Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провел заседание Президиума Правительства Российской Федерации.
09.10.2009 - 17:00
В.В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги. Давайте вначале обменяемся оперативной информацией. Алексей Леонидович {А.Л.Кудрин} был в Стамбуле, регулярно оттуда позванивал, рассказывал, как идут дела. Пожалуйста, поделитесь с коллегами тем, какие дискуссии там были и о чем Вы договорились.
А.Л.Кудрин: Уважаемый Владимир Владимирович, результаты работы в Стамбуле можно разделить на несколько аспектов. Но если говорить о перечне мероприятий, которые там состоялись, то это встреча министров финансов стран БРИК, встреча министров финансов "Большой восьмерки", Совет управляющих Международного валютного фонда и Комитет по развитию, который является также советом директоров Мирового банка.
Все эти мероприятия прошли в течение трех дней. На них рассматривался комплекс вопросов выхода мировой экономики из кризиса и необходимой помощи нуждающимся странам.
Если говорить о главных результатах, то первое - был проведен глубокий анализ нынешней стадии прохождения мирового кризиса, действий стран в рамках этого кризиса. Приняты и поддержаны решения Питсбурга, где встречались руководители стран "Большой двадцатки", говорилось о необходимости в ближайшее время продолжить в полном объеме реализацию пакетов стимулирования мировой экономики. Спрос очень неуверенный, инвестиции еще устойчиво не растут, поэтому предполагается продолжить пакеты мер.
Вместе с тем в странах должны подготовить стратегии выхода из кризиса. Но в настоящий момент еще не идет речь об их применении, речь идет о том, что когда потребуется переходить к этим мерам, делать это надо будет тоже оперативно, не будет времени на раскачку. Такие меры должны будут принимать как центральные банки, так и правительства.
Среди ключевых мер - необходимый объем ресурсов МВФ и Мирового банка по поддержке стран. В связи с этим решение "Большой двадцатки" аккумулировать 500 млрд долларов на поддержку платежных балансов разных стран исполнено. Даже еще в сентябре на встрече в Питсбурге этот план не был исполнен. В настоящий момент собрано больше чем 500 млрд - 550 млрд, и предполагается, что последует еще рад взносов - почти 600 млрд будет взносов во временные фонды, в рамках инструмента, который называется Временное соглашение о заимствованиях. В том числе, в этом объеме учтен вклад стран БРИК в размере 80 млрд долларов, из них России - 10 млрд долларов, на которые мы выкупим облигации.
За счет золотовалютных резервов Центрального банка и на время, на период кризиса, период выхода из кризиса мы имеем возможность разместить наши золотовалютные резервы в размере 10 млрд в эти облигации.
В.В.Путин: Нам зачем это нужно? В чем привлекательность этого инструмента?
А.Л.Кудрин: Это один из самых надежных инструментов в мире, и он имеет соответствующую доходность, не ниже рыночной.
Но кроме того - это совместные усилия стран и в том числе - наше участие, как акционера МВФ, Всемирного банка, по поддержке стран. Эти усилия, в том числе, предпринимаются в отношении наших ближайших соседей, наших торговых, экономических партнеров - Украины, Белоруссии, Таджикистана, Киргизии и других стран СНГ, что поддерживает их возможность продолжать торговые операции с Россией, закупать у нас технику, покупать традиционные товары, которые являются экспортом из России.
В.В.Путин: То есть, по сути, мы направляем деньги в МВФ, эти деньги мы в любой момент можем получить назад, если нам потребуется, но при этом МВФ сам финансирует внешнеторговый оборот наших стран-соседей, наших основных партнеров?
А.Л.Кудрин: Да, это его основная функция, основная обязанность - поддерживать стабильность экономической ситуации курсовых платежных балансов.
Кроме того, мы обсуждали также реформу Мирового банка и пополнение его капитала. Эта работа еще продолжается, определяются квоты, новые квоты, реформированные, уточненные квоты стран в капитале банка и объем увеличения капитала Мирового банка, чтобы он продолжал операции на другом сегменте рынка. Он поддерживает не платежные балансы, а программы развития. В том числе, доступ к продовольствию, доступ к энергетике, к другим инфраструктурным объектам, доступ к образованию, здравоохранению, как правило, беднейших стран.
Конечно, Мировой банк финансирует и страны со средним доходом. Таким образом, у него появляется источник в виде процентов для покрытия издержек по кредитованию на льготных условиях более бедных стран. Поэтому такие страны, как Россия, входя в страны со средним доходом на душу населения, могут тоже заимствовать в Мировом банке на условиях ниже рыночных. Но имея в виду, что какие-то страны - беднейшие или бедные - получат кредит еще более льготный.
Поэтому Россия рассматривала, принимала участие в переговорах с Мировым банком о возможности в следующем году, когда у нас будут большие потребности в заимствовании, тоже поучаствовать в кредитовании банка на общих рыночных условиях. Повторяю, они немного лучше, чем в целом на рынке.
