Новости металлургии 

Metaldaily.ru/Новости - 03.12.2009

Дело для энтузиастов. "Промышленно-строительное обозрение". № 120 2009

03.12.2009 - 15:19
В разработке инновационного продукта основной упор сделан на малые предприятия.

Благодаря мобильности, оперативному реагированию на изменения в бизнес-процессах, умению переориентировать свою деятельность, малый бизнес обладает правильной и точной реакцией на те или иные тенденции рынка.

Преимущества разработки и внедрения инноваций в крупной, вертикально интегрированной строительной или научно-производственной компании подкреплены гарантированным спросом, наличием средств и материальных ресурсов для поддержки новых продуктов, возможностью беспрепятственного практического применения.

Малый бизнес этим похвастаться не может. Зато на его стороне – гибкость, оперативность, низкие накладные расходы, налоговые льготы, различные формы господдержки, а главное – солидный организационный и интеллектуальный ресурс. Все это позволяет им выводить на рынок новые конкурентные материалы и технологии.

Эксклюзивные бетоны

– Инновации – это инструмент создания и развития техносферы обитания человека, то есть материального мира, который основывается на материальной науке, – уверяет генеральный директор ООО "НТЦ прикладных нанотехнологий" профессор СПбГПУ Андрей Пономарев. – Наша компания занимается прикладными технологиями на основе создаваемых нами же наноструктур для решения самых разных задач в различных отраслях – от электроники и самолетостроения до строительных материалов.

НТЦ – малое предприятие с высокой концентрацией научных кадров и с крупным оборотом, который, по словам его генерального директора, практически целиком инвестируется в перспективные разработки. За 18 лет инновационной деятельности в компании выполнены более десяти разработок в наносфере, причем за каждой стоит реализованный продукт или технология.

В числе этих разработок легкие бетоны, модифицированные фуллероидными наномодификаторами и обладающие уникальными характеристиками. Их прочность на сжатие составляет 30–60 МПа, прочность на изгиб 3–6 МПа, теплопроводность 0,2–0,4 Вт/0Км, водопоглощение не более 1%. Материал предназначен для различных областей применения, включая малоэтажное и транспортное строительство, теплоизоляцию зданий и трубопроводов.

– Стоимость наномодифицированного бетона в пять раз выше, чем стоимость обычного. Но расчеты, выполненные на кафедре "Технология, организация и экономика строительства" инженерно-строительного факультета СПбГПУ, показали очень интересные результаты, – рассказывает Андрей Пономарев. – Если строить высотное здание из легкого бетона, то общий вес здания уменьшается в 1,6 раза, фундамент обходится дешевле в 2 раза, упрощенная система армирования позволяет экономить 30% арматуры, объем бетона тоже уменьшается. И все это без учета затрат на производство работ.

К примеру, сметная стоимость укладки кубометра бетона на нулевой отметке составляет 149,36 руб., на отметке 24 м к этой стоимости добавляется цена аренды бетононасоса и затраты на его эксплуатацию и потребленную электроэнергию. На высоте 48 м все это надо удвоить и учесть расходы на проектирование и строительство площадки под бетонный насос и т. д.

Доказано, что, начиная с высоты 70 м любого сооружения, применение легкого конструкционного материала обеспечивает экономию в целом по строительству в 30% за каждые 30 м. Нанобетоны дороги, но у них есть уникальный набор свойств, и задача проектировщика – наиболее выгодно применить их в конструкции.

Сейчас перед НТЦ стоит задача вывести легкие бетоны на рынок. В России они находятся в стадии контрольных испытаний и разработки рекомендаций по использованию их в атомной энергетике.

В Европе – проходят дорогостоящую процедуру сертификации, которую выполняет французский институт бетона и железобетона на средства правительственного фонда.

– Для каждого нового материала надо создавать новый рынок, – уверен Андрей Пономарев. – Это задача тех предприятий, которые выводят на этот рынок инновационный продукт. Думаю, что здесь ни на кого, кроме себя, рассчитывать нельзя. Точно такой же опыт существует во всем мире. Если изобретателям дорого их детище, то они будут тратить на внедрение и силы, и средства, и время. Это вообще дело для энтузиастов.

