Бедный Мусса и его соседи. "Урал-пресс-информ ИА ". 5 октября 2009
06.10.2009 - 13:16
Новый политический сезон начался на Южном Урале с ареста мэра Карабаша Муссы Дзугаева. Правительство Южной Осетии понесло невосполнимую утрату: говорят, Мусса планировал укрепить команду тамошнего озерского премьера. Но если у аборигенов Цхинвала появился шанс восстановить хотя бы часть порушенного, то в Челябинске многие получили основание обеспокоиться за личные дворцы. Однако по порядку об этом аресте и том, что с ним связано: наша версия.
На том основании, что Дзугаева задерживал не спецназ УрФО при содействии УФСБ (хотя кто проверял?), как это у нас бывает, когда речь идет о крупных коррупционных делах и недоверии к местной милиции, коллеги поторопились приписать этот арест "отмашке" областных властей, давно не любящих Муссу. Отсюда же далеко идущие выводы о растущем влиянии областной администрации и том, что мэров теперь будут "ставить" исключительно из кабинета губернатора. Однако это не совсем так.
Во-первых, Дзугаев – не Мезенцев, его миллион – слезы настоящего коррупционера, а Карабаш – даже не Миасс. Во-вторых, Следственный комитет, сотрудники которого задерживали Муссу – самая, что ни на есть федеральная структура, формально замкнутая на прокуратуру (впрочем, и прокурор Войтович – не прокурор Брагин, он не сидит в ожидании "отмашки" от губернатора).
В- третьих, истеричное поведение ряда высших областных руководителей сразу после ареста Дзугаева красноречиво свидетельствует: они ничего не знали и не были готовы к такому повороту. Вариант: тем из них, кто все-таки знал - а это может быть только губернатор и его ближайшее окружение - было выгодно инсценировать неосведомленность, используя "втемную" своих коллег из руководства "ЕР"; о том, почему это могло понадобиться, - ниже.
Больше того – они неожиданно узнали такое, что ввело их в ступор и заставило опасаться больших проблем. Напомню, что вице-спикер ЗСО Семен Мительман с утра 1 октября примчался в Карабаш и заперся там с местными единороссами, обидев прочих депутатов. "Единая Россия" вынуждена была даже саботировать и сорвать внеочередное заседание городского Собрания, дабы не допустить избрания "не согласованной" кандидатуры и.о. главы города. А Владимир Мякуш даже нервно обозвал претендентов из числа местных депутатов "самозванцами".
Наконец, четвертое. Как сказал автору один осведомленный человек – "вспомни "грека" - его тоже брали в том числе "свои", но заказ-то был федеральный!" И назвал фамилию известного олигарха, имеющего интересы в Миассе. От себя заметим, что Григориади, как и теперь Дзугаева, "брали" незадолго до выборов, которые оба могли выиграть. Что не устраивало олигархов разного калибра.
В Карабаше на пост главы давно претендует менеджер "Карабашмеди" Ягодинец, а следственное управление уже занималось противниками главной компании города. В июле уголовное дело по статье о вымогательстве в особо крупных размерах было возбуждено в отношении депутата (ранее – спикера) городского собрания Карабаша Сергея Харина. Якобы депутат угрожал опубликовать некую секретную информацию о природоохранных нарушениях со стороны "Карабашмеди" и эта публикация могла компании сильно навредить. С тех пор в Собрании нет спикера, а его обязанности исполняет Александр Киприянов. Именно для того, чтобы предотвратить его возможное утверждение и.о. главы, областная "ЕР" была вынуждена спешно командировать в Карабаш Мительмана и устроить весь этот спектакль с бойкотом выборов.
Отчего такие волнения в берлоге?
В 2002 году, когда шла борьба УГМК и КМЭЗ за контроль над "Карабашмедью", общественник и эколог Александр Киприянов немало содействовал УГМК. Заметим также, что Мусса Дзугаев давно не ладил как с главным городским предприятием, так и с городскими депутатами. То, что сейчас "Карабашмедь" принадлежит "Русской медной компании", являющейся "стратегическим партнером" УГМК, знают все, Как и то, что партнеры именно на минувшей неделе завершили сделку по покупке Челябинского цинкового завода, а глава холдинга Андрей Козицин имел аудиенцию у Петра Сумина, заслужив лестную характеристику губернатора. Он теперь не "мародер", а "талантливый, умный руководитель, крепкий хозяйственник", чей приход в область всячески "приветствуется".