Кроме того, Россия подписала с Мировым банком соглашение по предоставлению в течение трех лет 50 млн долларов в трастовый фонд по поддержке наиболее уязвимых стран в период этого кризиса. Это наша мера, которая объявлена Россией на встрече "Большой двадцатки" - участие в этом трастовом фонде, повторяю, по тем странам, где существенно увеличивается количество бедного населения.
Мы обсуждали также вопросы реформы Международного валютного фонда. Этот вопрос, по сути, встал всерьез. Страны БРИК поставили вопрос о равном, паритетном участии развитых стран и развивающихся стран в управлении этими институтами - Мировым банком и Международным валютным фондом. Работа очень сложная, потому что, по сути, ряд стран, прежде всего Европа, должны уступить свои доли в капитале, уменьшить свое влияние на решения. Но дискуссия состоялась, нашли определенные компромиссы, в рамках которых продолжим дальше работать.
Поэтому как итог могу сказать, что предполагается не снижать роль этих институтов в предотвращении мировых кризисов, в профилактике, поддержке стран. Причем не только в рамках этого кризиса, но и в будущем. В связи с этим есть более отдаленные стратегии по развитию этих институтов. В первую очередь, по укреплению международного надзора за рынками со стороны, прежде всего, Международного валютного фонда. Речь идет также о своевременном предупреждении мировой экономики, правительств стран о рисках для конкретных стран.
Больше того, такие страны, как США и Китай, подписались под документами о том, что и их страны будут проходить обследование, и в отношении этих стран также будут приниматься решения рекомендательного характера международного сообщества в части обследования и надзора. В данном случае оно будет добровольным и носить рекомендательный характер. Но это первый шаг к выработке международных правил, в которых ведущие страны тоже должны участвовать на общих условиях.
Кроме того, я встретился с вице-премьерами или министрами финансов примерно 10 стран: США, Сербии, Украины, Болгарии, Франции и другими - то есть с основными нашими ведущими партнерами. Провели встречи на двустороннем уровне и обсудили ряд текущих вопросов по нашим двусторонним отношениям.
В.В.Путин: По заимствованиям - я так понимаю, что Минфин не собирается никаких заимствований осуществлять в международных финансовых организациях. Вы просто прорабатывали гипотетически такую возможность, так?
А.Л.Кудрин: В Международном валютном фонде мы не планируем таких заимствований. Наш платежный баланс устойчивый, и мы не предполагаем даже в рамках этого, самого сложного, кризиса, что нам придется к этому прибегнуть.
В отношении Мирового банка мы рассматриваем такую возможность, но пока мы никаких решений не принимаем. Если условия по такому кредиту будут более благоприятные, чем на рынках, то мы не исключаем такой возможности.
В.В.Путин: Но Мировой банк, как правило, предоставляет такие ресурсы под конкретные проекты?
А.Л.Кудрин: Да.
В.В.Путин: Ладно. Хорошо.
Игорь Олегович (обращаясь к И.О.Щеголеву), Вы в рамках российско-итальянской рабочей группы обсуждали вопросы, связанные с высокими технологиями, в данном случае речь идет о телекоммуникациях. Как прошла эта работа?
И.О.Щеголев: Весной этого года в Россию приезжала большая делегация итальянских бизнесменов. Как раз тогда было принято решение уделить особое внимание нашему взаимодействию в области связи, цифрового телевидения, информационных технологий.
За это время между компаниями двух стран состоялись интенсивные контакты. Мы обсуждали вопросы развития российской сети связи - как фиксированной, так и мобильной. Обсуждались также вопросы использования информационных технологий для предоставления государственных услуг нашим гражданам. Кроме того, рассматривались совместные проекты в области развития цифрового телевидения, построение спутников связи нового поколения там, где у нас уже есть серьезный задел взаимодействия.
Итальянские коллеги рассказали нам об опыте построения информационно-коммуникационной сети для обеспечения зимней Олимпиады, которая проходила в Турине в 2006 году. Все эти задачи решались силами итальянских компаний, несмотря на то, что в тендерах участвовали крупнейшие гранды мировых информационных технологий. Итальянские коллеги готовы участвовать в таких же проектах в рамках подготовки к Олимпиаде-2014.
Особое внимание мы уделили реформе итальянской почты, которая в начале 2000-х годов находилась в очень слабом положении. Буквально за 3 года им удалось сделать прибыльной эту компанию, работающую на очень современном уровне, с использованием информационных технологий, высокой степенью автоматизации.
У нас уже есть текущие проекты. Буквально в конце октября в Подмосковье будет открыт крупнейший автоматизированный сортировочный центр, который мы строим с участием итальянских специалистов. Это проект, которых в России не было более 30 лет. Последний раз мы обновляли почту подобного рода технологиями перед московской Олимпиадой 1980-го года. Этот центр будет обрабатывать свыше 3 млн почтовых отправлений в день. Очень высокая производительность труда, низкая энергоемкость. Интересный проект. И, конечно же, есть заинтересованность в продолжении сотрудничества по этим направлениям.
