Дефолт инвестиционной компании Dubai World может дорого обойтись ближневосточному рынку стали
Депрессия на ближневосточном рынке длинномерного проката продолжается, как минимум, с июля. Вот уже несколько месяцев спрос на арматуру в странах Персидского залива остается на стабильно низком уровне. Уровень внутренних цен в регионе практически не меняется с сентября, причем, изменения, которые там происходили на протяжении последних трех месяцев, были направлены, по большей мере, на понижение.
Правда, все это время на рынке хватало позитивных сигналов. Правительства Абу-Даби, Саудовской Аравии, Кувейта, Катара анонсировали крупные проекты стоимостью в миллиарды и даже десятки миллиардов долларов в промышленной, инфраструктурной, социальной сферах. Региональные строительные компании периодически заявляли о готовности приступить к расширению объемов работ в самое ближайшее время. Наконец, цены на нефть стабилизировались на мировом рынке в достаточно комфортном для производителей интервале $75-80 за баррель.
Однако на прошлой неделе рынок получил сильный негативный сигнал. Инвестиционная компания Dubai World, многоотраслевой холдинг, посредством которого правительство эмирата осуществляло львиную долю своих проектов, обратился к кредиторам с просьбой об отсрочке уплаты по долгам до мая 2010 года. При этом, как стало известно участникам рынка, общий объем задолженности Dubai World достигает $59 млрд.
В конце прошлого года Дубаи, финансировавший свои мегапроекты во многом за счет привлечения средств извне, уже находился на грани банкротства. Но тогда на помощь соседям пришел эмират Абу-Даби, на который приходится львиная доля нефтяных богатств ОАЭ. Дубаи получил финансовую помощь в размере около $10 млрд., разместил облигации еще на $20 млрд., рефинансировал еще часть задолженности… В общем, казалось, что государственный инвестиционный холдинг, получив передышку, сможет восстановить свое финансовое положение. Объявление о дефолте стало неожиданностью и вызвало настоящий всплеск панических настроений на мировых биржах.
Для регионального рынка стали неплатежеспособность Dubai World означает, прежде всего, отсрочку в старте новых проектов. Теперь правительства стран региона волей-неволей будут проводить более осторожную политику, а оптимизм по поводу близкого выхода из кризиса существенно уменьшился. Таким образом, вероятность активизации строительной отрасли стран Персидского залива и, соответственно, расширения спроса на длинномерный прокат уже в начале 2010 года, как представляется, снизилась.
Безусловно, Дубаи, не имеющий доходов от экспорта нефти, существенно отличается в финансовом плане от нефтяных эмиратов и королевств Персидского залива. К тому же, проекты, о которых говорилось в последние месяцы, по-прежнему значатся в планах правительств, вряд ли от них будут отказываться. Так что, рано или поздно положительные тенденции, которые наблюдаются в данном регионе, возьмут верх.
Тем временем, турецким компаниям никак не удается поднять цены на арматуру выше $475-480 за т FOB – более высокие котировки выглядят неприемлемыми для ближневосточных потребителей. А ведь стоимость заготовок и металлолома в последние дни возросла: цены на украинские и российские полуфабрикаты при поставках в Турцию к концу прошедшей недели подскочили до $420 за т FOB и более, а металлолом из США и России вплотную приблизился к отметке $300 за т CFR.
Несколько дней назад можно было предположить, что турецкие компании все равно будут поднимать в ответ цены на арматуру несмотря на низкий спрос. Однако события в Дубаи могут негативно сказаться и на стоимости стальной продукции. Тогда полуфабрикатам и лому в начале декабря придется пойти вниз.
Цены на заготовки и арматуру на Ближнем Востоке в 2009 г., $/т