Новости металлургии 

Metaldaily.ru/Новости - 10.11.2009

Где у рынка дно? "Укррудпром (Украина)". 6 ноября 2009

10.11.2009 - 10:37
На уходящей неделе цены на мировом рынке стали были относительно стабильными. Правда, при слабом спросе. Падение цен на горячекатаный прокат прекратилось, а кое-где котировки даже повернули вспять.

Тем не менее говорить о том, что рынок уже достиг дна, еще рано. По крайней мере, европейские и американские металлурги считают практически неизбежным понижение в ноябре-декабре. По их мнению, на некоторое восстановление можно будет рассчитывать только с начала будущего года.

Ближний Восток: собаки и хвосты

Что первично и что вторично на ближневосточном рынке длинномерного проката? В последние несколько недель возникает впечатление, что цены на арматуру в наибольшей степени зависят от затрат металлургических и прокатных компаний соответственно на металлолом и заготовки. Так, повышение стоимости российских и украинских полуфабрикатов до около 390-405 долларов за тонну FOB и ожидаемый рост цен на металлолом в связи с возвращением турецких покупателей на рынок обернулись подорожанием турецкой арматуры до 460-465 долларов за тонну FOB по сравнению с 445-455 долларами в конце октября.

В принципе, резон в этом есть. Спрос на конструкционную сталь в регионе в настоящее время очень низок и к тому же не эластичен, т.е. понижение цен (в умеренных пределах) никак не будет способствовать его росту. В этой ситуации металлургическим компаниям и остается изменять цены в соответствии с затратами, все равно на объем продаж это практически не повлияет.

Слабость ближневосточного рынка арматуры объясняется главным образом двумя причинами. Во-первых, во многих странах скопились избыточные запасы продукции. Это актуально прежде всего, для Египта, который до сих пор не в состоянии "переварить" два с лишним миллиона тонн турецкой арматуры, поставленные в эту страну еще в первом полугодии. В ноябре ведущие египетские производители арматуры понизили внутренние цены на 15-25 долларов за тонну, а четыре компании и вовсе объявили о приостановке выпуска, чтобы попытаться хоть как-то разгрузить склады за время вынужденной паузы. Предполагается, что их примеру последуют некоторые другие производители.

Во-вторых, не отличается активностью строительная отрасль в странах региона. Во многих странах, в частности, Иране приостановлены проекты, финансируемые государством. В ОАЭ взял продолжительную паузу частный сектор. Тем не менее, рынок все же производит впечатление "сжатой пружины". Судя по данным ряда арабских источников, в начале будущего года финансированию строительных проектов может быть дан "зеленый свет", и тогда спрос на арматуру резко возрастет.

Китайские компании резко снизили свою активность в странах Ближнего Востока, однако процесс понижения цен на плоский прокат в регионе продолжается. Производители, которые ранее удерживали свои котировки на относительно высоком уровне, теперь сбавляют их, чтобы повысить свою конкурентоспособность. В частности, российский НЛМК сообщил о сокращении стоимости горячекатаных рулонов до около 480 долларов за тонну FOB. В целом российский и украинский горячий прокат предлагается по 480-510 долларов за тонну CFR в Турции и до 540 долларов за тонну CFR в странах Северной Африки и Ближнего Востока.

Сбавила цены и египетская компания EZDK. Если ранее она предлагала горячекатаные рулоны на декабрь по 620 долларов за тонну FOB, то теперь она котирует свою продукцию по 590 долларов за тонну FOB, ориентируясь в основном на Саудовскую Аравию. Впрочем, это все равно гораздо выше, чем в среднем по ближневосточному региону.

Европа: слишком много стали

Европейских аналитиков всерьез беспокоит то, что региональные металлургические компании наращивают производство стали в то время, когда спрос на него низкий, а существенного улучшения в ближайшие месяцы не предвидится. Ни конечные потребители, ни трейдеры не стараются увеличивать сейчас складские запасы, а промышленные отрасли демонстрируют лишь очень слабый рост по сравнению с предыдущим кварталом. Как все больше кажется специалистам, европейский рынок стали начнет восстанавливаться не ранее второго полугодия 2010 года.

