Под давлением. "Укррудпром (Украина)". 18 сентября 2009
21.09.2009 - 12:10
Снижение цен на стальную продукцию в Китае оказывает заметное воздействие на мировой рынок. Китайские компании предлагают за рубеж все больше дешевого проката, в результате чего потребители сокращают закупки у других поставщиков, вынуждая их идти на уступки.
Воспрепятствовать этой тенденции могло бы увеличение спроса в западных странах и на Ближнем Востоке, но пока признаков заметного подъема там не наблюдается.
Ближний Восток: медленным шагом
Большинство экспертов ожидали расширения спроса на длинномерный прокат в странах Ближнего Востока во второй половине сентября — непосредственно перед окончанием Рамадана, но пока особых изменений на региональном рынке не происходит. Закупки импортной арматуры в большинстве ближневосточных стран остаются незначительными, а активизации внутреннего спроса не наблюдается. Кроме того, в таких странах, как ОАЭ, Иран и Египет, в последние месяцы увеличилось собственное производство стали.
Турецкие компании предлагают арматуру за рубеж по 480-495 долларов за тонну FOB. Трейдеры из ОАЭ сообщают о заключении сделок из расчета 500-510 долларов за тонну CFR, хотя многие покупатели считают, что цена должна быть ниже 500 долларов за тонну CFR. На внутренних рынках ОАЭ, Саудовской Аравии, Египта стоимость арматуры составляет не более 530-560 долларов за тонну с доставкой. Существенного подорожания в обозримом будущем не ожидается, хотя в начале октября, когда деловая активность в регионе повысится, цены на прокат, очевидно, пойдут вверх.
В середине сентября турецкие компании возобновили импорт металлолома. При этом, им удалось получить некоторые уступки от поставщиков. В целом дефицит лома на мировом рынке потерял в последнее время свою остроту вследствие прекращения закупок Китаем. В итоге цены на американский материал HMS № 1&2 (80:20) снизились от около 320 до 310 долларов за тонну CFR, а трейдеры из Европы и СНГ предлагают свой товар по 300-310 долларов за тонну CFR.
В то же время заготовки пока держатся на прежнем уровне. Производители из России и Украины предлагают свою продукцию по 425-450 долларов за тонну FOB, а котировки на турецкие полуфабрикаты для стран Персидского залива достигают 460-465 долларов за тонну FOB. Впрочем, по мнению аналитиков, в условиях удешевления готового проката и металлолома поставщикам заготовок будет нелегко удержать цены на свою продукцию от понижения.
Ближневосточный рынок горячего проката также не отличается особой активностью. Разве что в Турции потребность национальной экономики в листовой стали остается достаточно высокой. Местная компания Erdemir 10 сентября подняла цены на плоский прокат на 30 долларов за тонну, доведя стоимость горячекатаных рулонов до 620 долларов за тонну EXW (без НДС), однако эта политика вряд ли получит продолжение в четвертом квартале. На турецком рынке после долгого перерыва появились китайские компании, предлагающие горячекатаные рулоны по 550-560 долларов за тонну CFR. На таком же уровне котируется и их продукция в странах Ближнего Востока.
В конце первой половины месяца российские поставщики повысили цены на горячий прокат для Турции до 580-595 долларов за тонну CFR по октябрьским и ноябрьским контрактам. Украинская продукция предлагалась в среднем по 560 долларов за тонну CFR, но конкуренция со стороны Китая принуждает экспортеров из СНГ сбавить цены. Некоторые украинские и российские компании уже снизили котировки на горячий прокат и толстолистовую сталь с немедленной доставкой до 480-500 долларов за тонну FOB.
Европа: колебательный контур
Курс евро снова повысился по отношению к доллару, заставив европейские компании пересмотреть свои экспортные котировки. Стоимость арматуры, поставляемой преимущественно, в страны Северной Африки, снизилась от около 370-380 до 365-370 евро (536-543 долларов) за тонну FOB, хотя ее долларовый эквивалент остался практически неизменным. По словам представителей европейских компаний, спрос на конструкционную сталь в Алжире — главном покупателе европейской продукции — остается невысоким, несмотря на скорое завершение Рамадана.
