпов реализации начатых проектов привели к уменьшению закупок потребителями.

• Увеличение зависимости производителей проката от ситуации на внешних рынках. Сейчас работа на экспорт во многом является более привлекательной для металлургических комбинатов, нежели обеспечение нужд российских потребителей. Поэтому ценовая политика и объемы производства определяются в основном исходя из конъюнктуры внешних рынков, а не потребностей внутри страны. Это оказывает свое влияние на объемы и сроки поставок в регионы, а также на уровень цен.

• Стремление поставщиков оптимизировать свою деятельность. Это выражается в более рациональном подходе к формированию ассортимента и ценовой политики, в стремлении оптимизировать затраты и издержки. Отдельному пересмотру подверглась и кредитная политика. На опыте прошедшего года поставщики проката убедились, что необходимо с гораздо большей осторожностью подходить к вопросам кредитования потребителей.

В последнее время наблюдается определенная стабилизация рынка после резкого сокращения в конце 2008 – начале 2009 года, много говорится о выходе из кризиса и начале роста экономики. Тем не менее влияние последнего года будет ощущаться достаточно долго. Для восстановления докризисных объемов потребления должно пройти некоторое время.

– Изменились ли состав и структура поставщиков металлопроката?

Арсен Бенглянц:

– На наш взгляд, глобального перераспределения рынка не произошло. Разумеется, ряд организаций сумели сохранить и укрепить свои позиции даже в таких условиях, тогда как другие потеряли долю рынка. Тем не менее лидирующие компании остались практически те же, что и раньше. Это достаточно логично, так как в числе основных поставщиков металлопроката и до кризиса находились преимущественно крупные компании с соответствующими финансовыми и организационными возможностями. Проводя грамотную политику, направленную на оптимизацию сбытовой деятельности во время кризиса, главные игроки региона сумели удержать свои позиции.

Андрей Кирилов:

– Ключевые игроки металлоторгового рынка остались прежние. Это "Балтик СПб", "ЕвроМеталл Северо-Запад", "Карбофер Металл Северо-Запад", "Металлсервис", "Метинвест Евразия", Торговый Дом "Мечел", "Сланцевский арматурный завод", "Санк", "Севзапметалл", "София-металл", "Сталь Групп СПб", "Уралсиб-Нева".

Ушли с рынка Петербурга "Онима сталь", "РГМК-Питер", "Сервисный Центр Металлопроката" (Макси-Балтика). Этот факт, конечно, не показатель, но наводит на невеселые мысли.

Сергей Васильев:

– Говоря о докризисном периоде, можно отметить, что в те годы, в период строительного бума количество посреднических фирм росло "как на дрожжах" – всем, даже небольшим новым компаниям хватало места. Достаточно было взять в кредит металл и средства и начать работать. Сегодня таким фирмам приходится очень сложно. Те, кто не имеют собственных активов, часто просто сворачивают бизнес и уходят с рынка, ища новые ниши. А компании, которые имели резервы и занимают относительно устойчивое положение – работают с учетом упавших объемов отгрузок. Основными игроками в таких условиях кого-либо назвать вообще сложно.

Владислав Лысков:

– В основном игроки на рынке сейчас те же, что и в докризисные времена. Естественно, потрясения, произошедшие за последний год, не лучшим образом повлияли на всех металлотрейдеров без исключения. В несколько лучшем положении оказались компании с низкой долговой нагрузкой. В целом, выводы об изменении расстановки сил на рынке делать несколько преждевременно, так как кризис еще не закончился.

– Отразилась ли ситуация на качестве металлоизделий?

Андрей Кирилов:

– Качество должно соответствовать требованиям ГОСТа или ТУ. Новых ГОСТов на металлопрокат и металлические трубы за последнее время не появилось, кроме изменений 2008 г. по титаносодержащим листам и нержавеющим трубам специального назначения. Соответственно, изменения по качеству не наблюдается.

Необходимо, правда, уточнить, что разные металлургические комбинаты производят одинаковую продукцию, в соответствии с одними и теми же ГОСТами и ТУ, но разного качества. Это приводит к тому, что на рынке предлагается одна и та же номенклатура по разным ценам, в зависимости как от продавца, так и от производителя. Например, качество э/с труб ЧТПЗ гораздо выше, чем аналогичной продукции украинского НМТЗ. Различается и качество оцинкованных листов НЛМК и ММК.

– Как изменились цены на металлоизделия?

Владислав Лысков:

– По сравнению с пиком августа 2008 года цены в январе 2009 года снизились в среднем в 2,5 раза. Начиная с февраля 2009 года наблюдался некоторый, в прочем, весьма умеренный рост цен на металлопрокат.

