Новости металлургии 

Metaldaily.ru/Новости - 30.09.2009

Экспорт руды: Жеваго и Ахметов взялись за "старое". "UGMK.INFO (Украина)". 30 сентября 2009

30.09.2009 - 14:15
Все первое полугодие текущего года украинские рудари спасались в Китае, существенно нарастив экспорт сырья в Поднебесную. Но сейчас восстанавливаются европейские рынки, и отечественные ГОКи возвращаются к традиционным потребителям. В посткризисный период конкуренция за рынки сбыта обещает усилиться.

Влияние кризиса сказалось на горно-рудной отрасли в значительно меньшей степени, нежели на металлургии. Согласно данным ОП "Металлургпром", в январе-августе этого года производство металлопродукции сократилось на 30-35% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г., а железорудного сырья – только на 17-25%. Избежать существенного падения производства ГОКам помогло расширение рынков сбыта.

За 8 мес. 2009 г. отечественные горно-рудные предприятия нарастили экспорт ЖРС более чем на 9%, до 16,6 млн. т. Согласно данным ассоциации "Укррудпром", поставки железорудного концентрата выросли на 65,4%, до 7,3 млн. т, окатышей – на 7,1%, до 6,2 млн. т, тогда как экспорт аглоруды упал на 38,6%, до 3 млн. т, агломерата – на 2%, до 59,2 тыс. т.

Практически 90% украинского ЖРС традиционно поставляется внутренним потребителям, тогда как экспорт, в основном, в страны Центральной и Восточной Европы, ведут лишь несколько предприятий. Например, Полтавский ГОК, принадлежащий компании Ferrexpo Константина Жеваго, поставляет на внешние рынки почти 100% производимой продукции. Запорожский ЖРК, мажоритарным акционером которой является фирма Minnerfin, отгружает половину своего сырья на экспорт. В прошлом году активно работал на экспортных рынках и Северный ГОК Рината Ахметова.

Но с начала нынешнего года направления экспортных поставок руды претерпели значительные изменения. Так, Ferrexpo традиционно поставляет в Китай 15-20% своей продукции, но в 2009 г. доля продаж в эту страну выросла до 50%. По оценкам "Держзовнишинформа", за I полугодие доля КНР в структуре экспорта украинского ЖРС увеличилась почти в 2,5 раза, с 25% до 62%.

Поставляя сырье в Китай, отечественные ГОКи смогли сыграть (и заработать) на противоречиях при заключении долгосрочных контрактов между "большой тройкой" (Vale, BHP и Rio Tinto) и местными метпредприятиям, из-за чего последним пришлось выходить на спотовый рынок и закупать руду по краткосрочным контрактам. В немалой степени этому способствовало и снижение в конце 2008 г. до рекордно низких отметок ставок морского фрахта, что сделало азиатский рынок более доступным для украинских поставщиков.

Смена экспортных маршрутов изменила и логистику поставок ЖРС. Если раньше наиболее распространенной была доставка руды по железной дороге до западной границы Украины, то в I полугодии транспортное плечо сократилось – сырьем стали загружаться морпорты.

Правда, рудное сырье, все-таки, оказало поддержку украинским железным дорогам, поскольку показатели их перевозки просели не так сильно, как по продукции черных металлов. Согласно данным Госкомстата, за восемь месяцев 2009 г. транспортировка ЖРС снизилась на 26,5% к АППГ, тогда как металлопродукции – на 37,5%.

Поставки продукции ГМК в январе-августе 2009 г, млн. т:

 

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

Перевозка метпродукции

2,1

2,1

2,3

2,1

2,1

1,9

2,5

2,4

Перевозка ЖРС

3,9

4,3

4,8

4,3

4,3

4,6

5,9

5,9

Экспорт ЖРС

1,15

1,6

2

2,24

2,1

2,4

2,6

2,5



Данные: ассоциация «Укррудпром», Госкомстат

В январе-июне 2009 г. украинские ГОКи отгрузили из морских портов на Китай около 6,5 млн. т ЖРС, что в 2 раза превышает показатели аналогичного периода 2008 г. Напомним, что раньше морпорты не очень жаловали перевалку железорудной продукции, почитая ее экологически проблемной, требующей значительных складских помещений и больших усилий по размораживанию в зимний период. Но в условиях падения грузопотока (-21,5% за январь-август) портовики готовы браться за любые грузы. Тем более что транзитное ЖРС практически исчезло из портов (Керченский МТП, Усть-Дунайский МТП).

