Интервью: Илья Плютов, директор по развитию ООО "Компания Металлинвест".
26.10.2009 - 12:41
Илья Владимирович, несколько дней назад в Екатеринбурге состоялось заседание бизнес-клуба Российского союза предприятий металлоторговли-Урал, на котором металлотрейдеры подводили своеобразные итоги года экономического кризиса в России. Отдельный пункт – выход предприятий в ноль. Многим предприятиям удалось выйти в режим безубыточности?
- Мы готовили эти вопросы для того, чтобы понять общую ситуацию на металлоторговом рынке Урала. Каждый руководитель делал доклад по ряду производственных показателей. Мы обсуждали, у кого уже наступила некая стабилизация, кто и когда вышел в ноль. Большинство крупнейших игроков сделали это в мае-июне. В том числе и наша компания. Хотя есть игроки, которые еще пытаются выйти в ноль…
…А есть игроки, которые, видимо, уже никогда этого не сделают.
Да. Больше всех пострадали крупные федеральные компании, которые были связаны с IPO, у кого была огромная кредитная нагрузка и колоссальные прошлогодние запасы.
А какова на сегодня статистика по металлотрейдерам уральского рынка: как уже сократилось число игроков и как оно еще может измениться?
- Есть такая статистика, но я бы не хотел ее озвучивать. Да и процессы еще не завершены - число игроков еще сократиться. Сегодня есть компании, руководители которых продолжают раздувать щеки и говорить, что все хорошо –бизнес работает, хотя по факту акционер уже банк.
Банки заходят в металлоторговый бизнес?
- Я имею в виду банки, которые кредитовали металлотрейдеров и получили компанию за долги. Переход в собственность банка означает, что компания умерла и формально уже банкрот. Рынок вообще претерпит существенные изменения. Будет преобразована часть федеральных игроков, которые станут работать по- другому. Все это отразится на средних и более мелких участниках рынка. Вообще, по моим ощущениям, число именно мелких игроков значительно выросло по сравнению с прошлым годом. Видимо те, кто остался без работы по какой то причине начали заниматься металлопрокатом. Это, конечно же, непрофессиональный пласт игроков, который имеет право на существование, но не имеет отношения к системному бизнесу.
А со сколькими компаниями вы взаимодействуете через РСПМ? И многие ли из тех, кто выходит на рынок, заходит в ваш отраслевой союз?
- Число официально зарегистрированных членов РСПМ-Урал около 20. Но нужно понимать, что не все члены РСПМ-Урал являются членами РСПМ России. Более того, региональный РСПМ это круг в котором мы делимся своими проблемами.
Вообще, какое-либо отраслевое отделение, это по сути лобби, которое должно решать определенные задачи. Что тогда дает компаниям вступление в РСПМ-Урал, если на федеральном уровне поддержка будет оказана не каждому?
- На уровне России - РСПМ это лобби. У нас другой вариант, когда мы отстаиваем свои интересы, но в основном это в большей степени это обмен информацией и управленческим опытом на уровне первых лиц компаний. Смысл в том, что часть компаний на региональном рынке могут присматриваться к организации РСПМ. Мы готовы с ними сотрудничать, делится информацией, а вступить в федеральный союз они могут после работы в РСПМ-УРАЛ.
Управленческим опытом? Есть предложения по повышению прибыльности?
- Я давно делюсь с моими замечательными коллегами элементарной технологией работы в прибыль - запитать систему оплаты труда менеджеров по продажам на прибыль. Два года говорю об этом на всех конференциях. И в последнее время несколько федеральных игроков прибегли к такой системе. Знаю, что компания Инпром, Комтех и Мечел начали с этого года использовать данную технологию.
Что касается коэффициента запаса у металлотрейдеров – какова ситуация в сентябре?
-Все торгуют очень аккуратно, потому что кризис напугал всех. Металлотрейдеры боятся делать запасы и работают с колес. Сейчас вообще только китайский председатель может сказать (имеет в виду главу КНР Ху Цзиньтао). Если их госзакупки будут продолжаться – цены будут расти.
Вам пришлось отказаться от инвестпроектов?
-Мы приостановили открытие Региональных дистрибьюторов в пяти городах под которые были написаны проекты. Мы предпочли сосредоточиться на имеющихся подразделениях. У нас все бизнес-единицы работают с прибылью: это закон компании. Кто не работает в плюс- того закрываем.
Как поставщики металлопроката решили проблему с дебиторской задолженностью – она для всех игроков сейчас остается одной из самых серьезных болевых точек
- Кто-то собрал больше, кто-то меньше. В любом случае, заморозка денег никуда не делась. Вообще стало понятно, что те, кто изначально правильно относились к кредитованию клиентов и выжил сегодня. И не бьется в попытках разобраться с жуткими долгами. Мы с самого начала как банк относились к поставкам в долг используя систему скоринг-анкетирования (scoring – упрощенная система анализа заемщика).
Илья Владимирович, а существуют сейчас, по-вашему, какие-то грамотные бизнес-модели, которые позволят металлотрейдерам пережить сложный момент?
- Не существует. Российская металлургия на 70% завязана на экспорт, и мы ничего с этим сделать не можем. А конъюнктура мирового рынка, на который работает наша металлургия, зависит от политики Китая. Растет мировой рынок - есть небольшое повышение цен. Рынок очень волатилен, цены скачут. Помните, в феврале было небольшое повышение цен, а потом все снова пошло вниз. Общее потребление металла в России значительно снизилось. Гражданское строительство стоит вообще, и металлотрейдеры выживают только за счет промышленного строительства и производства. В последние месяцы мы наблюдали небольшой рост (в августе-сентябре общий индекс средних недельных рублевых рыночных цен металлопроката вырос на 2,5%. Индекс средних недельных цен сортового проката вырос на 2,6%). Отечественная экономика в целом пока не растет, а положение на мировых рынках остается неопределенным. Так что говорить об устойчивой тенденции роста цен пока не приходится. Поэтому нет гарантии, что не будет снижения стоимости уже в ноябре-декабре. Давать какие-то прогнозы на сегодняшний день очень сложно. -- INFOLine, ИА (по материалам компании)