Ни величина компании, ни структура управления, ни даже научно-производственная база не могут обеспечить гарантированный спрос на продукцию. Разработки и инновации являются успешными, если их создание начинается с изучения рыночного спроса.

Новые материалы для фасадов

– В уникальности инновационной технологии устройства фасадов мы были уверены с самого начала. Представленная нашей компанией система не имеет аналогов на территории России и Евросоюза. При осуществлении патентного поиска выяснилось, что только в США и Канаде есть похожий способ наружного утепления зданий, – рассказывает о системе штукатурных вентилируемых фасадов

генеральный директор компании "Стакковент" Сергей Солощенко.

От обычных фасадов с тонким штукатурным слоем систему STUCCOVENT отличает наличие специального трехмерного мата STUCCODRAIN, который располагается между теплоизоляционным и защитно-декоративным слоем и крепится к ограждающей конструкции вместе с утеплителем специальными крепежными элементами. STUCCODRAIN представляет собой открытую трехмерную структуру из нитей полиамида, термически скрепленную с внутренней стороны специальным нетканым материалом, придающим мату дополнительную прочность. А с внешней – мелкоячеистой армирующей стеклосеткой, позволяющей наносить штукатурку непосредственно на мат. В итоге получилась фасадная система, сочетающая преимущества вентилируемого и "мокрого" фасадов. При этом она значительно дешевле первой и намного эффективнее второй технологии. Новая фасадная система позволяет продлить безремонтный срок службы штукатурного фасада и улучшить показатели энергоэффективности всего здания в целом.

– Этот проект до поры до времени был венчурным, пока мы не получили оценки ведущих строительных институтов и подробно не изучили конъюнктуру рынка. Проведя ряд основных испытаний и убедившись в техническом и экономическом потенциале данной разработки, мы приступили к сертификации системы и получению технического свидетельства Госстроя РФ, – рассказывает Сергей Солощенко. – Уже в самое ближайшее время мы намереваемся выйти на рынок малоэтажного домостроения и после получения технического свидетельства занять свою долю на рынке высотного строительства.

Мы имеем предложения от крупной компании-застройщика, готовой применить технологию в своем проекте жилого комплекса, а также от ряда частных застройщиков, завершающих объекты в текущем году. Ведутся переговоры по совместной разработке нового продукта с одним из производителей сэндвич-панелей; получена партия материала от зарубежного завода-изготовителя. Кроме того, ведется наработка опытно-промышленной партии совместно с отечественным партнером. Вложенные нами время, силы и средства уже сегодня начинают оправдываться, и мы, как предприятие, постоянно осуществляющее инновационную деятельность, не останавливаемся на достигнутом. В компании ведется разработка еще одной технологии, уникальной не только для нашей страны, но и для прогрессивной Европы.

Как сделать тонну длиннее

Единственное на Северо-Западе предприятие по производству арматуры холодной деформации – результат научных разработок НИИЖБ и инвестиций группы компаний "ХОРС". Изданный в 1993 г. специалистами института отраслевой стандарт позволил производить и применять холоднодеформированную арматуру класса прочности 500 МПа. Тогда некоторые западные компании пытались производить такой прокат в России, но на внутреннем рынке спроса на нее практически не было. В то же время, по словам технического директора ООО "Сланцевский арматурный завод" к.т.н. Андрея Александрова, подобная продукция с начала 1990-х годов повсеместно применяется в Европе. Казалось бы, введение ГОСТ Р 52544-2006 на арматурный прокат холодной деформации, разработанный тем же НИИЖБ, должен был бы способствовать широкому внедрению этих перспективных материалов, позволяющих снижать металлоемкость железобетонных изделий и конструкций без понижения их прочности.

Например, с учетом гостированных отрицательных допусков одна тонна холоднокатаной арматуры расчетным диаметром 6 мм будет длиннее горячекатаной на 213 м. Это позволит при одной и той же массе армировать большее количество бетона. Точность изготовления позволяет получить промежуточные диаметры с точностью до 0,5 мм и тем самым сэкономить от 15 до 20% металла при проектировании конструкций без изменения прочностных характеристик. При этом, в отличие от традиционной арматуры, при изготовлении не образуется окалина, что экономит еще около 1% металла. Кроме того, продукция холодной деформации является низкоуглеродистой, а это улучшает свариваемость.