В.В.Путин: Хорошо. Если уж Вы вспомнили про Олимпиаду - Дмитрий Николаевич {Д.Н.Козак} был в Копенгагене. Вы информировали коллег из МОКа по поводу того, как идет работа по нашей олимпийской программе. Как шла эта дискуссия? Пожалуйста.
Д.Н.Козак: Да, Владимир Владимирович, вчера у нас на 21 сессии Международного олимпийского комитета заслушивался отчет о ходе подготовки к проведению Олимпийских игр 2014 года в Сочи.
Это был отчет, прежде всего, традиционной комиссии Международного олимпийского комитета, который контролирует ход подготовки, а также отчет Российской Федерации.
Хочу сразу сказать, что оценка была весьма положительная. Даже по отзывам членов МОК такие оценки другие страны последнее время не получали. Это связано, прежде всего, с ходом проектирования и строительства объектов. Сегодня это - основной этап.
Также была дана положительная оценка деятельности Организационного комитета, который успешно выполняет партнерскую программу по привлечению спонсоров. Несмотря на кризисные условия, у нас она идет очень успешно.
В целом еще раз хочу сказать, что дана очень положительная оценка. В то же время это не дает нам основания расслабляться. Мы должны действовать таким же образом. В настоящее время налажен эффективный механизм контроля, прежде всего, за соблюдением плана-графика строительства. Он довольно жесткий, но другого механизма у нас не существует.
Также я хотел бы, пользуясь случаем, сказать о том, что обнаружилось в ходе мониторинга исполнения плана-графика. Ответственные за конкретные объекты исполнители - они отвечают за то, чтобы были соблюдены конечные сроки... Здесь у нас как раз угрозы никакой нет.
Если вернуться к вчерашнему отчету членов МОК, организационной комиссии, то хочу отметить, то этот отчет был подготовлен не на основании наших докладов. Совсем недавно, в период проведения Экономического форума в Сочи 19 сентября, члены Международного олимпийского комитета, организационной комиссии посетили все олимпийские объекты и лично осмотрели, как идет ход строительства. Такая вот объективная оценка.
Но что касается соблюдения плана-графика, то обнаруживается иногда такая тенденция - те, кто отвечает за это, делают все для того, чтобы быть в графике, в том числе по промежуточным этапам.
У нас общая беда - это очень много согласующих органов, которые часто за этим наблюдают в качестве сторонних наблюдателей. Хочу просто предупредить федеральные органы власти, которые согласовывают эти вопросы, что ответственность за любой срыв, риск срыва сроков строительства по вине согласующих ведомств... Спрос здесь будет такой же, как и в отношении ответственных исполнителей. Это чрезвычайно важно, чтобы мы здесь работали как единая команда.
А так, в целом сегодня пока никаких опасений - и по нашей оценке, и по оценке Международного олимпийского комитета - по подготовке к Олимпиаде (по строительству Олимпиады) нет.
В.В.Путин: Вот мы возьмем этот план-график и во второй половине ноября прямо на месте, в Сочи, проедем все эти объекты и посмотрим, как идет работа на каждом из них - что выполняется, а что задерживается с исполнением, если такие случаи есть. И если это так - то почему? Вот в конце ноября прошу Вас проинформировать об этом всех исполнителей на месте. На место приеду и сам все посмотрю.
Д.Н.Козак: Хорошо. Это работа в еженедельном режиме.
В.В.Путин: Да, я знаю. Но посмотреть на месте лишним не будет. Мною подписан ряд распоряжений Правительства Российской Федерации по различным направлениям нашей деятельности. Одно из них - это о предоставлении государственных гарантий Агентству по ипотечному жилищному кредитованию в объеме 36 млрд рублей. Как предполагается использовать эти средства, Дмитрий Николаевич?
Д.Н.Козак: Да, это очень важное распоряжение, Владимир Владимирович, очень важное решение. Оно расширяет возможности Агентства по ипотечному жилищному кредитованию в поддержке и стимулировании ипотеки в Российской Федерации.
36 млрд рублей - предполагается, что Агентство возьмет заимствование на рынке путем выпуска купонных документарных облигаций под гарантии Российской Федерации со сроком погашения с 2017 до 2027 года. Это позволит Агентству по ипотечному жилищному кредитованию стимулировать предоставление кредитов.
При этом эти деньги, которые привлекаются под гарантии Российской Федерации, имеют целевое назначение. За счет этих денег будут кредитоваться заемщики со средним достатком под низкие процентные ставки. Предельная ставка на сегодняшний день - 12% годовых, и объем кредита в одни руки в крупных городах до 4 млн рублей, а в средних и малых городах - до 2 млн рублей. Это позволит стимулировать строительство жилья экономкласса и решить важную социальную проблему.
Одновременно это и важное решение с точки зрения поддержки нашей строительной отрасли. Это стимулирует спрос. Сегодня основная проблема строителей - это падение спроса. Сегодня утром я был на пятой Всероссийской ассамблее строителей - они тоже ждут этих решений. И это решение - оно решает такую важную для них задачу.
В.В.Путин: Хорошо. Мы постоянно сегодня говорим о необходимости поддержки высокотехнологичных отраслей производства. Но за разговорами должны следовать дела, определенное финансирование.