В этой ситуации расширение объема предложения вследствие возвращения в строй ряда доменных печей и прокатных станов выглядит не слишком мудрым шагом. Тем не менее, металлургические компании, понесшие в этом году большие убытки из-за недогрузки мощностей, продолжают прежнюю политику. Так, индийская компания Tata Steel заявила, что к концу марта 2010 года доведет загрузку мощностей своего европейского подразделения Corus (Великобритания-Нидерланды) до 100% по сравнению с около 80% в настоящее время и менее 50% в конце прошлого года. Как заявляют представители Tata Steel, спрос возвращается на Запад. Arcelor Mittal со своей стороны планирует повысить загрузку до около 70% к концу текущего года, в то время как в течение третьего квартала этот показатель составлял в среднем 61%.

В начале ноября европейские компании предлагали арматуру по ценам порядка 320-340 евро (472-502 долларов) за тонну EXW, а экспортные котировки находились в интервале 320-330 евро (472-487 долларов) за тонну FOB, тяготея к нижней границе. Однако контракты на поставку металлолома на европейские заводы со сниженными по сравнению с предыдущим месяцем скорее всего подпишут в ближайшие дни с понижением по отношению к предыдущему месяцу, что может привести к изменению котировок и на готовый прокат.

В конце октября стоимость горячекатаных рулонов на европейском рынке составляла от 360 до 400 евро (531-590 долларов) за тонну EXW для продукции местного производства. Самую дешевую продукцию (менее 510 долларов за тонну CFR-DAF) предлагали украинские компании, у других поставщиков цены были от 530 долларов за тонну CFR-DAF и выше. Но в ноябре, как ожидается котировки европейских компаний несколько понизятся, причем, не только из-за конкуренции со стороны внешних поставщиков, но и вследствие общего упадка рынка.

Падение угрожает и европейскому рынку толстолистовой стали. По словам аналитиков, потребители в последнее время решили считать основным ориентиром украинскую продукцию, которая поставляется в страны Западной Европы по 515-530 долларов за тонну CFR.

Восточная Азия: не тяните тигра за хвост!

Восточноазиатский рынок явно идет на поправку. В Китае и Корее оживилась судостроительная отрасль, что сразу же подняло спрос на высококачественную толстолистовую сталь. В Корее и других странах региона пошло в рост производство бытовой техники. Китайское правительство снова дало зеленый свет на выделение финансовых средств промышленным компаниям, и банки тут же увеличили объемы кредитов для реального сектора экономики.

В Китае внутренний рынок стали остается нестабильным. Цены могут несколько дней подряд подниматься, чтобы затем рухнуть, в один-два дня потеряв почти все прошлые достижения. Тем не менее, по итогам предыдущей недели рыночные котировки на основные виды стальной продукции в Китае прибавили порядка 5-10 долларов за тонну, аналогичный рост скорее всего будет зафиксирован и в текущей неделе. Хотя складские запасы остаются избыточными, спрос на стальную продукцию (особенно, длинномерный прокат) восстановился, а китайские компании начали терять интерес к экспортным операциям. Внутри страны средний уровень котировок на арматуру составляет в Китае около 3600 юаней (527 долларов) за тонну с металлобазы, горячекатаные рулоны приблизились к 3550 юаней (520 долларов) за тонну. В то же время при экспорте китайские поставщики горячего проката могут рассчитывать лишь примерно на 480 долларов за тонну FOB.

Впрочем, металлургам из других стран волей-неволей приходится ориентироваться на цены китайских конкурентов. Средняя стоимость горячекатаных рулонов в Восточной и Юго-Восточной Азии, а также в Индии составляет около 520-540 долларов за тонну CFR. Тайванские, корейские, российские компании вынуждены сбавлять котировки до этой отметки. Правда, спрос в Азии все же лучше, чем в других регионах мира, что в известной степени оправдывает издержки.

На региональном рынке длинномерного проката влияние Китая минимально, однако здесь большую роль играет корейский демпинг. Продавая арматуру внутри страны дороже 600 долларов за тонну EXW, некоторые корейские компании отправляют излишки за рубеж всего по 480-500 долларов за тонну FOB. Однако в последнее время спрос на данную продукцию даже при таких ценах сократился, прежде всего, вследствие ухода с рынка Вьетнама. Склады вьетнамских дистрибуторов переполнены до такой степени, что некоторые компании даже реэкспортируют ввезенную ранее катанку, а вскоре, возможно, очередь дойдет до арматуры и заготовок. -- Укррудпром (Украина)

Новости по этой теме

В Новости

Подписка на рассылку

Ежедневные новости металлургии в Вашем почтовом ящике
RSS

Информер

Ежедневно обновляющиеся заголовки 10 последних новостей металлургии на вашем сайте

все информеры >>