В Туле состоялось заседание губернаторского совета Тульской области.
15.10.2009 - 10:09
14 октября в Туле под председательством губернатора Тульской области В.Д.Дудки состоялось заседание губернаторского совета.
В его работе приняли участие председатель Тульской областной Думы О.В.Татаринов, главный федеральный инспектор в Тульской области С.А.Харитонов, вице-губернатор Тульской области А.Б.Кораблёв, первый заместитель губернатора-руководитель аппарата администрации области Т.П.Постернак, заместители губернатора, руководители органов исполнительной власти и подразделений аппарата администрации Тульской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, главы муниципальных образований, главы администраций муниципальных образований Тульской области.
Перед началом заседания губернатор В.Д.Дудка поблагодарил всех присутствующих за эффективную работу по подготовке и проведению выборов депутатов Тульской областной Думы пятого созыва.
На заседании губернаторского совета были рассмотрены вопросы "О прогнозе социально-экономического развития Тульской области на 2010 год и на период до 2012 года" и "О проекте закона Тульской области "О бюджете Тульской области на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов".
С докладом по первому вопросу выступил директор департамента экономического развития Тульской области В.П.Кондратьев.
Он отметил, что экономика тульского региона на протяжении ряда лет характеризовалась заметно ускоряющимися темпами роста. За период 2006-2008 гг. валовой региональный продукт увеличился на 31%, промышленное производство - на 30,1%, производство сельскохозяйственной продукции - на 21,7%. Устойчивый рост реальных располагаемых денежных доходов населения на 48,6%, реальной заработной платы на 44,8% способствовали поддержанию на достаточно высоком уровне потребительского спроса.
Однако обстоятельства текущего периода в мировой экономике коснулись и Тульской области. В 2009 году ожидается снижение ВРП на 1,8%, индекс промышленного производства составит 94,7%. Снижение объёмов производства ожидается практически во всех видах деятельности за исключением пищевой, текстильной промышленности и химического производства.
Наибольшее влияние на динамику показателей промышленного производства в целом по 2009 году оказало снижение объёмов выпускаемой продукции в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий, вызванное сокращением спроса на внешнем и внутренних рынках.
В итоге ожидаемый финансовый результат за 2009 год, считает В.П.Кондратьев, по полному кругу организаций составит около 19,1 млрд. рублей, или 56,3% к уровню 2008 года. Прибыль организаций – 28,8 млрд. рублей (67,4% к уровню 2008 года). Снижение произойдёт за счёт роста тарифов и отвлечения средств предприятий на обслуживание "внеплановых" кредитов для обеспечения текущей деятельности.
По оценке в 2009 году объём инвестиций в основной капитал за счёт всех источников финансирования достигнет 56,7 млрд. рублей. Иностранные инвестиции останутся на уровне 2008 года. В строительстве объём выполненных работ составит 19 млрд. рублей, предполагается ввести в эксплуатацию 500 тысяч квадратных метров общей площади жилых домов.
В отраслях агропромышленного комплекса объём валовой продукции сельского хозяйства сохранится также на уровне 2008 года. Среднемесячная заработная плата ожидается в размере 14,1 тыс. рублей, денежные доходы населения области увеличатся на 18,7%.
Подводя итог оценке 2009 года, директор департамента отметил, что прогноз, который был дан несколько месяцев назад, на заседании губернаторского совета, по финансовым показателям полностью оправдывается, с корректировкой в позитивную сторону.
Делая прогноз периода 2010-2012 годов, В.П.Кондратьев отметил, что успешная реализация индустриальных проектов на основе государственно-частного партнёрства, что нашло свое подтверждение и было закреплено на совещании с Председателем Правительства РФ В.В.Путиным в г.Новомосковске 14 сентября 2009 года, говорит о том, что экономика региона начинает демонстрировать признаки восстановления своих позиций. Среди названных примеров были: Проект федерального значения "Промышленный комплекс город Новомосковск Тульской области", который является первым, "пилотным" проектом комплексного развития территории; введение в эксплуатацию на ОАО "Новомосковская АК "Азот" цеха сложных минеральных удобрений с проектной мощностью 420 тысяч тонн кальций-аммиачной селитры в год; строительство нового производства фенолоформальдегидных смол в ОАО "Щекиноазот"; создание в ОАО "Химволокно" современного производства высокопрочных полиамидных нитей.
