Рождение гигантов. "Укррудпром (Украина)". 14 сентября 2009
14.09.2009 - 13:39
В китайской сталелитейной отрасли произошло давно ожидаемое объединение. Руководство госкомпании Shandong Steel наконец достигло соглашения о приобретении 67% акций частной Rizhao Steel.
В прошлом году Shandong Steel и Rizhao Steel совместно выплавили 29,3 млн. тонн стали, так что созданная благодаря их слиянию группа станет третьим по величине производителем стали в Китае после Baosteel и Hebei Iron & Steel. Кроме того, благодаря наличию крупного железорудного импортного терминала в порту Жичжао Shandong Steel улучшит свое обеспечение сырьем.
В принципе многие специалисты считают, что консолидация в металлургической отрасли Китая будет способствовать более эффективному использованию производственных мощностей. Причиной глубокого спада на китайском рынке стали оказался прежде всего избыток предложения, причем наибольшую активность проявляли средние и мелкие компании, в последние месяцы расширившие объем выпуска до предела. В августе производство стали в Китае достигло 52,3 млн. тонн, что на 3,2% превысило показатели июля и на 22% — августа 2008 года, когда на время Олимпиады были остановлены многие заводы.
Однако укрупнение китайских сталелитейных компаний имеет еще один аспект: более мощные корпорации имеют возможность реализовывать более широкомасштабные инвестиционные проекты. Так, Shandong Steel планирует строительство нового крупного комбината в Жичжао, в непосредственной близости к портовым терминалам. Да и другие крупные китайские корпорации, в частности, Shougang и Wuhan Steel, также строят или готовят строительство металлургических заводов на побережье.
Корейская компания Posco тоже собирается строить новое предприятие в Китае. В июне 2010 года она планирует ввести в строй производственную линию по выпуску 170 тыс. тонн высококачественного автолиста в год. Она будет располагаться в городе Шэньяне, провинция Ляонин, где размещены автомобильные заводы General Motors и BMW.
В октябре этого года Posco рассчитывает запустить во Вьетнаме предприятие по выпуску 1,2 млн. тонн холоднокатаных рулонов в год, которое станет ее крупнейшим активом за пределами Кореи. Однако еще более крупный проект Posco может реализовать в Индонезии. По данным индонезийских источников, речь идет о строительстве интегрированного комбината мощностью около 5 млн. тонн в год и стоимостью порядка 5 млрд. долларов. Предприятие предполагается построить в рамках совместного предприятия с ведущей металлургической компанией Индонезии Krakatau Steel и, скорее всего, по соседству с ее действующим комбинатом Cilegon на острове Ява. Завершение строительства намечается на 2014 год. Впрочем, представители Posco заявляют, что еще ничего не решено. Подписание меморандума о взаимопонимании с правительством Индонезии намечается только в ноябре этого года.
Даже корпорация Arcelor Mittal, сильно пострадавшая от кризиса, собирается приобрести за 103 млн. долларов 35% акций компании Uttam Galva, крупнейшего производителя холоднокатаных рулонов, оцинкованной стали и стали с покрытиями на западе Индии. Если сделка будет совершена, она станет первой для Arcelor Mittal покупкой активов за последние полтора года. Судя по всему, руководство корпорации считает, что кризис в мировой металлургической промышленности уже сходит на нет, значит, пора заняться приобретениями, пока это можно сделать дешево.
Гладко было на бумаге
Правда, ситуация, складывающаяся в настоящее время на мировом рынке стали, не располагает к оптимизму. Спрос на стальную продукцию в Восточной Азии, США, Западной Европе с началом осени возрос, но только на азиатском рынке наблюдается реальное увеличение потребления. В западных странах покупки совершают главным образом трейдеры, пополняющие запасы. В связи с этим аналитики предупреждают, что попытка нового подъема цен на сталь в четвертом квартале, предпринимаемая на фоне расширения объемов производства, может провалиться.
В США крупнейшие металлургические компании взвинтили октябрьские цены на горячий прокат до 650-680 долларов за метрическую тонну EXW, прибавив почти 100 долларов за тонну по сравнению со спотовыми ценами начала сентября. В то же время американские производители арматуры и катанки были вынуждены оставить без изменения установленные еще в июле цены на свою продукцию, несмотря на заметное подорожание металлолома за последние два месяца. По словам наблюдателей, спрос на конструкционную сталь в США пока слишком слаб.
В то же время европейским компаниям удалось в конце августа — начале сентября несколько повысить цены на длинномерный прокат — до около 360-380 евро за тонну EXW, компенсировав увеличение затрат на металлолом. А вот цены на горячий прокат, дойдя в начале сентября до 410-440 евро за тонну EXW, пока расти перестали.
