Новости металлургии 

Metaldaily.ru/Новости - 19.10.2009

Поиск резервов в логистике. "Промышленно-строительное обозрение". № 119 2009

19.10.2009 - 17:59
Если бы не кризис, большинство компаний еще не скоро взялось за работу по оптимизации бизнес-процессов в логистике. Сегодня это становится неизбежным и оправдывает себя.

Оптимизация логистики может сократить

· уровень запасов на 30–50%,

· расходы на автоперевозки на 7–20%,

· повторные складские операции в 1,5–2 раза,

· время движения продукции на 25–45%.

Скрытый потенциал

Недавний бурный рост строительного рынка обеспечивал компаниям благоприятную среду для экстенсивного развития. Роль логистики сводилась, в первую очередь, к обеспечению этого роста. Соответственно, на издержки мало кто обращал внимание.

Финансовый кризис дал возможность скорректировать затратные составляющие.

– Необходимость оптимизировать издержки возникла уже во втором полугодии 2008 года, когда многие компании снизили количество заказов, – говорит Сергей Чернышев, генеральный директор российского подразделения компании Ruukki (поставщик комплексных решений из металла для строительства и машиностроения). Он отмечает, что экономическая ситуация в строительном секторе повлияла на логистику сервисного центра (СЦ) Ruukki в Санкт-Петербурге.

В условиях сокращения рынка обострилась конкурентная борьба за платежеспособного заказчика. Как следствие, возросло значение задач по оптимизации издержек компаний. Поскольку это является ключевым условием для логистики, ее роль становится более значимой.

Для многих компаний большие резервы экономии дает оптимизация платежей аутсорсерам: транспортным перевозчикам, операторам, осуществляющим обработку железнодорожных вагонов, оказывающим складские услуги. Как отметил Сергей Чернышев, такая оптимизация затрат ведется постоянно на основе регулярных тендеров поставщиков экспедиторских и транспортных услуг. В результате с начала 2009 г. произошло существенное снижение тарифов по автотранспортировкам в России, а также по услугам оператора, работающего в области отправок и приемки грузов в железнодорожных вагонах.

Так, в начале года совместно с провайдером по железнодорожным транспортировкам проведен поиск новых партнеров – железнодорожных станций и таможенных брокеров. Благодаря этому стоимость комплексных услуг уменьшилась на 40%. Также проведен тендер среди международных перевозчиков, что позволило снизить ставки на 20%.

Склады: и меньше, и дешевле

Одним из первых шагов в условиях снижения спроса для строительных торговых компаний стала оптимизация товарного запаса. Большинство компаний еще зимой провели сокращение остатков на складе, постарались вывести из продажи неликвидные товары, приложили усилия к повышению оборачиваемости продукции, обеспечили жесткое планирование поставок.

– Мы стараемся не держать товарный запас на складах, потому что сегодня заполненный склад – это замороженные деньги, – отмечает Андрей Громов, коммерческий директор ТД "Сантэл" (одного из ведущих поставщиков сантехники и ЛКМ на Северо-Западе). – Поэтому мы перешли на поставку тех товаров, которые реализуются быстрее.

ТД "Сантэл" всегда отличался тем, что мог максимально обеспечить заявку клиента, предлагая в то же время с подачи поставщика новую для рынка продукцию. Теперь внимание специалистов компании сосредоточено примерно на 85% позиций, большинство которых продаются постоянно с высоким оборотом и не требуют содержания больших складских помещений.

– Начиная с ноября 2008 г. в нашей компании закупки сырья и материалов производились только под контрактные условия поставок, все закупки для пополнения стоков были приостановлены, – констатирует Сергей Чернышев. – В течение полугода это позволило снизить товарные запасы на петербургском складе "Парнас" почти вдвое, что положительно повлияло на экономику предприятия в целом.

Сокращение складской площади или их смена также ведут к уменьшению издержек. В первую очередь это касается компаний, которые арендуют помещения.

– С началом кризиса мы отказались от складских помещений в черте города, арендовали склад в Красном Селе и почти вдвое выиграли в цене за квадратный метр, – рассказывает Игорь Степаненко, генеральный директор "Инфотек Флекс" (экспорт, изготовление и продажа промышленных рукавов). – Обеспечив более продуманную систему хранения, мы сократили площадь склада и освободили место для сборки оборудования. Теперь производство и хранение размещено на одной площадке. Благодаря этому и другим мерам по оптимизации, цены на экспортируемую из Европы продукцию пока изменились мало, в отличие от валютного курса.

Диверсификация поставок

Еще один шаг на пути оптимизации товарного запаса – пересмотр подходов к закупкам.