Подписаны распоряжения о направлении бюджетных ассигнований в размере 1 982 млн рублей на увеличение уставного капитала Объединенной промышленной корпорации - Оборонпром. Виктор Борисович (обращаясь к В.Б.Христенко), просил бы Вас это прокомментировать. Там речь идет о вертолетостроении, моторостроении, причем высокотехнологичных направлениях этого вида деятельности.
И второе решение - это распоряжение о предоставлении субсидий госкорпорации "ВСМПО-АВИСМА" по производству товаров уже с достаточно высоким уровнем переделов. Пожалуйста, прокомментируйте это.
В.Б.Христенко: Владимир Владимирович, оба эти решения связаны друг с другом. И связаны они тем, что являются серьезными элементами в реализации национальной стратегии по развитию авиастроения.
Как Вы уже заметили, одно из них - это сектор авиационного двигателестроения, в первую очередь. Второй сектор - это производство титана и изделий из него, который является главным, важнейшим металлическим конструкционным элементом самолето- и вертолетостроительной техники, по которым мы сохраняем лидирующие позиции в мире на сегодняшний день.
В рамках реализации этой стратегии в течение последнего времени шли процессы консолидации активов в этих секторах экономики. Они практически на сегодняшний день завершены. Принята корпоративная стратегия развития, которая реализуется. Можно сказать, что и этот год - непростой, тяжелый, трудный, кризисный - для этих структур, тем не менее, будет позитивным и по динамике роста производства, и по модернизации производства.
Это было связано еще и с тем, что консолидация активов потребовала существенного привлечения кредитных ресурсов для ее завершения с целью последующего выхода на рынок и привлечения инвесторов с рынка. В связи с кризисными явлениями эта цель - привлечение эффективных инвесторов с рынка - не отменяется, она лишь сдвигается во времени.
На этот период те средства, которые сегодня выделены - 3 млрд в рамках процессов по "ВСМПО-АВИСМА" и почти 2 млрд по Оборонпрому в части Объединенной двигателестроительной корпорации -позволят поддержать оба процесса: процесс развития в этих секторах экономики и процесс консолидации повышения эффективности деятельности этих секторов.
В результате мы не только в этом году будем иметь позитивный тренд, но сумеем реализовать концепцию "Стратегия корпоративного развития". К 2012 году и та, и другая структуры увеличат объемы производства в полтора раза. То есть в этом смысле - это важное, необходимое, очень существенное решение.
В.В.Путин: Хорошо. Надеюсь, что выделяемые средства будут эффективно использованы.
Я хочу вернуться к своим встречам во Владимире. Я и в прошлый раз еще говорил, что люди, которые пришли в приемную Председателя партии "Единая Россия", задавали ряд конкретных вопросов. Это были и частные вопросы, но некоторые - я и в прошлый раз сказал - достаточно системные. Речь шла о возможности пролонгации кредитов, полученных сельхозпроизводителями под конкретные проекты в области животноводства - первое. И второе - о регламенте на молоко и молочную продукцию.
Те коллеги, с которыми я разговаривал, - а это действительно наши коллеги, потому что люди занимаются конкретным делом, конкретным производством - обеспокоены по первому вопросу в связи с тем, что возникают сложности с возвратом. Эти невозвраты, возможно, связаны с текущей финансовой ситуацией, с ситуацией в экономике в целом. Но это подлежит анализу, разумеется. Никаких конкретных обещаний не давалось. Мы договорились о том, что мы это проанализируем дополнительно.
И второе - регламент на молочную продукцию. Здесь совершенно конкретные претензии, я бы прямо сказал, связанные с тем, что эти регламенты работают неэффективно либо вообще не работают.
Елена Борисовна (обращаясь к Е.Б.Скрынник), пожалуйста, прошу Вас, прокомментируйте, что на самом деле происходит.
Е.Б.Скрынник: По первому вопросу - в целях поддержания производителей молока мы предпринимаем следующие комплексные и системные меры.
Во-первых, бюджетная поддержка молочного производства в этом году составила 27 млрд 200 млн рублей. Из них 21 млрд 200 млн - это субсидирование процентных ставок. Процентные ставки субсидируются в рамках антикризисных мер Правительства не на 80%, а 100%.
Причем кредиты пролонгированы: краткосрочные - на 6 месяцев, а инвестиционные - с 8 лет до 11, то есть на 3 года. И объем этих кредитов 30 млрд рублей, а по Владимирской области - 71 млн рублей. Поэтому меры мы принимаем.
Вообще, общий объем кредитования отрасли составляет 250 млрд рублей за 3 года. Плюс меры таможенно-тарифного регулирования, взвешенные меры. И подписанный баланс о подключении к ввозу сухого молока с Белоруссией. Все это поддерживающие меры, которые способствуют повышению закупочных цен у производителей молока.
И на сегодняшний день можно сказать, что цены не значительно, но -повышаются. Они достигают 10 рублей за литр молока. Конечно это, немного, но в ноябре это будет еще плюс 10-15%.
В.В.Путин: Понятно. Но сам технический регламент-то - как он работает?