В 2010 году в химическом производстве региона планируется модернизировать, построить и ввести в эксплуатацию значительное количество мощностей по производству карбамида и метанола. В металлургическом производстве - реконструировать сортопрокатный стан в ОАО "Ревякинский металлопрокатный завод", ввести в эксплуатацию после капремонта первого разряда доменную печь №1 в ОАО "Косогорский металлургический завод".
В результате за период 2009-2012 годы объём ВРП возрастёт на 17,4%. К концу 2010 года индекс промышленного производства составит 109,5%, а в 2012 году - 117,4%. В 2010 году объем сельскохозяйственного производства возрастёт на 2%, а в 2012 году составит 7,9%.
Продолжение реализации активной инвестиционной политики позволяет рассчитывать на увеличение объёмов инвестиций в основной капитал в 2010 году на 8,3%. В 2012 году общий объём инвестиций составит 92,1 млрд. рублей – 143,6% к 2008 году в сопоставимых ценах.
Иностранные инвестиции по отношению к 2008 году вырастут в 1,5 раза и будут направлены не только на расширение имеющихся производств, но и на создание новых.
За счёт собственных средств организаций в 2012 году будет профинансировано около 50% от общей суммы инвестиций в основной капитал.
К 2012 году ожидается увеличение объёма строительства, которое в физическом исчислении относительно 2008 года составит 138,8%.
В 2010-2012 годах прогнозируется ежегодное увеличение стоимостного объёма экспорта в среднем на 2-4%. В 2010 году предполагается рост среднемесячной заработной платы на 8,1%, которая в 2012 году составит 18,8 тыс. рублей.
Дифференциация населения по уровню доходов будет сокращаться за счёт роста среднего размера пенсий и других мер по увеличению доходов малообеспеченных групп населения.
Ожидается увеличение оборота розничной торговли. Относительно 2008 года индекс физического объёма по этому показателю в 2010 году составит 103,4%, в 2012 году – 110,5%.
По расчётам в 2010 году физический объём платных услуг населению возрастёт на 2,7% к предшествующему году, а 2012 году вырастет на 10,9% к уровню 2008 года.
Завершая свое выступление, В.П.Кондратьев отметил, что рост экономики области в 2010-2012 годах по сравнению с прошедшими тремя годами будет сравнительно умеренным.
С докладом по второму вопросу выступил заместитель губернатора - директор департамента финансов Тульской области А.А.Погудин.
В докладе было отмечено, что прогнозная сумма налоговых и неналоговых доходов бюджета на 2010 год составила около 33 млрд. рублей, что на 1,46 млрд. рублей, или на 4,6 % выше плановых показателей 2009 года, на 2011 год - 36,7 млрд. рублей, на 2012 год - 40,6 млрд. рублей.
Основными доходными источниками консолидированного бюджета области в 2010 году продолжают оставаться налог на доходы физических лиц и налог на прибыль организаций, удельный вес которых в доходах бюджета составит в 2010 году - 43,8%, в 2011 году – 50,6%, в 2012 году – 52%. Прогнозная сумма поступлений налога на доходы физических лиц на 2010 год составит 12,9 млрд. рублей, на 2011 год – 14,3 млрд. рублей, на 2012 год – 15,8 млрд. рублей.
Прогноз поступления акцизов в 2010 году составит 7,5 млрд. рублей, в 2011 году – 8,8 млрд. рублей, в 2012 году – 10,3 млрд. рублей.
Поступление налогов на имущество в консолидированный бюджет области прогнозируется в 2010 году в сумме 3,7 млрд. рублей, в 2011 году – 3,9 млрд. рублей, в 2012 году – 3,7 млрд. рублей.
Всего доходы консолидированного бюджета области прогнозируются в 2010 году в объёме 43,2 млрд. рублей, в 2011 году – 40,9 млрд. рублей, в 2012 году – 43,8 млрд. рублей.
Общий объём расходов консолидированного бюджета Тульской области на 2010 год планируется 47,1 млрд. рублей, что меньше плана 2009 года на 300 млн. рублей, на 2011 год – 43,8 млрд. рублей, на 2012 год – 45,9 млрд. рублей.
