Плохие предчувствия. "Укррудпром (Украина)". 2 ноября 2009
02.11.2009 - 13:02
По истечению октября среди участников мирового рынка стали практически не осталось оптимистов. Одним из последних положительные ожидания сохраняет глава Arcelor Mittal Лакшми Миттал.
Как заявил он, его корпорация в четвертом квартале планирует увеличить производство стали по сравнению с предыдущими тремя месяцами в надежде на ускорение экономического роста в западных странах.
Миттала можно понять: в текущем году Arcelor Mittal терпит крупные убытки из-за низкой загрузки производственных мощностей при том, что ее долги достигают 22 млрд. долларов. В этой ситуации и в самом деле остается только надеяться на лучшее, иначе можно сразу закрываться. В то же время, большинство специалистов в США и Европе настроены весьма пессимистично. По их оценке, желанного восстановления экономики западных стран не произошло, а те положительные результаты, что были достигнуты в последние месяцы, объясняются в основном действием различных программ стимулирования экономики, которые вскоре будут свернуты.
В частности, как заявляет европейская металлургическая ассоциация Eurofer, спрос на стальную продукцию со стороны европейской промышленности сократится в текущем году на 18,2%, а в будущем возрастет лишь на жалкие 0,9%. В 2009 году на десятки процентов упал спрос на грузовые автомобили, строительную технику, трубы, прочие инвестиционные товары, а простые европейцы и американцы предпочитают ныне не тратить, а сберегать или выплачивать старые долги. Прежняя западная экономика, основанная на безудержном потреблении с обильной кредитной подпиткой, съеживается на глазах. Потребность в различных ресурсах резко упала по сравнению с докризисными показателями, причем, по мнению экспертов, в дальнейшем рынки ждет не быстрое восстановление, а медленный органичный рост в единицы процентов в год. В связи с этим существующие мощности по выплавке стали и производству проката в западных странах становятся избыточными.
Очень остро проблема избыточных мощностей стоит и в Китае, где высокие темпы экономического роста в текущем году также во многом объясняется государственным стимулированием и дешевыми кредитами. Несмотря на переполнение рынка стальной продукцией металлургические компании продолжают наращивать выпуск. По оценкам экспертов, в октябре в стране будет выплавлено более 52 млн. тонн стали, а по итогам года данный показатель может превысить 570 млн. тонн. Между тем, как считают в китайском Министерстве промышленности и информационных технологий, в этом году спрос на сталь в стране не превысит 470 млн. тонн.
По данным того же Министерства, в настоящее время совокупная мощность металлургических предприятий страны составляет около 660 млн. тонн стали в год, а проекты еще на 60 млн. тонн находятся в стадии реализации. В частности, 21 октября о запуске доменной печи объемом 5,8 тыс. куб. м сообщила компания Shagang, одновременно начавшая установку нового стана для производства 1,5 млн. тонн широкой толстолистовой стали в год.
Национальная комиссия по развитию и реформам, китайский аналог "Госплана", заявляет, что металлургическая отрасль страны нуждается в срочном удалении лишних мощностей. Таковыми в Комиссии считают устаревшие предприятия, способные ежегодно выпускать до 100 млн. тонн чугуна и до 50 млн. тонн стали, а также заводы совокупной производительностью 58 млн. тонн в год, строительство которых не было санкционировано центральным правительством. Впрочем, с избыточными мощностями, причем не только в сталелитейной отрасли, китайские власти борются уже не первый год. Серьезных успехов на этом фронте пока не достигнуто. Между тем, избыток стали на китайском рынке в последние несколько недель привел к значительному расширению китайского экспорта и падению цен на него, так что "лишние" предприятия в КНР превратились в общемировую проблему.
Один миг стабильности
Во второй половине октября цены на стальную продукцию в Китае уверенно шли вверх. За это время горячекатаные рулоны прибавили более 40, а арматура — порядка 20 долларов за тонну. Многих специалистов такой подъем несколько удивлял: по их оценкам, никакого увеличения спроса в последнее время зарегистрировано на китайском рынке не было, а громадные складские запасы, ставшие основной причиной ценового обвала в августе-сентябре, продолжают расти.
По некоторым данным, подорожание стальной продукции стало дело рук спекулянтов, решивших немного поиграть на повышение и поспешивших зафиксировать прибыль после первых же успехов. В конце прошлой недели цены на сталь в китайских мегаполисах снова пошли вниз, за пару дней практически полностью ликвидировав достижения предыдущих полутора недель роста.
Впрочем, свою роль скачок цен в Китае все же сыграл. Китайские экспортеры прекратили понижать котировки и даже немного повысили цены. Стоимость горячекатаных рулонов в итоге достигла 470-485 долларов за тонну FOB, а толстолистовой стали — 500 долларов за тонну FOB. В итоге в Индии китайский горячий прокат стал котироваться на уровне 500-510 долларов за тонну CFR, в странах Ближнего Востока — 520-530 долларов за тонну CFR, а в Западной Европе — 525-545 долларов за тонну CFR.