Е.Б.Скрынник: Технический регламент, к сожалению, не принес того, что от него ожидали, и то количество обозначенных соматических клеток, которые существуют на сегодняшний день, конечно, снижает качество молока, передаваемого на реализацию.
Поэтому внесены изменения в технический регламент. Эти изменения позволят как раз более эффективно реализовывать молоко. Мы работаем над этим, Владимир Владимирович.
В.В.Путин: Помните, мы с Вами говорили, что после введения этого технического регламента появится настоящее, полноценное, цельное молоко и молочный напиток.
Вот, те граждане, с которыми я разговаривал - они мне говорят: зайдите в магазин, есть где-нибудь на прилавках молочный напиток или нет? Нет такого продукта. Значит, технический ваш регламент не работает.
Е.Б.Скрынник: Внесены изменения. Мы над этим работаем. В ближайшее время исправим.
В.В.Путин: Давайте мы вот так договоримся. Нужно посмотреть. А то мы сейчас поговорим, формальные изменения внесем, а все дело будет на месте, как сегодня. Поэтому через какой-то промежуток времени нужно вернуться к этому вопросу и проанализировать его еще дополнительно.
Виктор Алексеевич (обращаясь к В.А.Зубкову), что касается пролонгации кредитов, выданных под конкретные проекты в области животноводства.
В.А.Зубков: Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые члены Президиума!
Владимир Владимирович, выполняя Ваше поручение, в понедельник я провел совещание с участием Минфина, Минэкономразвития, ведущих банков, где мы рассмотрели эти вопросы. Сегодня нет никаких препятствий для пролонгации кредитов, которые были получены в 2006-2009 гг. на развитие животноводства. Более того, постановление, которое было своевременно принято Правительством, сегодня работает. Оно позволяет сельхозпроизводителям, которые взяли кредиты в эти годы на 8 лет на строительство, реконструкцию, модернизацию животноводческих ферм, других объектов животноводства, обращаться в банки - и банки обязаны пролонгировать кредит еще на три года, т.е. до 11 лет.
Здесь важно - чтобы эти пролонгированные кредиты имели субсидирование процентной ставки банка. Как Вы знаете, эта ставка - 100%. Такая работа в региональных банках уже ведется.
Мы специально попросили наши ведущие банки - Россельхозбанк, Сбербанк, ВТБ - чтобы они вели эту работу в региональных офисах. Чтобы не передавать эти вопросы сюда в центр, в Москву.
Владимир Владимирович, банки сами заинтересованы в том, чтобы пролонгировать эти кредиты. Потому что они считают сельхозпроизводителей и аграрный бизнес надежным партнером. Поэтому они ведут такую работу. Я считаю, что принимать какие-то дополнительные решения, постановления по этой проблематике нет никакой необходимости.
В.В.Путин: Если люди обращаются с этим вопросом, как с проблемой - то значит, она существует. Если бы не было проблемы, они бы так вопрос не формулировали.
В.А.Зубков: Владимир Владимирович, объясняю. Там было обращение по продлению таких инвестиционных кредитов - до 15 лет. Этот срок, Вы сами понимаете, очень большой.
Если действительно есть необходимость продлить до 15 лет, то это нужно рассматривать отдельно. В чем тут дело? Потому что оборачиваемость средств особенно в молочном животноводстве - 4-5 лет.
В.В.Путин: В животноводстве - от 5 до 8 лет.
В.А.Зубков: Да. В той просьбе, с которой к Вам обращались, там было - продлить до 15 лет.
Мы сегодня имеем возможность по постановлению Правительства - до 11 лет.
В.В.Путин: А средствами банки обеспечены для того, чтобы пролонгировать до 11 лет? Там же требуются дополнительные ресурсы.
А.Л.Кудрин: Сегодня на рынке достаточно средств и ликвидности. Сами средства носят более краткосрочный и среднесрочный характер, как ресурсы, как база для кредитования.
В данном случае обычно банки, выдавая долгосрочный кредит на 5 или 7 лет, как правило, постоянно перекредитовываются, где-то обеспечивая "длинные" кредиты. То есть пассивы короткие, кредиты "длинные", что, конечно, для банка накладно и немного рискованно. Поэтому у нас в России не так быстро растет доля "длинных" кредитов.
В.В.Путин: Понятно.
Что касается вопросов, связанных с субсидированием этой ставки, - если кредит пролонгируется до 11 лет? Этих средств с нашей стороны достаточно?
А.Л.Кудрин: Да, ставка предусмотрена.
В.А.Зубков: Мы посмотрели. Действительно, там два с лишним миллиарда рублей на 2010 год как раз, скорее всего, уйдет на эти пролонгированные кредиты. Но в той сумме средств, которую мы имеем сегодня, - 80 млрд. рублей на субсидирование процентных ставок по кредитам, - эта сумма может вполне нас устроить. Так что здесь особых проблем мы не видим, Владимир Владимирович.
