Болезнь дешевизны. "Укррудпром (Украина)". 30 октября 2009
02.11.2009 - 13:04
Избыток сталелитейных мощностей в Китае давно беспокоит правительство, которое продолжает попытки решить проблему административными средствами. Однако эти средства в принципе не могут исправить структурные дефекты китайской экономики.
По прогнозу Китайской ассоциации чугуна и стали (China Iron & Steel Association, CISA), в 2009 году совокупный объем выплавки металла превысит 500 млн. тонн, тогда как спрос составит всего 470 млн. тонн. При этом компании, начиная с середины апреля, интенсивно увеличивают загрузку мощностей — например, сейчас ее уровень у производителей арматуры составляет 90%. Сначала повышение спроса и цен, вызванное финансовыми вливаниями в экономику, скрывало эту тенденцию. Однако уже в августе образовавшийся избыток поставок обусловил снижение цен, которое продолжается и до сих пор — они упали уже на 25% по сравнению с августовским пиком. Складские запасы стальной продукции увеличились до 40-50 млн. тонн. Но производители продолжают наращивать выпуск, что вызывает серьезные опасения у их иностранных конкурентов.
Неоднократные призывы правительства и CISA к ограничению объемов производства так и не были услышаны, поскольку все компании стремятся извлечь хоть какую-то прибыли из продаж с минимальной маржей. Однако проблема заключается в том, что суммарные мощности страны составляют 660 млн. тонн, следовательно, их избыток можно оценить в 190 млн. тонн. Именно эту проблему китайские власти и пытаются решить на протяжении нескольких лет.
С этой целью использовались запреты на деятельность маломощных заводов, но местные власти, закрывая эти предприятия, параллельно строили их более крупные аналоги, что только усугубляло проблему. Были попытки запретить строительство заводов ниже определенной мощности. Однако, по данным Национальной комиссии по развитию и реформам (NDRC), это привело к появлению 58 млн. тонн мощностей, построенных по неутвержденным и незарегистрированным проектам. В начале 2007 года NDRC подписала с властями нескольких провинций соглашения о закрытии устаревших мощностей, но эти договора были выполнены только на 50%.
Тем не менее, NDRC продолжает действовать по той же схеме: недавно чиновники объявили, что не будет реализовываться ни один новый сталелитейный проект и ни один проект модернизации, предусматривающий доменные печи объемом менее 400 кубометров, а конвертеры и электропечи — менее 30 тонн. Комиссия утверждает, что к 2011 году все такие агрегаты будут остановлены. А в начале октября Кабмин пошел еще дальше, заявив, что отныне не утвердит ни одного нового сталелитейного проекта и ни одного расширения существующих предприятий. Кроме того, отложена реализация двух крупных проектов (по 10 млн. тонн) — строительство завода Zhanjiang steel компании Baosteel и Fangchenggang steel группы Wuhan Iron and Steel. Оба проекта были утверждены Государственным советом и Кабмином еще до кризиса, в начале 2008 года. Официальный представитель NDRC Сьон Билин сообщил на пресс-конференции, что дата начала реализации этих проектов зависит от развития тенденций в сталелитейной промышленности.
У NDRC появились и некоторые новые идеи: Комиссия предлагает правительству принять ряд мер по удалению с рынка устаревших мощностей. В частности, речь идет о внедрении более высоких стандартов в сферах потребления энергии, защиты окружающей среды и вхождения в отрасль. Однако реализовать эти планы будет весьма непросто: местные власти несклонны к закрытию сталелитейных заводов, которые служат главным источником налоговых поступлений и обеспечивают занятость населения. Кроме того, проблему перепроизводства правительство планирует решать, стимулируя консолидацию отрасли. Однако вряд ли ее можно решить таким путем — это означает просто переместить ее на плечи новых владельцев мелких заводов.
При этом китайские власти закрывают глаза на действительные источники проблемы. Дело в том, что в процессе индустриализации использовалась мощная политика, которая привела к несоответствию скоростей роста производства и потребления. Единственный способ устранить перепроизводство, которое имеет место во многих отраслях — пересмотреть эту политику. Именно она вынуждала население явно или неявно субсидировать инвестиции в производство и инфраструктуру, которые иначе были бы неприбыльными. И хотя эта политика стимулирует рост производства и числа рабочих мест, она обуславливает и расхождение скоростей роста производства и потребления. Основные положения этой политики таковы:
— недооценка национальной валюты, которая снижает реальную зарплату людей, повышая стоимость импорта и субсидируя производителей ходовых товаров;
— слишком низкие процентные ставки, которые вынуждают население, главным образом вкладчиков, субсидировать кредитные затраты заемщиков. Эти заемщики — в основном, производители и очень редкие домовладельцы, а также компании сервисной отрасли;
— большое различие между ставками по кредитам и депозитам, которое вынуждает население оплачивать рекапитализацию банков, пострадавших от накопления безнадежных долгов, выданных крупным производителям и государственным предприятиям;
— медленный рост зарплат, что частично связано с ограничением возможностей рабочих организовываться. Это — прямая субсидия работодателям за счет населения;
— стагнация систем социальной безопасности и низкие экологические стандарты. Это дает корпорациям возможность перекладывать социальные расходы на рабочих и население;
— другие прямые субсидии, включая контроль цен на землю и энергию, которые тоже непрямо оплачиваются населением.
Придерживаясь этой политики, Китай не имеет возможности наращивать потребление в соответствии с ростом ВВП. И если в 2002-2007 годах китайская экономика шла на подъем со скоростью 11-12% в год, то доходы населения росли в более умеренном темпе 9%. Разумеется, эта оценка весьма приблизительна, она учитывает только явные факторы, а реальная скорость — еще ниже. Поэтому часть ВВП, обеспеченная потреблением, сокращается, и совокупное производство существенно превышает совокупное потребление.
Понятно, что от этой политики Китай откажется не скоро. А пока — страна будет заваливать экспортные рынки дешевой продукцией, особенно востребованной во время кризиса. -- Укррудпром (Украина)