Евгений Тефтелев, министр промышленности и природных ресурсов Челябинской области: "Южный Урал будет внедрять энергосберегающие технологии" . "Сhelyabinsk.ru". 22 сентября 2009
25.09.2009 - 17:38
Проблема эффективного использования энергоресурсов становится все более актуальной. Экономический кризис только прибавил ей остроты. Развитие промышленности, коммунального хозяйства, транспорта и других отраслей напрямую зависит от стремительного роста затрат на топливно-энергетические ресурсы. О перспективах внедрения энергосберегающих технологий на промышленных предприятиях Южного Урала, законодательных нюансах, трудностях и новых возможностях шла речь на расширенном совещании регионального министерства промышленности и природных ресурсов под председательством министра промышленности и природных ресурсов Челябинской области Евгения Тефтелева.
В России на производство единицы ВВП расходуется электроэнергии в среднем в три раза больше, чем в Японии, и в два раза больше мирового уровня. До сих пор большинство руководителей наших предприятий считают расходы на энергоресурсы неизбежными затратами. Особенно если производство растет, а продукция пользуется спросом. Решая сиюминутные проблемы, они откладывают в долгий ящик вопросы, связанные с экономией энергии. Между тем энергопотребление в нашей стране растет быстрее, чем генерация. Уже в 2010 году по прогнозам экспертов превышение национального энергопотребления над выработкой может составить 20 Гвт. И все это на фоне общего износа оборудования. В то же время для устойчивой экономики необходим определенный запас прочности – не менее чем 15-процентное превышение генерирующих мощностей над энергопотреблением.
"В настоящее время руководители предприятий, да и сами акционеры мало внимания уделяют снижению энергоемкости производства. А все потому, что волнующие их вопросы тарификации, поощрительных мер и так далее нужно решать не на местном, а на федеральном уровне, – заявил, выступая в Челябинске, член экспертного совета комитета по промышленной политике Государственной думы Виктор Бабич. – В Госдуме уже начали рассматривать проект закона об энергосбережении. Он должен быть принят в этом году. Но все мы понимаем, что затем потребуется еще много подзаконных актов. Хотелось бы привлечь южноуральские предприятия к совместной разработке этих документов, формированию промышленной политики государства".
Насколько актуальна тематика энергосбережения для местных предприятий? Такой вопрос задали мы министру промышленности и природных ресурсов Челябинской области Евгению Тефтелеву перед началом представительного совещания.
– Южный Урал достаточно активно занимается разработкой энергосберегающих технологий. Это известные многим проекты таких предприятий, как "Метран", Миасский машзавод, других местных компаний, – напомнил министр. – Сейчас активно сотрудничаем с московским консорциумом "ЭнергоКоминтех".
– Недавно Челябинская область подписала соглашение о сотрудничестве в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности с этим консорциумом. Что даст этот документ Южному Уралу?
– Соглашение позволит Челябинской области эффективнее использовать имеющиеся топливно-энергетические ресурсы, быстрее внедрять энергосберегающие технологии. В совместных планах – разработка стратегии региональной энергетической политики по рациональному использованию энергии на промышленных предприятиях и программы привлечения инвестиций в энергоэффективность общественных зданий и сооружений, хозяйствующих субъектов, а также объектов жилищно-коммунального хозяйства.
– Но в кризис энергопотребление сокращается. Разве теперь вопросы экономии не отошли на второй план?
– Даже с учетом того, что объемы производства и, соответственно, потребления энергоресурсов из-за кризиса упали, дефицит электроэнергии остается. Он составляет более 20%. Поэтому считаю, что предложения по внедрению энергосберегающих технологий и оборудования будут востребованы нашими предприятиями. А у Челябинской области есть все шансы стать пилотной площадкой в этой сфере.
Энергосбережение и рациональное использование топливно-энергетических ресурсов становятся сегодня приоритетными государственными задачами. Об этом даже заговорил президент России Дмитрий Медведев. Энергосбережение является одним из серьезных вызовов российским производителям. По большому счету это не только повышение конкурентоспособности предприятия, бесперебойная работа оборудования и защита от удорожания энергии, но и дополнительный шанс на привлечение инвесторов. Неслучайно южноуральцы проявили большой интерес к "энергосберегающему" совещанию. В нем приняло участие несколько десятков представителей опорного края державы, в том числе ФГУП ПО "Маяк", ОАО "Челябинский электрометаллургический комбинат", ЗАО "Карабашмедь", ОАО "Миасский машиностроительный завод", ЗАО "Кыштымский медеэлектролитный завод", ОАО "Уральская кузница". Участники обсудили пути повышения эффективности, нормирования и снижения технологических потерь электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям, проблемы энергоаудита предприятий, снижения постоянных непроизводственных затрат и другие вопросы.