На финансирование социальной сферы (образование, здравоохранение, социальная политика, культура) предполагается направить в 2010 году 26,2 млрд. рублей, в 2011 году – 27 млрд. рублей, в 2012 году – 27,8 млрд. рублей.
Предельный размер дефицита бюджета прогнозируется в объеме: на 2010 год - 3,9 млрд. рублей, на 2011 год - 2,8 млрд. рублей, на 2012 год - 2 млрд. рублей.
Общий объём доходов бюджета Тульской области прогнозируется в сумме: на 2010 год - 33,3 млрд. рублей, на 2011 год – 30,2 млрд. рублей, на 2012 год - 32,2 млрд. рублей. Налоговые и неналоговые доходы бюджета 2010 года спрогнозированы в объёме 23,3 млрд. рублей и номинально выше оценки поступления за 2009 год на 23,7 %.
Общий объём расходов бюджета Тульской области планируется: на 2010 год - 36,7 млрд. рублей; на 2011 год – 32,5 млрд. рублей; на 2012 год – 33,8 млрд. рублей.
Объём собственных расходов предположительно составит: на 2010 год - 28,2 млрд. рублей; на 2011 год – 28,7 млрд. рублей; на 2012 год – 29,3 млрд. рублей.
Расходы 2010 года сформированы в объеме 36,7 млрд. рублей, в том числе за счет собственных источников финансирования – 28,2 млрд. рублей.
В 2010-2012 годах сохраняются приоритеты направления средств бюджета области по отраслям экономики.
В структуре расходов бюджета области 2010-2012 годов превалируют отрасли социального блока: образование, культура, здравоохранение, физкультура и спорт, социальная политика, которые занимают от 36,1% в 2010 году до 44,6% в 2012 году от общего объёма расходов бюджета.
А.А.Погудин отметил, что при формировании расходов бюджета руководствовались необходимостью: оптимизации расходов на содержание органов государственной власти и бюджетной сферы; отказа от второстепенных и менее значимых расходов; ограничения расходов на приобретение оборудования, сокращения капитальных и иных расходов, не связанных с обеспечением жизнедеятельности объектов социальной и коммунальной инфраструктуры; направления инвестиций на завершение строительства объектов высокой степени готовности, ограничения внешних заимствований.
В бюджет включены ассигнования на расходные обязательства Тульской области, обусловленные действующим законодательством и подлежащие исполнению в полном объёме (публичные и приравненные к ним расходные обязательства), основными из которых являются: социальные пособия и компенсации с их индексаций в 2010, 2011 и 2012 годах; сохранение объёма стипендиального фонда для обучающихся в федеральных учебных заведениях на уровне 2009 года и его индексации в 2011-2012 годах; обслуживание государственного долга Тульской области; предоставление субвенций муниципальным образованиям на выполнение "делегированных" полномочий.
Объём бюджетных средств на финансирование долгосрочных программ также включен в бюджет: на 2010 год в сумме 3,7 млрд. рублей, на 2011 год - 3,8 млрд. рублей, на 2012 год - 2,6 млрд. рублей.
Объём расходов на реализацию законов Тульской области определён на 2010 год в сумме – 5,6 млрд. рублей, на 2011 год – 6 млрд. рублей, на 2012 год в сумме – 6,2 млрд. рублей. Расходы на реализацию законов Тульской области, утверждающих меры социальной поддержки отдельных категорий граждан Тульской области и работников государственных и муниципальных бюджетных учреждений, определялись исходя из планируемой численности получателей и норм поддержки, установленных указанными законами.
В обсуждении докладов приняли участие глава администрации муниципального образования город Тула М.Е.Иванцов, директор департамента сельского хозяйства Тульской области С.В.Китаев, директор департамента здравоохранения Тульской области Е.В.Юдин, директор департамента имущественных и земельных отношений Тульской области В.С.Волков, директор департамента строительства Тульской области Н.В.Салищев, руководитель Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области В.В.Чернов.
По обсуждённым на заседании губернаторского совета вопросам приняты соответствующие решения. -- INFOLine, ИА (по материалам Администрации)