Арсен Бенглянц:

– Сегодня сложно говорить об однонаправленной динамике изменений. Разумеется, уровень цен существенно понизился по сравнению с пиковыми показателями прошлого года. Однако с того момента ситуация на внутренних и внешних рынках стала иной, изменились объемы производства и потребления проката. Сегодня, говоря о ценовой динамике, важнее упомянуть об ее возросшей неопределенности. Так, если ранее в течение года можно было выделить периоды относительно стабильного роста и снижения цены, то на данный момент эти изменения происходят с большей частотой. Уже за прошедшие месяцы 2009 года рынок пережил несколько этапов роста и снижения цены на металлопрокат. Поэтому в плане ценовой динамики текущей характеристикой рынка является большая ценовая волатильность.

Сергей Васильев:

– В августе цены перестали падать, и комбинаты скорректировали их на февраль с учетом спроса, стоимости сырья и загрузки мощностей. То, что сегодня практически все производители металла загружены и работают на экспорт – это и внесло коррективы в ценообразование на внутреннем рынке. Ориентируясь на информацию отдела снабжения БМК, могу сказать, что рост цен на арматуру в сентябре составит около 15%, лист подорожает на 8%. Также ожидается повышение по всем видам сортового металлопроката на 6–8%. Рост цен на трубы в сентябре составит порядка 8–10%.

Андрей Кирилов:

– Как говорят биржевые аналитики – динамика разнонаправлена. Кто-то скидывает цены в стремлении не потерять существующих заказчиков и приобрести новых. Другие ориентируются на стоимость сырья.

Практически все понимают, что нужно сокращать издержки производства и переходить на новое более производительное оборудование. Но на деле все сводится к сокращению персонала, социальных программ и обязательств и уменьшению рабочего дня.

Кризисы приходят и уходят. Пройдет и этот кризис. И если сегодня еще есть выгодные лизинговые программы по приобретению станков и оборудования, то завтра их может не быть. Кто поймет и успеет воспользоваться этим сегодня, тот будет в плюсе завтра. И от этого будут зависеть цены, качество и насыщенность рынка, т.е. соблюдаться баланс спроса и предложений.

– Каковы перспективы рынка в ближайшее время?

Андрей Кирилов:

– Не нужно быть пророком, чтобы увидеть, что идет трудный постепенный рост, пусть и небольшими шагами. Россия будет следовать за миром, но с некоторым запозданием в 6–9 месяцев. Все, что может испортить общую картину в III–IV кварталах, – это финансовая нестабильность наших производителей. Если комбинатам не хватит сил выстоять, то они будут не в состоянии поставлять металл на экспорт в нужных количествах, даже при благоприятной внешней конъюнктуре и растущих ценах на нефть. "Назад в 2005!" – так говорят многие эксперты, когда анализируют сегодня разные отрасли России. Судя по металлургии – "Назад в 2004!". Но и это выражение не совсем корректно, так как многие показатели сегодня на 20–40% ниже цифр пятилетней давности.

Арсен Бенглянц:

– Сегодня говорить о перспективах рынка достаточно сложно. По нашим расчетам, сейчас потребление металлопроката находится на уровне 2005–2006 годов, и серьезных предпосылок для скорого улучшения ситуации нет.

Сложности, с которыми основные строительные и производственные компании столкнулись за последний год, существенно сократили потенциал потребления проката. Для возвращения к докризисным показателям необходимо существенное улучшение общеэкономических условий, что, по прогнозам специалистов, если и произойдет, то достаточно нескоро.

По мнению специалистов "КОМТЕХ-СПб", сокращение рынка может продолжиться и в 2010 году, хотя его темпы будут ниже, чем в период "первой волны" кризиса.

Сергей Васильев:

– Как это ни печально звучит, спроса как не было, так и не будет. В данной ситуации мы полностью зависим от способности потребителей покупать готовые продукты, в производстве которых используется металл. В нашем случае – это жилье, производственные помещения, металлоконструкции. Сегодня вся строительная отрасль работает на завершение начатых в докризисное время проектов. Финансирование новых практически парализовано.

Стоит отметить, что деньги, выделяемые государством для стимулирования экономики, дошли только до избранного круга крупных металлургических компаний, а это лишь часть реального сектора экономики, нуждающегося в помощи. Чтобы оживить экономику, деньги должны доходить и до среднего и малого бизнеса, что возможно только при возникновении платежеспособного спроса со стороны конечных потребителей.

Владислав Лысков:

– По сравнению с пиком августа 2008 года цены в январе 2009 года снизились в среднем в 2,5 раза. Начиная с февраля 2009 года наблюдался некоторый, впрочем, весьма умеренный рост цен на металлопрокат.

СПРАВКА:

Экспорт металлов и изделий из них сократился за январь–июнь 2009 г. на 46,9% до 15,056 млрд долларов, в том числе черных металлов и изделий из них – также на 46,9% до 9,234 млрд долларов, цветных металлов и изделий из них – на 47% до 5,361 млрд долларов. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года импорт упал на 40%. -- Промышленно-строительное обозрение

Новости по этой теме

В Новости

Подписка на рассылку

Ежедневные новости металлургии в Вашем почтовом ящике
RSS

Информер

Ежедневно обновляющиеся заголовки 10 последних новостей металлургии на вашем сайте

все информеры >>