Однако застройщики не спешат применять арматуру современного класса.

– Мы предложили одной из строительных компаний Минобороны применить арматуру Сланцевского завода при строительстве жилых домов. Но проектировщикам оказалось проще использовать прокат, применяемый в массовом жилищном строительстве с 1950-х гг., чем пересчитать проект и пройти необходимые согласования, – рассказывает Андрей Александров. – Наличие ГОСТа не решает проблемы внедрения.

Проектировщики ждут, когда инновация станет массовой и будет узаконена нормативами. А чтобы использование стало распространенным, нужны проектные решения, в которые заложен инновационный продукт.

Но кризис обострил проблемы эффективного использования стройматериалов, и рынок уже отреагировал на преимущества холоднодеформированного проката – на Северо-Западе еще как минимум две компании планируют выпускать подобную арматуру. По словам Андрея Александрова, роль инноваторов на рынке – прокладывать дорогу остальным.

Для любого инновационного материала надо создавать новый рынок, и это задача именно тех предприятий, которые его разрабатывают. Разработки и инновации являются успешными только тогда, когда их создание начинается с изучения рыночного спроса.

Ресурсы "Ресурса"

Новое производство компании "Ресурс" по выпуску вспененного полиэтилена "Петрофом" было выделено в небольшую самостоятельную структуру благодаря недавней реструктуризации компании. Освоив производство рулонного материала, предприятие в этом году начало выпуск жгутовой изоляции "Петрофом-жгут", летом вышло на рынок с новым изоляционным материалом "Петрофом-Евроблок", аналогов которого на строительном рынке Северо-Запада нет. По оценке предприятия, "Петрофом" уже успел занять половину петербургского рынка вспененного полиэтилена.

В компании не скрывают, что в основе успеха – десятилетний опыт ПКП "Ресурс" в сфере производства и поставок строительных материалов и наличие свободных средств, позволяющих инвестировать в выпуск новых продуктов. Для разработки производства изоляционных материалов компания "Ресурс" привлекла иностранного партнера – чешскую фирму SPUR.

Для коммерциализации новых разработок было заложено дополнительное финансирование на рекламу и продвижение. Новинка примет участие в конкурсе "Сделано в Санкт-Петербурге", проводимого КЭРППиТ.

– Можно назвать два основных пути вывода на рынок принципиально инновационных материалов, – полагает директор по маркетингу и рекламе "Ресурса" Дина Мухаметдинова. – Либо компания сама инициирует вывод нового материала на новый рынок, тогда именно она формирует и стимулирует спрос, либо на создание нового продукта фирму подвигает существующий неудовлетворенный спрос, часто появляющиеся новые задачи, которые уже сложно решить с помощью существующих материалов.

В случае, когда формирование абсолютно нового рынка – дорого, а существующий ассортимент полностью удовлетворяет потребности потребителей, всегда есть возможность развивать продукт в направлении совершенствования качества (улучшения характеристик).

Именно этим мы и руководствовались, когда выводили на рынок изоляционный материал "Петрофом-Евроблок". Он отличается высоким качеством, так как производится по европейским критериям СМК. Неоспоримое его преимущество – высокий коэффициент звукопоглощения и удароизоляции, что едва ли свойственно большинству подобных изоляционных материалов. Для удобства эксплуатации "Петрофом-Евроблок" выпускается размером 1 м х 0,6 м, что является евростандартом и упрощает работу по его монтажу. Этот материал универсален в использовании: он подходит для изоляции крыш, перегородок, балконов и фундаментов. Помимо преимуществ самого материала, мы стараемся предложить клиентам высочайший уровень сервиса.

Хотелось бы отметить, что ни величина компании, ни структура управления, ни даже научно-производственная база не могут обеспечить гарантированный спрос на продукцию. Если спрос отсутствует на рынке, то нововведениями ситуацию не исправить. Хотели бы мы этого или нет, но условия нам диктует рыночная ситуация. -- Промышленно-строительное обозрение

Новости по этой теме

В Новости

Подписка на рассылку

Ежедневные новости металлургии в Вашем почтовом ящике
RSS

Информер

Ежедневно обновляющиеся заголовки 10 последних новостей металлургии на вашем сайте

все информеры >>