– Бюджетное строительство сократилось наполовину, это заставляет строительные компании сокращать накладные расходы, – рассказывает Александр Егоров, заместитель генерального директора по строительству "Киришистройсервис". – Если раньше для транспортировки стройматериалов мы заказывали грузовики, то сегодня стараемся использовать по максимуму свой автопарк или сдавать его в аренду. Изменились и предпочтения в отношении поставщиков. Везти кирпич из Боровичей, несмотря на транспортные расходы, оказывается выгоднее, чем покупать его в Павлово-на-Неве, особенно если заказывать большой объем стройматериала.

Для компании "Чимни" экономический кризис стал дополнительным стимулом для давно планируемой замены поставщика основного материала, который применяется при восстановлении и реставрации воздуховодов и дымоходов. С 1990-х гг. специалисты использовали для обмуровки каналов состав Mordax, который экспортировался из Финляндии. Как рассказывает коммерческий директор компании Алексей Зубов, по заказу "Чимни" разработана и проходит испытания отечественная смесь на основе извести и перлитов – более легкая и максимально совместимая с растворами исторической кирпичной кладки. В результате стоимость сухой смеси снизится почти вчетверо. Кроме того, подделать ее или разбавить дополнительной добавкой цемента, чем злоупотребляют недобросовестные подрядчики, станет практически невозможно.

Впрочем, вариант смены поставщика не является универсальным. Для высокотехнологичных продуктов он может обернуться не выигрышами, а потерями.

– От производителя и поставщика зависят качество и сроки поставок сложного инженерного оборудования, поэтому цена здесь становится третьей по значимости составляющей, – отмечает заместитель генерального директора инжиниринговой компании "АЭР" Елена Смелова. – Наш выбор в пользу того или иного поставщика сложился давно. Основным критерием отбора стало качество, так как мы выполняем весь комплекс работ, включая сервисное обслуживание. Что касается соблюдения сроков поставок, то из-за сокращения объема заказов поставщики стали работать быстрее.

Кроме того, обязанности по планированию и своевременной доставке материалов на площадки теперь возложены на управляющих проектами, которые прошли специальное обучение. Поэтому комплектация, хранение и доставка оборудования замыкается на одного сотрудника, способного эффективно управлять этими процессами.

Транспорт по максимуму

С началом кризиса строительные компании, которые планировали свои бюджеты под 20–30%-й рост рынка, закупали под новые проекты транспорт или обновляли автопарк, оказались перед необходимостью загрузить технику любой ценой. По словам директора "Фирмы "Сигма" Евгения Кузнецова, компания старается использовать потенциал своего автопарка и сдавать в аренду как автотранспорт, так и строительную технику, чтобы сохранить рентабельность бизнеса.

Включение стоимости доставки в отпускные цены на продукцию – испытанный прием поставщиков в борьбе с конкурентами. Как оказалось, здесь еще есть резервы, связанные со снижением минимального объема, под который предоставляется эта услуга, или расширением географии поставок на выгодных условиях.

Для Торгового дома "Возрождение" (продажа гранита для дорожного мощения и облицовки) доставка за счет поставщика стала дополнительным маркетинговым средством для экспансии в регионы. Заместитель генерального директора ТД по маркетингу Салават Садриев утверждает, что при этом региональный заказчик выигрывает 150–200 руб. за каждый приобретенный кубометр гранитной продукции.

Специалисты отмечают, что один и тот же продукт может иметь совершенно разные транспортные затраты в пересчете на единицу продукции. В этой ситуации выигрывает тот производитель, у которого издержки меньше. Детализированный подход к подбору способов транспортировки, оптимального объема партии, а также поставщика услуг позволяет производить реальное снижение затрат.

Так, в начале года был начат проект "Ruukki Экспресс", который предусматривает организацию прямых поставок кровельных материалов из Финляндии без промежуточных разгрузок на склады основных партнеров Ruukki. С июля 2009 г. работа осуществляется по новой схеме. Кроме снижения прямых затрат, это положительно влияет и на снижение риска повреждения продукции во время погрузки и разгрузки. Синергетический эффект в снижении транспортных расходов обеспечивает взаимовыгодное сотрудничество всех участников логистической цепочки.

– Примером таких отношений может служить организация прямых поставок металла по железной дороге из Финляндии одному из наших клиентов, – рассказывает Сергей Чернышев. – Транспортировка осуществлялась в вагонах финского перевозчика, без перегрузки продукции в вагоны РЖД. В результате скорость доставки грузов значительно увеличилась. В данной схеме участвовали как финский железнодорожный перевозчик, так и наш российский партнер, организующий обработку грузов на железной дороге.

-- Промышленно-строительное обозрение

Подписка на рассылку

Ежедневные новости металлургии в Вашем почтовом ящике
RSS

Информер

Ежедневно обновляющиеся заголовки 10 последних новостей металлургии на вашем сайте

все информеры >>