За 1 полугодие 2009 г. украинские ГОКи отгрузили из портов около 6,5 млн. т ЖРС в Китай, что в 2 раза превышает показатели аналогичного периода 2008 г., когда было отгружено 3,1 млн. т. Как сообщает журнал "Транспорт", в целом доля Китая в структуре экспорта украинского ЖРС в январе-июне т.г. выросла почти в 2,5 раза - с 25% до 62%.
Как отмечает директор по развитию бизнеса компании Ferrexpo (владеет Полтавским ГОКом) Г. Маккей, до кризиса основными рынками сбыта являлись страны Центральной и Восточной Европы (Австрия, Чехия, Словакия и Сербия), но в конце 2008 г. - начале 2009 г. удалось переориентировать часть продаж из Европы в Китай.
"Метинвест" также переориентировал на Китай грузы, которые в 2008 г. поставлялись на рынки Польши, Чехии и Словакии. Это стало возможным благодаря тому, что, пока европейские и украинские меткомбинаты переживают резкое сокращение производства, их китайским конкурентам удалось даже нарастить объемы выплавки стали.
Кроме того, украинским ГОКам помог конфликт китайских меткомбинатов с ведущими мировыми производителями железорудной продукции - компаниями Rio Tinto и BHP Billiton. Они уже четвертый месяц не могут согласовать цены по долгосрочным контрактам. По этой причине меткомпании Китая предпочитают закупать руду по краткосрочным контрактам - на спотовом рынке, где расчеты происходят в течение 2 дней.
К тому же ставки морского фрахта в конце 2008 г. упали до рекордно низких отметок, что сделало китайский рынок более доступным для украинских поставщиков.
В дальнейшем, по мнению аналитика Astrum Investment Management А. Поповича, украинские производители железной руды будут возвращаться на рынки Европы. По его прогнозу, в связи с растущими затратами на фрахт для доставки сырья в Китай и увеличением производства чугуна в странах Центральной и Восточной Европы поставки руды на традиционные рынки в близлежащие к Украине страны будут более выгодными. -- UGMK.INFO (Украина)