Разведка боем. "Укррудпром (Украина)". 6 октября 2009
07.10.2009 - 13:11
В сентябре группа "Приват" начала переговоры о продаже российского актива — Алапаевского металлургического завода (АМЗ, Свердловская область). Потенциальным покупателем выступает владелец Новолипецкого металлургического комбината Владимир Лисин.
АМЗ специализируется на доменном производстве марганцевых ферросплавов. Предприятие фактически полностью остановлено еще в 2005 году. Руководство Свердловской области заявляет, что именно украинский "Приват" развалил завод. Однако в том же самом областном правительстве "по секрету" нам повествуют, что упадок и остановка АМЗ как раз и были причиной продажи "Привату". И что только в 2004 году украинцы инвестировали здесь в восстановление производства примерно 3 млн. долларов, в том числе модернизировав и запустив доменное хозяйство.
Но почему уже в 2005 году только что запущенные мощности были остановлены? Причина — в росте себестоимости доменного выпуска ферросплавов в 2004-05 годах по сравнению с электроплавильным на фоне подъема металлорынков. Производство оказалось слишком затратным даже при наличии у "Привата" собственной марганцевой руды. Все специализированные ферросплавные заводы СНГ сегодня используют именно электропечи, доменный же способ применительно к ферросплавам практикуется только на небольших постсоветских метзаводах. В числе "доменных" ферросплавщиков — украинские Константиновский и Краматорский метзаводы, российские (кроме АМЗ) — Косогорский метзавод, Саткинский чугуноплавильный завод и другие. Кстати, Косогорский завод сейчас тоже простаивает, а Саткинский работает на половину мощности.
В центре "Укрпромвнешэкспертиза" добавляют, что приобретение "Приватом" уральского актива было связано с большой вероятностью введения пошлин против импорта крупнотоннажных ферросплавов из Украины. Опасность такого введения появилась еще в 2003 году, с началом бурного роста мировых металлорынков. Отметим, что "Приват" активно демпинговал в России. Например, во второй половине 2004 года Запорожский завод ферросплавов (ЗЗФ) поставлял в Россию ферромарганец по 501-508 долларов за тонну (данные Минпромполитики), хотя цена внутреннего предложения была вдвое выше — 1037-1249 долларов за тонну. Результат — вместо прежних 35-40% к 2005 году отечественные поставщики заняли до 75% рынка ферромарганца России.
Зачем все
Острая борьба вокруг пошлин на украинские ферросплавы продолжается по сей день. Так, в 2007 году по итогам расследования Минэкономразвития и торговли Российской Федерации рекомендовало правительству ввести защитные пошлины в размере 7% для продукции Никопольского ферросплавного завода (НЗФ) и 25% — для продукции ЗЗФ. Решение принято не было, и по результатам 2007 года ферросплавщики Украины даже нарастили свою долю в структуре импорта в Россию — до 54%.
Постоянная угроза закрытия федерального рынка сделала АМЗ для "Привата" запасной лазейкой. Как известно, контроль над компанией-резидентом в стране назначения позволяет обойти запреты, квоты и пошлины. Подобное практикуют и отечественные, и западные экспортеры. Все это не потеряло актуальности и сегодня. Как подтверждают источники в компании "Приват Интертрейдинг", в группе довольны, что вовремя избавились от "вторичных" горно-металлургических активов в пользу Evraz Group. В то же время ферросплавный бизнес рассматривается как один из основных.
Чем кончится
Чем закончится продажа АМЗ? Эксперты называют два пути. Первый: продажа актива по "кризисным" ценам. "За" здесь говорит сама по себе нехватка средств, "против" — итоговая утеря юрлица-резидента в России. Цена с учетом всех объективных факторов не превысит 10 млн. долларов.
Второй путь: повторение прежних вариантов с продажей предприятия. То есть — окончание переговоров ничем. Министр промышленности и науки Свердловской области Анатолий Гредин сетует: "Мы уже давно ведем переговоры и консультации по продаже АМЗ — однако как только доходит до цены, ценовые запросы старого владельца взлетают в два-три раза". В этой связи напомним, что "Приват" предлагал предприятие на продажу еще в 2006 году и даже заявлял, что сделка "почти закрыта". В Минпромполитики говорят, что покупателем тогда "чуть не стал" совладелец Первоуральского новотрубного завода Зелимхан Муцоев. Но ни с ним, ни с другими претендентами (Магнитогорский металлургический комбинат, "Северсталь") так и не договорились.
Возможно, разговоры на тему продажи АМЗ — просто "разведка боем", которая позволяет Игорю Коломойскому и Геннадию Боголюбову держать руку на пульсе перспективного российского рынка? Кстати, при потребности предприятие несложно полностью переориентировать на производство чугуна, спрос на который в России с окончанием кризиса будет быстро расти. Параллельно будут продолжаться поставки ферросплавов в обход любых защитных мер. И такой вариант вряд ли ущербнее, нежели сравнительно небольшая сумма "на карманные расходы". -- Укррудпром (Украина)