В европейских странах ситуация в строительной отрасли так же не меняется к лучшему. Большая часть покупок по-прежнему приходится на трейдеров, пополняющих свои запасы, но этот процесс идет достаточно вяло. Тем не менее, металлургам, сократившим объем производства, удалось компенсировать увеличение затрат на подорожавший в сентябре металлолом. Стоимость арматуры в большинстве стран ЕС варьируется между 360 и 380 евро за тонну EXW, а в Греции превышает 400 евро за тонну EXW.
В секторе плоского проката европейские металлургические компании продолжают поднимать цены. Внутренние котировки на горячекатаные рулоны достигают в ЕС 420-450 евро (617-661 долларов) за тонну EXW, а компания Corus, входящая в состав индийской группы Tata Steel, анонсировала повышение в Великобритании на 30-50 ф. ст. (около 50-80 долларов) за тонну с 1 октября.
Правда, многие специалисты сомневаются, что новые октябрьские цены будут восприняты рынком. Спрос на листовую сталь в европейских странах остается весьма слабым: большинство конечных потребителей так и не возобновили закупки, трейдеры тоже не торопятся пополнять запасы. Кроме того, все более серьезную конкуренцию европейским производителям насчитает составлять экспорт. Горячекатаные рулоны из России, Индии, стран Северной Африки предлагаются в Европу по 620-650 долларов за тонну CFR, украинские — примерно по 580-590 долларов за тонну CFR-DAF, однако в последнее время на региональном рынке появляется более дешевая китайская продукция. Поставщики из КНР котируют свои горячекатаные рулоны для европейских потребителей всего по 565-585 долларов за тонну CFR. Пока предлагаемый объем поставок не очень значительный, но многие покупатели перешли к выжидательной политике, рассчитывая на возможность приобрести продукцию по дешевке.
Восточная Азия: китайский груз
Китайские компании практически перестали покупать металлолом за границей, сбив цены на этот материал по всему региону. Стоимость американского лома HMS № 1 при поставках на Тайвань или в Корею "навалом" сократилась до около 320-330 долларов за тонну CFR при относительно низком спросе. В неясной ситуации потребители не хотят больше создавать больших запасов сырья.
Цены на длинномерный прокат в странах региона тоже несколько понизились вслед за металлоломом. Кроме того, определенное влияние на рынок оказало и снижение китайских экспортных котировок. Стоимость арматуры, предлагаемой корейским покупателям, уменьшилась до 500-510 долларов за тонну CFR. В этом году, по мнению специалистов, дождливый сезон в странах Дальнего Востока затянется, захватив даже начало октября, поэтому спрос пока невысокий. Однако, как ожидается, в октябре он пойдет в рост.
В Китае рынок длинномерного проката практически стабилизировался. Стоимость арматуры HRB335 находится в среднем на уровне 3600 юаней (527 долларов) за тонну с металлобазы, многие производители привели свои отпускные цены в соответствие с реальной рыночной ситуацией. По мнению китайских аналитиков, спрос на конструкционную сталь в стране увеличится в октябре, после праздников, посвященных 60-й годовщине основания Китайской Народной Республики. Но чтобы использовать накопившиеся за последние недели запасы, понадобится немало времени, так что цены на длинномерную продукцию в ближайшие месяц-два, скорее всего, будут низкими.
Аналогичная ситуация сложилась и на китайском рынке плоского проката. Правда, аналитики считают, что из-за более значительного перепроизводства восстановление рынка горячекатаных рулонов будет более продолжительным, а цены до начала роста успеют провалиться до 3300-3500 юаней (483-512 долларов) за тонну. Пока средний уровень цен на горячий прокат составляет на местном рынке около 3550 юаней (520 долларов) за тонну с металлобазы. Компания Angang, один из лидеров национальной металлургической отрасли, тем временем уменьшила стоимость этой продукции до 3030-3080 юаней (444-453 долларов) за тонну EXW (с НДС).
Экспортные котировки на китайские горячекатаные рулоны продолжают идти вниз, хотя, по мнению многих специалистов, крайняя точка спада уже достигнута. Для корейских покупателей эта продукция предлагается по 500-520 долларов за тонну CFR, для вьетнамских — по 520-530 долларов за тонну CFR. Конкуренция со стороны Китая способствует понижению цен по всему региону. Так, японские производители горячего проката, ранее рассчитывавшие поднять цены для корейских клиентов в четвертом квартале до около 600 долларов за тонну FOB, теперь получают встречные предложения на уровне не более 550 долларов за тонну FOB. -- Укррудпром (Украина)