Новости металлургии 

Metaldaily.ru/Новости - 03.11.2009

Транзит через Украину загрузят льготами. "UGMK.INFO (Украина)". 28 октября 2009

03.11.2009 - 08:46
Через год после кризиса, наконец-то, были введены льготы на грузоперевозки в украинском транспортном комплексе. Однако эти преференции в лучшем случае дадут эффект к середине 2010 г., поэтому фактически речь идет о посткризисных мерах по привлечению грузов.

Весь 2009 г. украинский транспортный комплекс терял транзитные грузы. Так, за девять месяцев железнодорожный транзит сократился почти в 2 раза, до 33,3 млн. т. Лидерство по темпам падения продемонстрировали черные металлы, продукция химпрома и каменный уголь. В то же время транзит нефти и нефтепродуктов сохранялся на прошлогоднем уровне, но к III кварталу показатели сползли в минус и по этой позиции. Упала доля транзита и в общем объеме перевозок – с 16% до 11,7%.

Основные статьи транзита ж/д транспортом, млн. т
Груз

2008

2009

%, к 2008

каменный уголь

11,75

8

68,6

черные металлы

5,7

3,3

58,0

химические и минудобрения

5,66

3,4

60,4

нефть и нефтепродукты

8,6

8,49

98,3



Данные: "Укрзализныця"

На фоне железных дорог демонстрируют отток транзитных грузов и украинские морпорты. По итогам 9 месяцев 2009 г. отечественные МТП сократили перевалку на 28%, до 28,4 млн. т. Таким образом, потери портовиков составили 11 млн. т. А доля транзита в общей перевалке портов уменьшилась с 38% до 35,5%.

Стоит отметить, что отрицательная "транзитная" динамика наблюдалась в Одесском, Ильичевском, Николаевском и Южном портах. В этих "морских вратах" транзит упал на 16-35%. В то же время позитивные статданные демонстрируют только порты Крымского полуострова - Феодосийский, Керченский и Евпаторийский. Что не удивительно, ведь для первых двух транзит является основным "хлебом" (60% от всех грузов), тогда как в ЕМТП он не превышает 15%.

Тарифные барьеры

Учитывая, что объемы перевозок "Укрзализныци" с начала года сократились только на 29,4%, то причина резкого спада в транзите кроется не только в экономическом кризисе. Отток транзитных грузов объясняется, прежде всего, негибкой тарифной политикой монополиста, услуги которого подорожали на 49%. В этом плане показательно, что в разгар спада перевозок практически все страны-конкуренты Украины предоставили грузовладельцам различного рода преференции.

А в случае с морпортами ставки вообще были подняты, из-за чего многие грузы "ушли" на Балтику или Россию, которая прибегла к админдавлению, фактически, заставляя "своих" экспедиторов работать с российскими портами на Черном море.

В качестве одной из антикризисных мер, сейчас отрасль пытается вернуться к практике "сквозных" тарифов на ж/д транспорте, которая до 2005 г. охватывала свыше 90% номенклатуры грузопотоков по желдорогам через морские порты Украины. На начало 2009 г. по "сквозным" тарифам УЗ перевозила сырую нефть из Казахстана (Кульсары и Махамбет) в украинские порты, лом черных металлов из Казахстана на Молдову, сжиженный газ в частных цистернах из Казахстана (Кульсары) и хлопок из Узбекистана на Ильичевский порт. В обратном же направлении перевозился глинозем из отечественных портов на Таджикистан.

Напомним, что "сквозным" тарифом предусматривается единая ценовая политика для всех грузоотправителей, которым приходится работать через территорию Украины. В таком случае, изменение ставок уже не будет зависеть от желания самого перевозчика, а будет проводиться только с согласия железнодорожных ведомств стран-участников транзитных коридоров. "Сквозной" тариф будет формироваться с учетом ж/д плеча перевозок и морской перевалки. В результате ожидается восстановление объемов транзита через порты до докризисного уровня. А УЗ рассчитывает на рост ж/д транзита через Украину на уровне 5-6% в месяц.

Транспортники завлекают металлургов



Повысить привлекательность украинских МТП, как транзитных пунктов, призван приказ Минтранссвязи от 16 октября с.г. Им устанавливаются скидки в 9 морпортах в размере 30-50% на перевалку, главным образом, металлургической продукции - чугуна, черных металлов, руды, угля, глинозема. В отношении портов Подунавья сделан акцент на зерновых грузах, которые являются основной статьей их перевалки. Расчет прост - восстановить отношения с грузовладельцами, которые, возможно, пересмотрят свою логистику, учитывая новые тарифы со скидками.

Железная дорога также привлекает транзитные грузы российского ГМК, в частности, железную руду, железорудный концентрат и окатыши, идущие не только в порты, но и на западные погранпереходы. Для них УЗ до конца года установила спецставки в размере $10,3-18,9/т, варьируемые в зависимости от направления перевозки. Действовать они будут при условии гарантированного среднемесячного объема перевозки не менее 1 млн. т по направлению или 0,5 млн. т одним оператором. Среди морпортов фигурируют Одесский, Ильичевский, Южный, Николаевский, Керченский, Ренийский, Измаильский.

Кроме того, УЗ до конца т.г. ввела спецставку в размере $15/т для российского транзит калийных удобрений со ст.Соликамск на порты Николаевского морского региона, специализирующиеся на перевалке этого вида сырья. Тариф определен с учетом возврата порожняка и будет применяться при условии гарантированного объем грузопотока на уровне не менее 0,1 млн. т в месяц.

Впрочем, "терзают смутные сомнения", что эти преференции наряду со сквозными тарифами позволят наладить ранее утерянные грузы. По мнению экспертов отрасли, льготы оказались чрезвычайно запоздалыми и дадут эффект не ранее весны 2010 г. Да и то при условии, что начнется подъем экономики, страны будут вынуждены наращивать перевалку через Украину, из-за дефицита собственных и других пропускных мощностей. -- UGMK.INFO (Украина)

Новости по этой теме

В Новости

Подписка на рассылку

Ежедневные новости металлургии в Вашем почтовом ящике
RSS

Информер

Ежедневно обновляющиеся заголовки 10 последних новостей металлургии на вашем сайте

все информеры >>