В.В.Путин: Хорошо. Спасибо
Эльвира Сахипзадовна (обращаясь к Э.С.Набиуллиной), Вы 5 октября проводили совещание с членами правления РСПП по вопросам совершенствования законодательства о банкротстве. Как там шла дискуссия, и какие предложения сформулированы?
Э.С.Набиуллина: Я проводила совещание с участием и представителей промышленных предприятий, банков, и принимали также участие депутаты Государственной Думы. Мы обсудили и ситуацию в области банкротства, и то, как нужно совершенствовать законодательство. Наше министерство подготовило очередные поправки в закон, и мы эти поправки обсуждали.
Общее мнение складывается такое - кризис показал, что механизм банкротства не в полной мере сработал как эффективный механизм урегулирования долгов между кредиторами и заемщиками в судебной процедуре, то есть как механизм очищения экономики от просроченных долгов. Хотя мы вносили в последний год поправки, было несколько итераций, для того чтобы несколько улучшить ситуацию. И представители банков признавали, что, например, те предложения, которые означали защиту прав кредиторов, обеспеченных залогом, - они сыграли свою положительную роль в выдаче кредитов, то есть когда банки выдают кредиты. И мы повысили защиту банков именно в тех кредитах, которые обеспечены залогом.
Кроме того, мы принимали решение об облегчении оспаривания сделок, которые происходили в преддверии банкротства, имеющих признаки вывода активов. Мы знаем, что в преддверии банкротства часто такие следки бывают - вот эти процедуры облегчили.
Плюс к этому - внести изменения в процедуру продажи имущества, в том числе предусмотрев электронные торги для продажи имущества, а также ответственность так называемых теневых директоров, то есть тех лиц, которые могут давать указания органам управления предприятий, и, по сути дела, иногда дают указания, которые приводят к банкротству. То есть их ответственность мы усилили, с тем чтобы она была субсидиарной ответственностью.
Но, тем не менее, у нас остались проблемы, связанные с эффективностью процедур финансового оздоровления. Я хочу назвать несколько цифр, они красноречивы. У нас в первом полугодии 2009 года было принято к производству дел о банкротстве 16300, при этом процедур финансового оздоровления было введено 25. Это не только из этих дел, но и из тех дел, которые раньше рассматривались. А конкурсное производство, например, для сравнения, больше 7460. То есть у нас явный перекос в сторону конкурсного производства. И конечно, процедура финансового оздоровления очень востребована.
Поэтому мы сейчас подготовили такие поправки, которые развивают эту процедуру. В том числе, если кредиторы-должники договариваются в досудебном порядке о плане финансового оздоровления, об урегулировании задолженности - на эти соглашения распространяется судебная защита. При этом расширяются инструменты финансового оздоровления, например обмен долгов на акции, для того чтобы было возможным в большей степени оздоравливать предприятия.
Также нами было предложено - и это нашло поддержку у всех представителей - разделить классы кредиторов. Потому что кредиторы бывают разные: например, приходят новые кредиторы, даже когда предприятие находится в состоянии банкротства, и готовы дать дополнительные деньги, но просят другие условия - график погашения для реструктуризации в будущем задолженности. У нас такой возможности в законодательстве не было. И для того, чтобы стимулировать новые кредиты, предлагается такой механизм ввести.
Также ряд изменений, связанных с тем, чтобы мы могли объединять дела группы лиц в одно дело. У нас, мы знаем, сложная система - холдинговая, когда бизнес реально разделен на несколько юридических лиц, и чтобы была возможность их рассматривать в одном деле, назначать единого арбитражного управляющего. То есть такие поправки тоже нами предложены и, в принципе, были поддержаны.
Надо сказать, что представители бизнеса предложили рассмотреть и дополнительные предложения, в том числе о роли налоговых органов в процедурах банкротства.
Я напомню, у нас действующее законодательство, принятое в 2002 году, предусматривает, что наши налоговые органы и государственные кредиторы имеют право голосовать, но получают по долгам в общей очередности. Во многих странах налоговые органы имеют первоочередное право на удовлетворение своих требований, но не голосуют на собраниях кредиторов.
Представители бизнеса говорят о том, что часто нашим налоговым органам достаточно сложно пойти на различные графики реструктуризации налоговой задолженности. Также из-за этого тормозится введение процедур финансового оздоровления. Мы договорились эту тему специально проработать. Она действительно очень сложная. Есть плюсы и минусы, но это те вопросы, которые были поставлены дополнительно на этом совещании.
Мы все замечания сейчас учитываем, прорабатываем. Законопроект внесем в ноябре в соответствии с Вашим поручением.
В.В.Путин: То есть к ноябрю?
Э.С.Набиуллина: Да.
В.В.Путин: Хорошо.
Мы уже упоминали о спортивной тематике в привязке к Олимпийским играм 2014 года. Хотел бы еще одну тему затронуть.
К нам многократно, и ко мне в том числе, обращались спортсмены, сурдоолимпийцы, с вопросом о том, что они в отличие от наших членов Олимпийской сборной и параолимпийцев не получают никакого вознаграждения со стороны государства за те спортивные достижения, которые они демонстрируют.