"Стратегия развития экономики России предусматривает снижение на 40% энергоемкости ВВП к 2020 году, – напомнил генеральный директор ООО "Интехэнергоаудит" Александр Злобин. – Мы проводили специальные обследования предприятий разных отраслей и сделали неутешительный вывод – практически у всех потенциал энергосбережения небольшой. Например, у химической промышленности – максимум 30%, в машиностроении – до 20%, а в цветной металлургии и того меньше – всего до 1,5%. Дело в том, что неразумно вкладывать средства в повышение эффективности бесполезно работающего оборудования. Необходимо техническое перевооружение".
По словам Александра Злобина, в новом проекте закона об энергосбережении говорится об обязательном энергетическом обследовании предприятий, потребляющих топливно-энергетические ресурсы на 10 млн рублей в год (ранее критерием было потребление 6 тысяч тонн условного топлива). То есть под лупу энергоаудитора вскоре попадут большинство предприятий, работающих в России, и ужесточится госконтроль за энергозатратами. Разумное зерно в этом есть. Ведь комплексную программу повышения энергоэффективности того или иного предприятия можно разработать только после выявления его слабых мест.
По мнению исполнительного директора ООО "Проект-сервис" (Челябинск) Сергея Бабина, подходы к проведению энергоаудита могут быть разные, но цель одна – определить оптимальный для предприятия объем потребления ресурсов и выявить места убытков. Кроме того, рассматриваются не только технические аспекты (работа оборудования), но и юридические вопросы, изучаются нормирование потребления энергоресурсов на единицу продукции, договора покупки и так далее. "Конечно, многие предприятия сегодня и без всяких аудитов знают, где и что им нужно сделать, чтобы снизить энергопотребление. Но нет средств на реализацию этих мероприятий, – замечает Сергей Бабин. – Финансовый кризис подтолкнул нас к новым схемам работы с предприятиями. То есть брать деньги не до того, как начали внедрять энергосберегающие технологии, а после – когда компания получит гарантированный эффект".
Почему же большинство решений по внедрению энергоэффективных мероприятий остаются на бумаге, а руководители неохотно ищут инвестиции для модернизации предприятий? По словам экспертов, недостаточно проработана нормативная база по получению экономии при реализации энергосберегающих проектов. Неэффективна налоговая и таможенная политика, отсутствие правил учета получаемой экономии, а значит, и четких гарантий по возврату вложенных средств. Но основной камень преткновения – отсутствие заинтересованности у большинства компаний и потенциальных инвесторов. "Сегодня главный резерв в энергосбережении – это мы с вами, человеческий фактор, – уверен заместитель генерального директора по исследованию и разработке НТЦ электроэнергетики Александр Воротницкий. – Энергосбережение – это еще и определенная культура эксплуатации промышленных объектов. Кстати, основной причиной аварии на Саяно-Шушенской ГРЭС премьер-министр России Владимир Путин назвал именно низкую техническую культуру".
Отсутствие стимулирования в сфере энергосбережения становится серьезным тормозом развития электроэнергетики и экономики в целом. "Потери в электросетях России в настоящее время оцениваются в 120 млрд киловатт-часов или 12-13% от общего отпуска, – говорит Александр Воротницкий. – Это в три-четыре раза больше, чем в развитых странах. В качестве более наглядного примера скажу, что фактически на компенсацию этих потерь работают все атомные станции России. Можете себе представить, о каком объеме идет речь?! В отдельных энергосистемах и предприятиях потери зашкаливают за 20%. Мы догоняем Африку (там 25-30% электроэнергии уходит в никуда). Считаю, что для нашей страны это уже неприлично".
Призывая руководителей предприятий к новому взгляду на энергоэффективность, президент консорциума "ЭнергоКоминтех" Виктор Бабич сообщил обнадеживающие новости. Например, о том, что предприятия, приобретающие новое энергосберегающее оборудование, получат льготы по налогам на прибыль и имущество – в законопроекте говорится о нулевой ставке. Кроме того, депутаты настаивают на увеличении с 2010 года размера амортизационной премии с 30 до 50% для части основных средств. В общем, предпринимаются меры, чтобы сделать энергосбережение выгодным и бизнесу, и потребителю.
Министр промышленности и природных ресурсов Челябинской области Евгений Тефтелев подчеркнул, что соглашение с консорциумом "ЭнергоКоминтех" не предусматривает никаких бюджетных вливаний. "Подход такой: мы знакомим предприятия области с перспективными технологиями энергосбережения и морально поддерживаем тех, кто внедряет передовые новинки, – уточнил Евгений Тефтелев. – А уж с кем конкретно работать, наши предприятия должны решать сами". По мнению властей, главным стимулом к сотрудничеству может стать лишь зримый экономический эффект от энергосберегающих проектов. -- Сhelyabinsk.ru