Индийские страсти. "Укррудпром (Украина)". 18 ноября 2009
19.11.2009 - 09:56
Перспективный рынок и наличие железной руды сделали Индию весьма привлекательной для лидеров мировой сталелитейной промышленности. Многие из них стремятся построить свои заводы в этой стране.
Однако местная бюрократия и протесты фермеров подвесили в воздухе судьбу проектов на сумму 82 млрд. долларов.
Сталелитейные гиганты уже давно стремятся приобщиться к быстро развивающемуся индийскому рынку, а до недавнего времени непрерывный рост цен на руду создавал дополнительные стимулы к строительству заводов в богатой минеральными ресурсами стране.
Разумеется, мечтают реализовать крупные сталелитейные проекты и местные компании.
Но уже несколько лет эти стремления тормозятся неторопливыми индийскими чиновниками — получить "добро" от Экологического информационного центра, который оценивает воздействие будущего завода на окружающую среду, практически невозможно. Причем не из-за предполагаемого губительного эффекта, а в связи с бесконечными отсрочками. С другой стороны, в штатах, где железная руда имеется в изобилии, крайне трудно купить землю для строительства крупного предприятия — это преимущественно плодородные территории, с которыми фермеры не желают расставаться. А принуждение местных жителей к освобождению земли долгие годы было чревато для Индии серьезными политическими проблемами.
Однако правительство уже осознало, что, двигаясь по пути индустриализации, рано или поздно эти проблемы придется решать. Поэтому власти уже прилагают серьезные усилия, чтобы упростить промышленникам покупку земли. Скорее всего, к этому их подтолкнул возможный отказ от реализации сталелитейных проектов: в конце концов южнокорейская Posco пыталась реализовать свой проект на протяжении около пяти лет, Arcelor Mittal занималась этим два года — всем понятно, что такая неопределенность не может длиться бесконечно. По данным индийского министерства сталелитейной промышленности, судьба 22 крупных проектов зависла в воздухе. В частности, в сентябре приостановили попытки приобрести землю Arcelor Mittal, Essar Steel, Jindal Steel & Power, Posco и Tata Steel.
В начале октября компания Arcelor Mittal объявила, что из-за проблем с приобретением земли компания собирается отозвать свои планы строительства двух заводов совокупной мощностью 24 млн. тонн в штатах Орисса и Джарканд. Владелец и глава правления группы Лакшми Миттал сообщил The Financial Times, что собирается инвестировать ассигнованные на эти проекты 20 млрд. долларов в других местах. По его словам, затягивание с приобретением земли "неприемлемо". Правда, Миттал отметил, что не собирается полностью отказываться от идеи строительства в своей родной стране хотя бы одного сталелитейного предприятия — просто планы расширения в Индии отложены на несколько лет. Глава Arcelor Mittal считает, что индийских граждан необходимо постепенно приучать к мысли о необходимости индустриализации, включая строительство сталелитейных заводов на сельскохозяйственных землях.
Подобные проблемы возникают и у других компаний, в том числе — местных. Например, в прошлом году Tata Motors не сумела получить разрешение на покупку земли в Западной Бенгалии, и компании пришлось перенести строительство завода, который будет производить автомобили Nano, в штат Гуджарат.
Похоже, что волна отказов от нового строительства (отчасти связанная и с глобальным экономическим кризисом) произвела большое впечатление на правительство, которое планирует увеличить объемы производства стали к 2011-2012 годам — до 124 млн. тонн. Угроза срыва этих планов и подтолкнула чиновников к действиям. Во всяком случае, министр сталелитейной промышленности Вир Бхадра Сингх заявил 14 ноября на семинаре Vision on Indian steel Industry: "Мы должны ускорить реализацию сталелитейных проектов. Проблемы сырья и инфраструктуры должны быть решены".
По данным Сингха, за счет расширения действующих предприятий к 2012 году суммарные мощности страны увеличатся на 33 млн. тонн. Такие проекты осуществляют сейчас государственная компания Steel Authority of India ("плюс" 13 млн. тонн на пяти заводах), PSU Rastriya Ispat Nigam (2,9-6,3 млн. тонн), а также частные Tata и JSW (совместно 5 млн. тонн). Министр сообщил также, что многие частные компании подписали Меморандумы с властями различных штатов по поводу строительства новых сталелитейных заводов, но реализация этих проектов откладывается из-за проблем с приобретением земли. При этом Сингх указал, что промышленники должны учитывать необходимость их помощи в переселении и последующей реабилитации местных фермеров.
В результате дело сдвинулось с мертвой точки. Власти Ориссы активизировались, и некоторые проекты стали обретать реальные очертания. Так, Tata Steel уже объявила, что в декабре начнет строительство нового завода мощностью 6 млн. тонн. Гендиректор компании Х.М. Неруркар сообщил журналистам, что 80% жителей уже переселились с места будущего строительства. В свою очередь, Posco сообщила, что собирается начать закладку фундамента в ближайшие два-три месяца, скорее всего — в январе. Кстати, на церемонии будет присутствовать президент Южной Кореи Ли Мюн-Бак, и именно его предстоящий визит в Индию мог поспособствовать сталелитейной компании в решении проблем. А вот в продвижении проектов Arcelor Mittal прогресса пока не наблюдается. Как сообщил Лакшми Миттал на пресс-конференции 29 октября, компания до сих пор так и не смогла приобрести землю ни в Ориссе, ни в Джаркханде. Возможно, чтобы сдвинуть дело с мертвой точки, нужен визит в Индию английской королевы? -- Укррудпром (Украина)