Любопытно, что на въезде в Челябинск со стороны Екатеринбурга все еще, года эдак с 2002-го висит давно никем не оплачиваемый, но и не демонтируемый баннер с лозунгом: "УГМК – чемпион!" (речь об успехах баскетболисток команды холдинга). Дождались. Агентство может выставлять счет.
Вот тут-то мы, возможно, и подходим к сути грустного казуса с Муссой Дзугаевым – и еще нескольким, лишь предстоящим.
Возможно, это всего лишь совпадение, но антикоррупционная активность "органов" в последнее время фонтанирует именно в тех районах области, где утверждают свое доминирование свердловские бизнесмены – в основном речь об УГМК и "Ренова".
Помимо Карабаша, это Верхний Уфалей, в котором следственный отдел на минувшей неделе начал проверку жалобы о незаконном выделении городской земли исполняющей обязанности главы города Татьяны Софьиной. Здесь идет жесткая закулисная борьба между "Уфалейникелем" и Уфалейским заводом металлургического машиностроения – предприятием холдинга, которым владеет давний партнер Андрея Козицына и Виктора Вексельберга Владимир Воронов. Он контролирует УЗММ с 2002 года, когда схватка за Карабаш и КМЭЗ была в самом разгаре.
16 октября суд вынесет приговор по делу главы Кунашакского района Танира Янбаева, который якобы незаконно распределял жилье. Напомним, главное промышленное предприятие Кунашака – Султановский рудник медного колчедана, которым владеет СУМЗ, входящий в империю УГМК.
На подходе, очевидно, Кыштым и его глава Щекочихин: КМЭЗ давно в руках "Русской медной компании", а действующий мэр слишком тесно сотрудничал с бывшим директором предприятия Вольхиным, яростным оппонентом УГМК. Неожиданностью смена власти в городе не станет – вице-губернатор Дятлов уже заявил, что "в области есть два "отмороженных" города - Карабаш и Кыштым" - а именно он курирует выборную кампанию в Кыштыме от "Единой России". В Карабаше, как видим, дело сдвинулось: там заметно потеплело.
Есть еще Верхнеуральский район, где в Межозерном уже появились первые банкоматы "Кольца Урала" - банка УГМК (там у компании рудник Учалинского ГОКа).
Почему же тогда губернатор Сумин, встречаясь на минувшей неделе с главой УГМК Козицыным, был столь восторжен в оценках и расточителен в похвалах былому оппоненту? Многие уже напомнили ему "мародеров" 2002 года – ими были тогда в понимании Сумина те же Козицын и Махмудов, бившиеся за те же Карабаш и КМЭЗ. Они ничуть не изменились и победили. Что же изменилось для Сумина? Почему он не чувствует опасности в мощной финансово-экономической группе, уверенно вошедшей в "его" область, которая не может не обернуться силой политической?
В этом-то и суть. Люди остались прежними, но ситуация изменилась кардинально. Если в 2001 - 2002 годах, сразу после губернаторских выборов, Петр Сумин видел в УГМК, поддержавшей Гартунга, личных врагов и персональную политическую угрозу, сейчас все обстоит по-иному.
Некоторые обозреватели по привычке усмотрели связь между приходом УГМК в Челябинск и возвращением в региональную политику Валерия Гартунга, вновь приписав последнему губернаторские амбиции. Но это поверхностное наблюдение.
Во-первых, Гартунг после событий 2000 и 2005 годов не может интересовать серьезных политических инвесторов - да и самому ему не до амбиций: дай Бог свое сохранить (после трудной выплаты по избежание банкротства ЧКПЗ долга в 360 тысяч рублей, в арбитражный суд может выстроиться очередь куда более серьезных кредиторов, наученных теперь как следует действовать, чтобы получить свои деньги). Кстати, Алексей Борщенко, член руководства РПП в 2005 году и спецпорученец Козицына, сильно ругал на днях эсеров по столичному телевидению, сидя под старым значком РПП, но уже от "Старшего поколения", примкнувшего к "Яблоку".