«Все наши поставки в Китай осуществляются морем, через терминал на Черном море «ТИС-Руда», а также через государственный порт «Южный». Ferrexpo имеет 6 клиентов по долгосрочным поставкам в Китае, и будет продолжать поставлять им свою продукцию (железорудные окатыши)», - сообщил UGMK.INFO директор по развитию бизнеса Ferrexpo Гевин Маккей. Что касается «Метинвеста», то компания поставляет руду в Китай в основном через Мариупольский МТП.

Но в сентябре ситуация изменилась: украинские рудари стали возвращаться к свои традиционным потребителям в Центральной и Восточной Европе. По итогам сентября Ferrexpo увеличит поставки окатышей в Европу на 2%, а общий объем экспорта ЖРС на рынки ЦВЕ должен составить около 750 тыс. т.

Это связано как с активизацией спроса на европейских рынках, так и с увеличением спотовых цен и фрахтовых ставок на железную руду. По мнению Г.Маккея, тенденция роста потребления сырья в Европе является долгосрочной, хотя нельзя исключить и возможность снижения спроса.

Однако, вернувшись на европейский рынок, украинские компании столкнутся с более жесткой, чем ранее, конкуренцией. Основной потребитель руды в ЕС – ArcelorMittal – существенно сократил свои расходы (в целом на $10 млрд.). Как заявил ее глава Лакшми Миттал в интервью The Wall Street Journal, «мы ограничили получение сырья от всех продавцов». А в посткризисный период компания планирует заняться самообеспечением поставок руды.

Одним из пострадавших от снижения рыночных закупок ArcelorMittal может стать российский «Металлоинвест» Алишера Усманова, у которого есть долгосрочный контракт на поставку 10 млн. т сырья. В случае отказа ArcelorMittal от закупок российской руды на рынках появятся свободные объемы сырья. «Конкурентами на европейском рынке являются преимущественно украинские ГОКи, значительно уступающие в качестве продукции», - говорится в финотчете «Металлоинвеста» за II квартал 2009 г.

Чтобы сохранить свои позиции в ЕС, украинским рударям необходимо бороться за снижение затрат, например, снизив затраты на доставку. Та же Ferrexpo, кроме льгот на перевозку по ж/дороге, имеет собственный парк полувагонов и адресную скидку от «Укрзализныци». «В текущее время железная дорога является нашим «основным» маршрутом, хотя последний может меняться время от времени виду того, что Ferrexpo всегда старается оптимизировать свою систему поставок», – говорит Г.Маккей.

Низкие тарифы на ж/д перевозки позволяют компании Жеваго использовать и комбинированный маршрут – от рудника по желдороге до Измаила, а затем на баржах вверх по Дунаю. Тем более, что традиционный партнер – VoestAlpine – возобновила производство на заводе в Линце, и, соответственно, закупки полтавских окатышей. Ferrexpo также имеет возможность отпускать продукцию баржей прямо с месторождения по Днепру – через Черное море.

Европейские запасы металлопродукции упали практически до нулевой отметки, что спровоцировало процесс ее накопления. Выросший спрос на сталь активизировал и потребление сырья. Сейчас сокращение производства стали (на 35-50%) ниже реального уровня спроса на нее. Тем не менее, рецессия еще не завершилась, и рост в металлургии будет слабым, а восстановление последовательным. -- UGMK.INFO (Украина)

Подписка на рассылку

Ежедневные новости металлургии в Вашем почтовом ящике
RSS

Информер

Ежедневно обновляющиеся заголовки 10 последних новостей металлургии на вашем сайте

все информеры >>