В Пекине все спокойно. "Укррудпром (Украина)". 11 сентября 2009
14.09.2009 - 13:40
После провала ценовых переговоров по железной руде Китайская Ассоциация чугуна и стали (China Iron and Steel Association, CISA) отошла в сторону, и жизнь пошла своим чередом. Меткомпании закупают руду по "временным" ценам и инвестируют в зарубежные железорудные активы.
На китайском рынке железной руды воцарилось спокойствие. Переговоры с "большой тройкой" поставщиков прекращены, правительство и CISA "сохранили лицо", подписав соглашение с одним из австралийских юниоров – Fortescue Metals Group (FMG), компанией, которая стремится прорваться в высшую лигу производителей железной руды. Для этого ей необходимы большие деньги, и китайцы обязались обеспечить необходимое финансирование (5,5-6 млрд. долларов). Это будет сделано в конце сентября, и тогда вступит в силу контракт, по которому FMG до конца текущего года поставит в Китай 20 млн. тонн руды по цене, которая на 35% ниже прошлогодней. Добившись снижения большего на 2%, чем добились японцы и корейцы, чиновники назвали его "базовым" и успокоились.
Оставшись без контрактов, крупнейшие сталелитейные компании закупают железорудное сырье (ЖРС) у Rio Tinto и BHP Billiton по "временным" ценам, совпадающим с базовыми, которые международные гиганты еще в мае согласовали с японскими покупателями. Меньшие производители приобретают руду на спотовом рынке, где цены снизились до 60 долларов за тонну. Вероятно, скоро они опять пойдут вверх, поскольку при таком уровне цен местные добывающие компании теряют рентабельность и останавливают свои предприятия. Как бы то ни было, запасы руды на китайских складах составляют 72 млн. тонн, спрос на нее упал, и сенсационных новостей в этой сфере пока не предвидится.
Тем временем крупнейшие сталелитейные компании Китая продолжают скупать зарубежные сырьевые активы. Конец августа – начало сентября ознаменовались двумя крупными сделками. Лидер отрасли Baosteel приобретает за 240 млн. долларов долю в австралийской горнорудной компании Aquila Resources, а третий в китайской иерархии производитель Wuhan Iron and Steel (Wisco) инвестирует столько же в канадский железорудный проект Lac Bloom, который осуществляет малоизвестная фирма Consolidated Thompson Iron Mines. Правда, оба проекта находятся на ранней стадии реализации, но эти приобретения вполне целесообразны как стратегические инвестиции.
Некоторые сомнения относительно сделки Baosteel вызывает напряженность политических отношений между Китаем и Австралией, связанная с отказом Rio Tinto от инвестиций Chinalco (19,5 млрд. долларов), арестом служащих этой компании по обвинению в торговом шпионаже и отменой Пекином встречи на высшем уровне в Австралии. Тем не менее, аналитики уверены, что регулятивные органы одобрят эту сделку: во первых, государственная Baosteel приобретает только 15% акций Aquila, а во вторых, эта компания начнет добычу не скоро. Более того, Baosteel согласилась и в будущем не увеличивать свой пакет в Aquila более 19,9% акций (по австралийским законам, за превышением этого предела должно следовать официальное предложение о поглощении).
Для Baosteel эта сделка выгодна тем, что дает ей право прямых инвестиций и совместной разработки большинства проектов Aquila, которая, в свою очередь, получит доступ к дешевым кредитам от китайских банков. Кроме того, компания рассчитывает на инвестиции от бразильской группы Vale, у которой в декабре стартует опцион на покупку принадлежащих Aquila 24,4% акций в угольном проекте Belvedere Сoal в Квинсленде. Все эти средства Aquila может использовать для разработки австралийских железорудных месторождений. Кроме того, компания может получить инвестиции через свой проект добычи коксующегося угля в Квинсленде. В общей сложности, у Aquila достаточно резервов для ежегодного производства 32,5 млн. тонн руды и 11,5 млн. тонн угля. Ожидается, что во всех проектах компании добыча начнется в середине 2013 года.
