Металлурги Японии переживают кризис сдержанно. Наверно, менталитет сказывается, тем не менее, все понимают, что проблем навалом.
Япония сегодня переживает один из серьезнейших кризисов в своей истории, в самом деле ВВП Японии по квартально сокращается уже почти год, причем наиболее драматичным для страны стал именно первый квартал текущего года, когда ВВП сократился на 4%. Остальные показатели по первому квартале текущего года выглядят не менее удручающе – сокращение экспорта на 26%, расходов на покупку недвижимости на 5,4%, потребительских расходов на 1,1%. По сравнению с первым кварталом предыдущего года (последним кварталом, когда в Японии наблюдался рост), падении объемов ВВП и вовсе выглядит ужасно – 15,5%. Японские экономисты отмечают, что в послевоенный период (после 1945 года) – это наиболее драматичное время в экономике Японии, никогда ранее ВВП не снижался 4 квартала подряд.
Разумеется, кризис ударил сильно и по металлургам Японии, не будем забывать, что японская металлургия (также как и основные потребители металлопродукции в Японии) ориентирована во многом на экспорт. В последнем квартале прошлого года японские металлурги снизили показатели на 14,9%, в первом текущего – на 49,2%, во втором квартале (по предварительным оценкам) снижение составило более 40%. Прекрасно понятно, что японская металлургия сегодня одна из самых пострадавших – дело не только в снижении внутреннего спроса, но и резком уменьшении экспортных возможностей.
Японцы до последнего момента надеялись на внутренний рынок. Несмотря на то, что машиностроение начало "проваливаться" еще в августе, строительство жилья и особенно судостроение, показывали небольшой рост. Правда, судостроение весьма интересная отрасль, особенно на примере Японии. В то время как все отрасли "проседают", судостроение лихорадит – то японские судостроители увеличивают закупки (даже по сравнению с предыдущими тучными годами), то резко прекращают закупать сталь. В любом случае, Япония жива не одним судостроением – одна отрасль не может "вытащить" из болота промышленность всей страны.
Помимо самих металлургов еще в более сложном положении находятся японские металлоторговцы (давайте не будем забывать, что в маленькой по территории Японии работают более 3000 металлоторговых компаний и СМЦ) – их бизнес в среднем просел на 45-50%. Внутренний спрос продолжает падать, а учитывая то, что металлоторговые компании в Японии как правило узкоспециализрованы, то есть привязаны к конкретному сектору, а то и конкретной компании-потребителю, становится понятно, что большому количеству компаний придется и вовсе приостановить свою деятельность.
Странно, конечно, но японцы впадать в депрессию не намерены, они выдерживают самурайское спокойствие. Во-первых, японские компании уверены в том, что правительственные меры по поддержки экономики дадут положительный эффект. Во-вторых, банк Японии и международные финансовые институты предрекают японской экономике небольшое восстановление в течение второго-третьего квартала текущего года, хотя все понимают, что предкризисного уровня экономика достигнет еще нескоро. В-третьих, и наверно, это наиболее интересный и важный шаг – активная стальная торговля в регионе. Япония, Корея и Китай являются как крупными экпортерами, так и импортерами, наиболее активно стальная торговля ведется именно между этими тремя странами (50% японского экспорта стали). Эти страны ведут постоянные консультации в рамках переговоров между руководством металлургических ассоциаций, и, думаю, никаких серьезных торговых ограничений, как правило, между этими странами введено не будет. По крайней мере, в нынешние кризисные времена становится понятно, что устраивать локальные торговые войны сегодня этим трем странам не выгодно – представители металлургических ассоциаций уже заявили, что сделают все возможное для недопущения роста торговых барьеров – иначе, стальная торговля в регионе посыплется как кости домино. Страны Юго-Восточной Азии, которых кризис коснулся далеко не так сильно, как США или Россию, не имеют достаточных мощностей для производства качественного проката (спецстали, оцинковка и др.), поэтому ниша для японской металлопродукции ощутимо не сократится. Ощутимо сократиться экспорт в Европу и США, однако, во внешней торговле Японии это незначительные цифры (порядка 4% и 6%).
И, в конце концов, есть и психологический фактор – японцы очень спокойны, они не склонны паниковать. Одна моя знакомая – японка средних лет, работающая в крупной логистической компании, занимающейся, в том числе и перевозкой руды из Австралии говорит: "Да, ситуация сложная, мы несем потери, но это сейчас. Экономика никогда не умрет, бизнес не остановится. Скоро начнется рост, и мы снова начнем зарабатывать. Никто не может зарабатывать деньги постоянно – иногда наступает время, когда деньги надо терять. Ничего особенного, просто такое время". -- Русмет