"Тяжёлый" металл: кто делит рынок проката в регионе? "Новосибирская Государственная Телевизионная и Радиовещательная компания". 26 октября 2009
28.10.2009 - 13:18
С начала рыночных реформ почти не осталось сфер, что называется, неподелённых. Аграрный сектор – последний из могикан. Но, видимо, и там к рукам все в ближайшем будущем приберут. А вот рынок металла давно уже не бесхозный. И теперь сбор металлолома не нагрузка для пионеров, а бизнес для солидных компаний. Кто делит рынок проката в регионе?
Металл никому не нужен? Такого в истории рода человеческого еще не было. И, видимо, не будет. На том и стоит торговля прокатом. Но не все могут на этом рынке заработать. Для бизнеса высок порог вхождения. Чтобы стать приличным торговцем проката, нужен солидный стартовый капитал. Впрочем, куда труднее войти в доверие к производителям металлопроката.
Александр Чиляков, директор компании "Уралсибтрейд – Сибирь": "Завод тоже умеет считать деньги. Он может довериться Иванову и Петрову, но Сидорову может отказать, будет присматриваться к нему".
В прошлом году крупные региональные и федеральные компании занимали шестьдесят процентов сибирского рынка металлопроката. Сегодня доля мелких компаний и перекупщиков еще меньше. В Новосибирске рынок делят пять крупнейших игроков.
Но жизнь этих гигантов – сплошь борьба. Да, металл нужен. Но потребитель-то специфический.
Дмитрий Пискунов, коммерческий директор компании "Феррум": "Данный рынок характерен узким сегментом потребления. Основным потребителем на рынке черного металлопроката являются строительный сектор, который занимает до 70 % емкости рынка. ЖКХ, который занимает 15 % рынка".
В Сибири у металлотрейдеров горячий сезон – лето и осень. Впрочем, если взять Новосибирск, то жизнь никогда не затихает.
Андрей Гусаров, генеральный директор компании "Металлсервис – Сибирь": "Чем интересен Новосибирск? Вообще, это то, что этот город является перевалкой всего металлопроката для дальневосточного региона и для Сибирского федерального округа. Металл будет продаваться в Новосибирске всегда независимо от того, хотим мы этого или нет".
Так что, конкуренция, конкуренция и еще раз конкуренция.
С советских времен слово "металлобаза" имеет подспудный смысл "свалка". Сейчас, когда на прокате можно хорошо заработать, все негативное, что могло достаться бизнесу от прошлой эпохи, быстро зачищено. База – с чистотой, достойной офиса. По такому пути пошли в компании "Металлсервис". Два склада. Каждые пять метров – урна. Два раза в день – уборка. Гипермаркет металла. Азай Мамедов снабжает прокатом строительные компании. Не первый год колесит по базам. Конечно, цены имеют значение. Но не в них одних счастье снабженца.
Азай Мамедов, сотрудник компании "Металлэнергокомплект": "Имеет значение то, что это крытое помещение. В других местах замерзать приходится в машине, только к вечеру загрузишься. Ну, а здесь как-то все быстро".
На рынке металлопроката цена давно не главный инструмент конкуренции. "Металлсервис" доставляет груз и обрабатывает.
Конкуренты наступают на пятки. О своих клиентах заботятся не меньше. Только бы брали. В компании "Феррум" давно введена первичная обработка – резка металла, на станках разворачивают буксы с арматурой. Но это не все. Перестраивают часть крытого склада, чтобы на месте делать металлопрофиль из листового железа. Доставка продукции уже отработанный механизм. Им доволен главный инженер строительной организации Александр Лехнович.
Александр Лехнович, главный инженер компании "Градопроект": "Я не посылаю своих людей и сам не езжу. Компания все отгружает своим транспортом или на площадку, или на завод".
В компании "Уралсибтрейд" инициативу своих конкурентов поддерживают: обещают удивить суперскладом. Правда, сейчас просили его не снимать на видеокамеру. Идет перестройка. Вот закончится, тогда все узнают, как умеют работать представители Магнитогорского комбината. А вообще, в компании говорят, что сейчас весьма странная ситуация на рынке: есть дефицит – и это в период перепроизводства. Своего рода, отголоски минувшей осени. Когда компании разорялись одна за другой.
Александр Чиляков, директор компании "Уралсибтрейд – Сибирь": "Тот, кто имел самое большое количество металла и оплаченного, тот больше всего и пострадал. Металл вдруг стал дешевле на 30-40 процентов – и его пришлось продавать по этим ценам. Вот и столкнулись с этими убытками".
Чтобы выиграть в конкурентной борьбе, надо иметь больше разнообразной продукции на складе. А еще лучше иметь свое производство под боком. Компания "Металлсервис" недавно стала инвестором завода имени Кузьмина. И первым делом перенесла торговый зал на завод.
Людмила Черцова, начальник отдела компании "Металлсервис – Сибирь": "Наша компания – инвестор завода, и мы должны помочь с продажами, иначе все бессмысленно".
Последние события с переходом завода Кузьмина из рук в руки сильно взволновали участников рынка. Расстановка сил меняется.
Дмитрий Пискунов, коммерческий директор компании "Феррум": "Компания "Металлсервис", конечно, получит преимущества с получением завода Кузьмина, но есть и другие поставщики труб, например Магнитогорский комбинат, у которых такая же продукция, но цены сопоставимы".
Иными словами, мы за них рады, но в конкуренции не уступим. Подобные комментарии почти у всех участников рынка. И копья в этой борьбе будут преломлены. Уже весной. Просто ближе к зиме на этом рынке традиционное затишье. Время вынашивать планы, господа. -- Новосибирская Государственная Телевизионная и Радиовещательная компания