Мною подписано распоряжение об установлении денежного вознаграждения спортсменам-инвалидам по итогам выступления на XXI Сурдолимпийских играх в Тайбэе в 2009 году. В соответствии с этим решением они приравниваются по вознаграждениям и к олимпийцам, и к параолимпийцам: 100 тыс. евро - за золотую медаль, 60 тыс. евро - за серебряную медаль, 40 тыс. евро - за бронзовую медаль.
Думаю, что это будет дополнительным стимулом для достижения новых спортивных результатов.
Виталий Леонтьевич (обращаясь к В.Л.Мутко), есть что-то, что Вы хотели бы сказать по этому вопросу дополнительно.
В.Л.Мутко: Во-первых, хотел бы поблагодарить за такое решение. Это действительно - одна из дополнительных мер государственной поддержки развития физической культуры и спорта среди инвалидов, в данном случае инвалидов по слуху, и создание равных условий для занятий спортом среди инвалидов.
Я могу сказать, что это действительно дополнительная мера, она решает вопросы такой социальной поддержки. Но принят еще ряд других мер, которые нам очень успешно позволили выступить сейчас на сурдолимпийских играх. Это, прежде всего, создание центра сборных команд страны по адаптивной физической культуре и спорту. Мы выделили достаточно ставок в этом году, взяли большой отряд наших спортсменов на содержание. Могу сказать, что за нами пошли регионы. Если два года назад всего 15 регионов развивали такие виды спорта, как спорт среди глухих и, скажем, по адаптивной физической культуре. Сейчас - уже 55 субъектов Российской Федерации. Это первое.
Второе. Мы приняли решение и открыли все наши федеральные центры и базы для тренировочного процесса, и все сборные готовились к Тайбэю уже на современных базах.
Более того, считаю, что в следующем году мы завершим строительство центра в Алексино Тульской области. Это будет первый такой федеральный центр для подготовки спортсменов по адаптивной физической культуре и спорту и для спортсменов по слуху. Там будет около 12 видов спорта. Алексино - это прекрасный центр, который, надеюсь, в следующем году будет завершен.
Еще из таких мер я хотел бы отметить, что мы увеличили финансирование спортивных соревнований и подготовки спортсменов, их участия в международных соревнованиях. Практически в этом году мы выделили около 170 млн. рублей и около 1 млн. долларов для участия в международных соревнованиях. Это практически увеличение финансирования на 30%.
И, как следствие, Вы уже сказали, что завершились сурдолимпийские игры. В них участвовало около 2 тыс. 700 спортсменов из 80 стран мира по 20 видам спорта. Наша сборная участвовала по 17 видам спорта. Разыгрывалось 560 медалей. Мы завоевали 98 медалей. Из них 29 золотых, 41 серебряная и 28 бронзовых, установили около 11 мировых рекордов и заняли первое место среди всех сборных команд мира. Хотя конкуренция там, действительно, была достаточно серьезная.
Все эти меры, конечно, дают свой результат. Поэтому я еще раз хотел бы Вас поблагодарить.
В.В.Путин: Спасибо. Пожелаем успехов нашим спортсменам, в том числе и спортсменам-инвалидам.
Вы знаете, я вчера встречался с группой ведущих российских писателей. Разговор был очень предметным, и по его итогам мной сформулирован ряд поручений различным министерствам и ведомствам. Это касается вопросов земли, собственности вообще,
собственности творческих союзов. Это касается поддержки так называемых "толстых журналов" литературных, их распространения в библиотеках. Это касается использования интеллектуального потенциала наших писателей в средствах массовой информации, в том числе на телевидении. Это касается ряда других вопросов. Я вчера эти поручения практически уже раздал.
Я прошу, Сергей Семенович (обращаясь к С.С.Собянину), Вас обобщить все, что будет поступать от коллег, и в течение месяца мне доложить предложения, в том числе связанные, может быть, с финансовым обеспечением. Не думаю, что там какие-то большие деньги, а результат, на мой взгляд, реализации тех предложений, которые вчера были сформулированы на этой встрече, может быть для общества весьма положительным.
Давайте перейдем к повестке дня.
Сегодня мы рассмотрим вопросы, связанные с развитием (это уже анонсировалось) рынка молока и молочной продукции. Пользуясь случаем, я хочу поздравить с приближающимся праздником всех тружеников села, всех селян. У нас традиционно этот праздник отмечается во второе воскресенье октября, на этот раз это будет 11 октября.
За последние годы отрасль, несмотря на большое количество имеющихся там проблем - многие из них мы сегодня уже затронули, и сейчас будем говорить о других, - тем не менее, несмотря на все эти проблемы, отрасль реально преобразилась. Она из абсолютно убыточной, унылой и застойной превратилась в активно, энергично развивающуюся отрасль нашего хозяйства, нашей экономики. И результаты говорят сами за себя.
Я действительно хочу от души поздравить всех селян, пожелать им успехов, здоровья и новых достижений в труде.