Все более тревожат специалистов поставки дешевой стальной продукции из Китая. Если в начале сентября она направлялась в основном в Корею, то в последние дни география экспорта существенно расширилась, а цены опустились еще ниже. Стоимость китайских горячекатаных рулонов сократилась до около 500 долларов за тонну FOB, а то и ниже. По данным некоторых источников, минимальные цены на китайский горячий прокат упали до 500 долларов за тонну CFR Корея. Также эта продукция предлагается во Вьетнам по 520-530 долларов за тонну CFR, в Индию — по 540-550 долларов за тонну CFR и даже в Турцию по 550 долларов за тонну CFR. При этом китайские горячекатаные рулоны стали даже дешевле украинских, которые котируются на уровне около 560 долларов за тонну CFR Турция с поставкой в октябре.
Экспортные цены на китайскую арматуру также сократились до около 500 долларов за тонну FOB, но пока эта продукция неконкурентоспособна в странах Ближнего Востока. Турецкие металлурги снизили котировки на арматуру до 480-500 долларов за тонну FOB вследствие слабого спроса. Похоже, арабские потребители еще "не созрели" для пополнения запасов длинномерного проката. Впрочем, в октябре ожидается увеличение спроса на арматуру в Иране, где недавно наконец был утвержден новый состав правительства, а вскоре должно возобновиться финансирование государственных инвестиционных программ.
Цены на полуфабрикаты и металлолом остаются достаточно высокими. Вследствие дефицита лома и переориентации американских и европейских поставщиков на внутренние рынки лом HMS №1&2 по-прежнему предлагается турецким компаниям по 320 долларов за тонну CFR. В Восточной Азии, где с рынка ушли крупнейшие покупатели — китайцы, спад более значительный, но цены на HMS № 1 все равно достигают 325-330 долларов за тонну CFR Тайвань. В связи с этим и заготовки не опускаются ниже 440-450 долларов за тонну CFR в Турции и 485-500 долларов за тонну CFR во Вьетнаме.
Пропущенный год
Австралийская компания Rio Tinto официально заявила о прекращении переговоров с китайскими металлургическими компаниями о ценах на железную руду в 2009-2010 финансовом году. Этот год уже почти дошел до середины, через два месяца должны начаться переговоры о поставках в 2010 году. Учитывая, что разногласия между поставщиками и потребителями руды оказались непреодолимыми, хотя их позиции отделяют друг от друга всего два процентных пункта (Rio Tinto была согласна на 33%-ное снижение стоимости сырья по сравнению с прошлым годом, тогда как китайцы требовали уменьшить цену на 35%), продолжение переговоров и в самом деле потеряло смысл. Rio Tinto поставляет большую часть руды в Китай по спотовым ценам, а крупнейшие покупатели де-факто согласились на те же цены, что и их коллеги в Японии и Корее.
По мнению аналитиков, провал на переговорах может оказать негативное воздействие на процесс ценообразования на мировом рынке железной руды в будущем году. Вполне вероятно, что Китай, на долю которого в настоящее время приходится более половины импорта железорудного сырья, вообще выпадет из этого механизма. Впрочем, торговля без долгосрочных контрактов будет в 2010 году для Китая еще менее благоприятной, чем в текущем. По оценкам экспертов, спрос на руду в Европе и Восточной Азии увеличивается, что может привести к дальнейшему повышению спотовых цен.
В начале сентября корейская компания Hyundai Steel заключила долгосрочный контракт с австралийской компанией BHP Billiton, которая поставит в Корею 22 млн. тонн руды за 8 лет. Сырье предназначается для нового интегрированного комбината Hyundai Steel мощностью 8 млн. тонн в год, который вступит в строй в начале 2010 года.
Пока что котировки на руду в Китае стабилизировались на уровне 82-84 доллара за тонну CIF для индийского 63,5%-ного концентрата. Правда, при этом сам объем импорта уменьшился. В августе он составил 49,7 млн. тонн, что представляет собой самое низкое значение за последние полгода. Всего за восемь месяцев китайцы закупили за рубежом 404,9 млн. тонн сырья, что на 32% больше, чем за тот же период предыдущего года.
В то же время собственное производство железорудного сырья в Китае в августе достигло 76,7 млн. тонн, на 19,6% превысив показатели годичной давности. После того, как цены на руду в стране пошли на подъем в апреле, около 80% китайских железорудных комбинатов, остановленных из-за кризиса, возобновили свою работу. Всего в январе-августе в Китае было добыто 533 млн. тонн руды, на 0,6% больше, чем за тот же период 2008 года. Впрочем, очевидно, что в ближайшие месяцы доля местного сырья на китайском рынке возрастет. -- Укррудпром (Украина)