Во-вторых, и это главное, сейчас работает принципиально иная схема: инвестируют не кандидата, а то политическое лобби в Москве, которое может повлиять на назначение. Грубо говоря, сегодня бессмысленно давать деньги Росселю или его оппоненту, чтобы кто-то из них стал губернатором. В Челябинске все обстоит ровно так же. Продление срока пребывания у власти Петра Сумина может оказаться куда выгоднее ведущим ФПГ, нежели бессмысленная борьба с ним в регионе. И уж всяко более выгодным, чем приход к власти молодого и амбициозного сменщика со своими "завязками" в Кремле (как Михаил Юревич, например).
Вот здесь УГМК и другие свердловчане превращаются из врагов челябинского губернатора в его союзников. Более того, они находят поддержку в стане своих главных конкурентов в лице ММК. У нас есть достоверная информация о том, что Виктор Рашников однозначно пообещал поддержку усилиям Петра Сумина по переназначению на следующий срок (есть подозрение, что хозяина Магнитки сильно попросил об этом Виктор Христенко, которому в противном случае "светила" бы ссылка в Челябинск, но это уже неважно). Не забудем к тому же, кому именно уплатила УГМК полновесной монетой за Челябинский цинковый завод. Сын В.Христенко Владимир вроде бы не покидал еще пост председателя совета директоров Группы ЧТПЗ.
А вот местные руководящие "единороссы", возомнившие себя самостоятельными и большими политиками, пусть поволнуются: их списки могут претерпеть существенные изменения.
Так что все срастается. Гарантий, конечно, никаких, так как политическая система страны в отсутствие дееспособных институтов впала в состояние комы. Решения принимаются крайне узким кругом лиц под воздействием разнонаправлено действующих групп влияния, что делает кадровую ротацию не просто непредсказуемой, но и едва ли возможной в принципе. История с Росселем – яркий тому пример. В такой ситуации не лучшим, но, по крайней мере, возможным выходом является временное сохранение статус-кво, пресловутого "баланса сил". А это играет на руку опытным политикам, умеющим забыть старое и вновь сплотить вокруг себя элиты, для которых они – зло меньшее, чем перемены.
Невозможно одобрить такую логику, но нельзя не отметить ее убедительность ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС. И она работает на Петра Сумина. Конечно, политическим партнерам нужно идти навстречу в существенных для них вопросах. Но что такое пара-тройка мэров, каждый из которых уже трижды заслужил свою участь?
Напоследок еще одно наблюдение, вызванное арестом мэра Карабаша за взятку, якобы полученную им за незаконное выделение участка земли на берегу озера Увильды. Если кому доведется взглянуть на карту тех мест с обозначением имен собственников прибрежных участков, то на береговой линии между поселком Красный Камень и началом многочисленных баз отдыха легко обнаружить не только владение самого карабашского градоначальника, но и обширные угодья его именитых соседей. Как-то: главы областного управления федерального казначейства Александра Прокина (и еще двух его родственников – всего три участка), председателя областного суда Федора Вяткина, депутата городской Думы Челябинска Виталия Паутова, председателя челябинского горизбиркома Шинина и других.
Все эти участки в сосновом бору у самой кромки воды выделял в свое время лично Мусса Дзугаев и буквально по каждому из них были потом претензии природоохранной прокуратуры, доходившие до суда. Были даже решения о сносе незаконных строений. Потом однако все как-то тихо "рассасывалось". Но рукописи, как известно, не горят, а времена у нас опять нынче смутные, переменчивые. Кто знает, что вспомнит в застенках бедный Мусса о своих влиятельных соседях, многие из которых явно засиделись в удобных руководящих креслах? Кстати, рванувший в Карабаш исполнять волю партии куратор от "ЕР" этих территорий Семен Мительман тоже владеет землей с нехилыми "строениями" именно на территории санатория "Увильды". Правда, это земли другого района, Аргаяшского, и, разумеется, там все было сделано в рамках закона - тем более, что поблизости, кажется, нет интересов УГМК. Но главе на всякий случай стоит подготовиться.
Вполне возможно, что все дело не в высокой политике, а именно в этом: угодьях и креслах. В эпохи распада основ не следует искать сложных причин и витиеватых замыслов: чем банальнее объяснение, тем оно ближе к реальности.
Характерно, однако, что никто из наблюдателей так и не решился озвучить версию столь же простую, сколь и нелепую: будто бы Мусса Дзугаев пострадал оттого, что преступил закон. -- Урал-пресс-информ ИА