Возвращаясь к теме, отмечу, что именно в молочной отрасли у нас действует целый комплекс мер государственной поддержки. Об этом Министр сельского хозяйства сегодня уже говорила. Речь идет о региональных программах повышения эффективности производства молока, инструментах таможенно-тарифного регулирования и поддержки, субсидирования процентных ставок по кредитам.
Только в 2009 году на поддержку молочной отрасли было направлено более 20 млрд. рублей - эта цифра сегодня тоже здесь звучала. А в целом ассигнования федерального бюджета на нужды сельского хозяйства составят в текущем году 187 млрд рублей, из них 45 млрд - на докапитализацию "Россельхозбанка", 25 млрд - "Агролизинг", 62 млрд - на субсидирование процентных ставок по кредитам, 16 млрд - на поддержку плодородия почв и так далее.
Кроме того, уже в ближайшее время планируется предпринять целый ряд дополнительных шагов.
В частности, вступление в силу Закона о торговли, надеюсь, позволит урегулировать взаимоотношения между производителями сельхозпродукции и розничными сетями, покончить с дискриминацией в торговле, которая вела к вытеснению с рынка отечественных производителей продовольствия.
Кстати говоря, есть и проблемы еще в звене производитель-переработчик - на это тоже нужно посмотреть повнимательнее.
Важной особенностью молочного рынка являются сезонные колебания объемов производства и соотношение закупочных цен. Решению этой проблемы могло бы способствовать проведение регулярных закупочных и товарных интервенций. Постановление Правительства по данному вопросу мы должны сегодня утвердить. Государство будет закупать излишки продукции, и тем самым предотвращать снижение закупочных цен на молоко. И наоборот, реализация ранее закупленных объемов позволит не допустить неоправданного роста цен на рынке для граждан.
Очень рассчитываю на то, что эти меры, комплекс этих мер позволит отечественным аграрным предприятиям, специализирующимся на молочной продукции, выйти на безубыточный уровень производства. Думаю, что тех мер, о которых мы сегодня говорим, не достаточно. Но это первый шаг в правильном направлении.
Естественно, для того, чтобы механизмы молочных интервенций действовали эффективно, необходимо четко отработать все вопросы, связанные с хранением закупаемой продукции, ее своевременной реализацией потребителям.
Прошу Минсельхоз подготовить порядок проведения интервенций на рынке молока. С учетом складывающейся ситуации это должно быть сделано до 1 декабря текущего года. То есть вам чуть больше чем 1,5 месяца на эту работу.
Считаю также, что в дальнейшем к организации закупок и реализации молока могли бы подключаться и администрации заинтересованных субъектов Российской Федерации. Я прошу также проработать с коллегами этот вопрос.
Государственные интервенции позитивно зарекомендовали себя на зерновом рынке. В результате их применения возросла устойчивость производства зерна и его инвестиционная привлекательность.
И в этом году - хочу еще раз вернуться к предстоящим праздничным мероприятиям, когда я говорил о том, что отрасль стала современной, быстро развивающейся... Хочу привести еще одну цифру. По последним данным, урожай зерновых будет в этом году не менее 90 млн. тонн. В достаточно сложных климатических условиях это очень хороший результат. Я поздравляю всех, кто работает в сельском хозяйстве и кто причастен к этому результату. Это говорит о том, что наша страна не только обеспечит себя полностью и фуражным зерном, и продовольственным, но и останется на мировом рынке в качестве крупного экспортера.
Со временем аналогичных положительных результатов мы ждем и от животноводства. Считаю, что у нас есть все возможности добиться здесь очень хороших показателей. Мы в последние годы очень многое сделали для развития этого направления сельского хозяйства.
Мы сейчас только говорили о пролонгации кредитов. Но если мы говорим о пролонгации, это значит, что мы их в свое время обеспечили. Большое количество комплексов уже возведено, много работающих сегодня комплексов. Значительное количество объектов находится в стадии строительства. Очень рассчитываю на то, что все это даст в обозримом будущем реальную отдачу.
И еще один вопрос, на котором хотел бы остановиться - вопрос тоже социального характера, речь идет опять о спорте. Предлагаю сегодня - мы возвращались уже неоднократно к этому вопросу - принять решение о создании оргкомитета по поддержке выдвижения кандидатуры нашей страны для проведения Мирового первенства по футболу в 2018 году.
Послезавтра, вы знаете, наша национальная сборная по футболу сыграет ключевой, решающий матч отборочного цикла Чемпионата мира 2010 года. Мы пожелаем нашим спортсменам, всем успехов. Но что бы ни происходило в текущей ситуации, мы и дальше будем продолжать все, что было сделано в последнее время: я имею в виду и строительство футбольных полей, возведение новых сооружений, создание новых спортивных, прежде всего детских, юношеских, секций. Будем развивать этот вид спорта. Многое сделано в нашей стране. Думаю, что Россия вполне заслужила право провести мировое первенство по футболу в 2018 году.
Тем более, что по условиям Чемпионата мы должны будем построить необходимые по качеству сооружения в 10 городах Российской Федерации. Это будет серьезным, заметным толчком к развитию спорта в стране.
Давайте начнем работать. -- INFOLine, ИА (по материалам Правительства РФ)