Таким образом, китайцы постепенно прибирают к рукам австралийских юниоров. По словам Мэтью Уиттала, аналитика гонконгской фирмы CLSA, в стране осталось очень мало горнорудных компаний, не заключивших сделки с китайцами, и Aquila до сих пор входила в их число. "Разумеется, этим компаниям необходимы деньги для реализации своих проектов, а их весьма непросто раздобыть в условиях глобального кризиса. Поэтому соглашение с таким партнером, как Baosteel, представляет блестящие возможности. У китайцев есть деньги, и они желают, чтобы эти проекты были реализованы и обеспечивали их сырьем", — отметил эксперт.
По такой же схеме действует Wisco в Канаде. Эта группа тоже присматривается к горнорудным компаниям, у которых возникли проблемы из-за кризиса, и ее внимание привлекла Consolidated Thompson Iron Mines. Она занялась реализацией своего проекта в марте 2008 года, когда цены на руду фактически дошли до своего пика (140 долларов за тонну и 100 – по долгосрочным контрактам). В этой ситуации компания без труда изыскала 50 млн. долларов и начала строительство. Однако уже летом, после сенсационного банкротства инвестиционного банка Lehman Brothers, которое обрушило фондовые рынки и привело к углублению глобальной рецессии, Consolidated Thompson не сумела раздобыть новый кредит по доступной цене и, казалось, что на этом история Lac Bloom завершена – на его продолжение денег нет. Однако гендиректор компании Ричард Квиснел и председатель правления Брайан Тобин (бывший премьер-министр Ньюфаундленда и Лабрадора, а также – федеральный министр промышленности) не сдавались. Они занялись поисками стратегического партнера.
По словам Квиснела, они обращались со своим предложением к ряду производителей стали из Японии, России, Кореи и Китая, пока не встретились с руководителями Wisco. Эта группа стремится диверсифицировать закупки руды, чтобы уменьшить свою зависимость от Vale и Rio Tinto. Причем ей, как крупному производителю автомобильного листа, необходима руда высокого качества и долгосрочный контракт на ее поставки, а Lac Bloom полностью соответствует этим условиям. Поэтому Wisco согласилась истратить 240 млн. долларов на приобретение 20% акций Thompson и 25%-ной доли в месторождении Lac Bloom. Кроме того, китайская компания будет закупать по рыночным ценам половину продукции Lac Bloom, проектная мощность которого составляет 8 млн. тонн руды в год. А ее инвестиции дадут возможность Thompson завершить строительство и спасти проект стоимостью 650 млн. долларов.
Добыча на месторождении будет вестись открытым способом, на проектирование и строительство потребуется три года. Месторождение Lac Bloom расположено в 1 тыс. км от Монреаля, его резервы составляют около 2 млрд. тонн, причем похоже, что дополнительная разведка обеспечит их увеличение, так что ориентировочно добычу можно будет вести в течение ста лет и более. В этом регионе (Квебек — Лабрадор) находятся одни из крупнейших в мире железорудных месторождений. Правда, суровый климат и удаленность от порта, с которым месторождение связывают две железные дороги, изрядно увеличивают производственные затраты. Тем не менее, ожидается, что в случае Lac Bloom эти затраты составят только 25 долларов на тонну, т.е. будут ниже средних по отрасли. Выходит, что реальную конкуренцию продукции Lac Bloom может составить только бразильская руда.
Кстати, Thompson собирается осуществить размещение своих акций среди институциональных инвесторов, и получить в результате 144 млн. долларов дополнительного капитала "для приобретений и расширения". Компания изучает возможности удвоения мощности Lac Bloom (возможно – совместно с Wisco) и поддерживает планы правительства относительно расширения мощностей порта Sept-lles, чтобы получить возможность принимать суда грузоподъемностью более 200 тыс. тонн. Похоже, Wisco оказалась в нужное время в нужном месте и заключила очень неплохую сделку. -- Укррудпром (Украина)