Как развивать производство и как привлечь инвестиции в российские моногорода. В условиях кризиса такие населенные пункты, их по стране насчитали около 450, оказались наиболее уязвимы. Помочь решить проблему должна новая программа, которая разрабатывается правительством.
Нижнетагильский металлургический комбинат производит рельсы, балки и трубы для железной дороги. Социальная нагрузка: 30 детских садов, оздоровительный лагерь, дом культуры, стадион. На их содержание уходит 700 миллионов рублей в год. Когда в кризис спрос на металлы упал, пришлось сокращать производство и увольнять рабочих.
"Мы потеряли порядка 30% от своей загрузки. Особенно в прошлом ноябре совершенно не было заказов. Поэтому в первую очередь, мы предложили работающим пенсионерам добровольно уйти с комбината", - рассказал управляющий директор Нижнетагильского металлургического комбината Алексей Кушнарев.
Нижний Тагил Свердловской области является моногородом. Четверть всего населения металлурги, сварщики, токари, механики. Работают на одном заводе десятилетиями. По такому же принципу строили другие российские моногорода. Большинство из них появились еще в советское время. Их строили вокруг шахт, нефтяных вышек, машиностроительных заводов.
Зависимость от одного или нескольких предприятий привело к тому, что практически у всех моногородов в кризис начались проблемы. Из-за падения спроса и цен на продукцию, пришлось увольнять работников предприятий. Найти другую работу для них оказалось проблемой.
"Сейчас работает рабочая группа, которая выделила 20 наиболее проблемных моногородов, где есть достаточно серьезные проблемы с базовыми предприятиями. По этим городам будет составлена конкретная программа по каждому городу. И в общем-то мы ставим задачу, чтобы эти программы уже были рассмотрены правительственной комиссией до конца 2009 года", - сказал заместитель Председателя Правительства РФ Александр Жуков.
В качестве пилотного проекта Минрегионразвития разрабатывает план спасения одного из самых проблемных российских моногородов - Тольятти, где 70% жителей работают на "АвтоВАЗе".
"Это, конечно, новые рабочие места в городе. Это новые рабочие места в целом, в области. Поскольку мы понимаем, высвобождающихся людей нельзя концентрировать в одном месте. Мы их будем рассредоточивать по территории. Они получат нормальные рабочие места, нормальную зарплату и смогут жить как прежде с нормальной доходной базой", - сказал губернатор Самарская область Владимир Артяков.
Понятия "моногород" в российских законах нет. Поэтому Министерство регионального развития разработало собственные критерии.
Больше четверти всего населения должны работать на одном или нескольких связанных предприятиях. Либо половина всей промышленной продукции города должна выпускаться на таком производстве. Или доходы от этого производства должны превышать треть всех сборов в городской бюджет.
Чиновники насчитали больше 450 моногородов. Именно столько населенных пунктов по всей России отвечает этим требованиям. Если посмотреть на один федеральный округ, например, Уральский, то здесь почти 70 моногородов. В них проживает 4 миллиона человек - это треть всего населения Урала.
И чаще всего экономика уральских городов "завязана" на нефтегазовую отрасль, металлургию или машиностроение.
Сейчас правительство разрабатывает программу помощи таким городам. Предполагается, что муниципалитеты вместе с бизнесменами напишут стратегию развития своего населенного пункта. Они должны решить, как развивать производство и откуда получить инвестиции.
"Основа подъема моногородов - это привлечение инвестиций. Инвестор принимает на себя риски развития моногорода. Это может быть внутренний инвестор - предприятие, которое находится в моногороде. Но чаще всего - это внешний инвестор. Лучше корпоративный", - рассказал Олег Столяров, заместитель генерального директора Международного центра развития регионов.
Из госбюджета, по мнению чиновников, нужно будет финансировать лишь инфраструктурные проекты, например, строительство дорог или жилья. Работу заводов, сбыт товара и переобучение работников должен взять на себя бизнес. -- Вести