Прекратилось падение цен и на украинскую продукцию. Цены на горячекатаные рулоны остановились на уровне 480-510 долларов за тонну CFR при поставках в Европу и на Ближний Восток. А вот российские компании, долгое время удерживавшие котировки на свою продукцию от понижения, таки пошли на серьезные уступки. Для ближневосточных покупателей горячекатаные рулоны российского производства подешевели от более 550 до 520-540 долларов за тонну CFR, а некоторые компании даже стали предлагать свою продукцию в Индию примерно по 520-525 долларов за тонну CFR.
На рынке длинномерного проката особых изменений в последнее время не происходит. Металлурги смирились с тем, что никакого повышения спроса в этом году уже не будет. В отношении 2010 года прогнозы для Европы и США весьма неблагоприятны: специалисты ожидают продолжения стагнации в строительной отрасли, которая лишь в 2011 году сменится робким улучшением. При этом хуже всего дела обстоят с коммерческой недвижимостью, потребляющей гораздо больше стали, чем жилищное строительство. Новых офисов и торговых центров в обозримом будущем никому не понадобится.
В странах Ближнего Востока стоимость турецкой арматуры близка к уровню 470-475 долларов за тонну CFR, внутренние цены относительно стабильны. В Европе и США длинномерный прокат медленно дешевеет. Правда, в ноябре рынок может получить поддержку со стороны металлолома и полуфабрикатов. Заготовки на прошлой неделе прибавили около 10 долларов за тонну, дойдя до более 410 долларов за тонну CFR в Турции и 460 долларов за тонну CFR в странах Юго-Восточной Азии, а вскоре этот почин может быть поддержан металлоломом. По некоторым данным, в ближайшие одну-две недели на рынок могут вернуться турецкие компании, уже исчерпавшие собственные резервы сырья.
Сопротивление бесполезно?
Китай может настаивать на снижении котировок на железную руду в будущем году, на прекращении спотовых поставок из Бразилии и Австралии, на отдельную единую цену на национальных металлургов, даже на привязке стоимости сырья к ценам на готовую стальную продукцию, но его старания тщетны. Так, по крайней мере, оценивают ситуацию, складывающуюся на мировом рынке железной руды, большинство специалистов.
По их мнению, резкое увеличение импорта железорудного сырья тем же Китаем, а также восстановление докризисных объемов выплавки стали в странах Восточной Азии будут способствовать расширению спроса на железную руду в 2010 году и повышению цен на нее. Эксперты из швейцарского инвестиционного банка UBS даже оценивают этот рост в 20% по сравнению с нынешним уровнем, тогда как в первой половине октября специалисты, в основном, высказывались в пользу 10-15%-ного подъема.
Даже австралийская компания Fortescue Metals Group (FMG), с которой китайцы было договорились о некоторых скидках при поставках руды в 2009 календарном году, заявляет о намерении пересмотреть данное соглашение в сторону повышения цен. FMG мотивирует это тем, что при заключении контракта китайцы обещали помочь с предоставлением кредита на 6 млрд. долларов на финансирование инвестиционных проектов австралийской компании, направленных на дальнейшее расширение производства. Деньги в итоге так и не были выделены, более того, представители китайской металлургической ассоциации CISA, подписавшие договор, теперь пытаются доказать, что, мол, поставки руды — это одно, а кредит — совсем другое, и друг с другом они никак не связаны.
Между тем отсутствие финансирования может существенно затруднить утверждение FMG в качестве "третьей силы" на австралийском рынке железной руды. Эта компания не поскупилась вложить огромные средства в строительство собственной железнодорожной сети и благодаря этому получила возможность самостоятельно экспортировать добытое сырье. Однако в результате FMG имеет сейчас очень высокую задолженность.
При этом добытое такой ценой преимущество может быть нивелировано европейскими и австралийскими антимонопольными органами. По некоторым данным, в ответ на согласие на создание совместного предприятия корпораций Rio Tinto и BHP Billiton по производству ЖРС они могут потребовать от этих компаний предоставления свободного доступа к своим железнодорожным сетям для независимых поставщиков. Именно отсутствие транспортных мощностей является сейчас основным препятствием для разработки многочисленных месторождений района Пилбара в Западной Австралии с совокупными резервами свыше 1 млрд. тонн. Независимые компании, имеющие лицензии на добычу руды, пока не могут приступить к строительству ГОКов, так как им не на чем вывозить сырье. Доступ к железной дороге позволит им довести объем производства до 50 млн. тонн к 2013 году. FMG пока ежегодно добывает 30 млн. тонн, BHP Billiton и Rio Tinto к 2013 году обещают довести общий показатель до 350 млн. тонн. -- Укррудпром (Украина)