Повышение без спроса. "Укррудпром (Украина)". 24 июля 2009
27.07.2009 - 12:43
Уходящая неделя не принесла особых изменений в ситуацию на мировом рынке стали. Производители листовой продукции продолжали взвинчивать цены — на этот раз больше других отличились китайские компании.
Аналитики между тем проявляют осторожность. По их оценкам, в настоящее время предложение на основных рынках пока отстает от спроса, однако все может быстро измениться, если закупки стальной продукции в начале осени существенно не возрастут, а вот металлургические компании вернут в строй мощности, остановленные в конце прошлого — начале текущего года.
Ближний Восток: в тисках
Ножницы цен между металлоломом, с одной стороны, и арматурой — с другой, сжимаются в странах региона все сильнее. Во второй половине июля турецкие металлургические компании были вынуждены возобновить закупки лома, чтобы обеспечить себя сырьем на август, однако цены на мировом рынке оказались для них слишком высокими.
Из-за значительного спроса на металлолом в США и странах Восточной Азии трейдеры не стали снижать котировки, несмотря на почти месячное отсутствие турецких покупателей на рынке. Стоимость американского материала HMS №1&2 (80:20) указывается на уровне 280-285 долларов за тонну CFR, европейского HMS №1&2 (70:30) — не менее 270 долларов за тонну CFR, а российского и румынского А3 — 275 долларов за тонну CFR.
При этом спрос на готовый прокат в странах Ближнего Востока крайне незначителен. Потребители не хотят создавать резервы перед Рамаданом. Внутренние цены на арматуру в таких странах, как Саудовская Аравия, Иран и Сирия, в последнее время пошли вниз. Да и в самой Турции местные компании уменьшили котировки на арматуру среднего диаметра до 440-460 долларов за тонну EXW по сравнению с более 460 долларов за тонну EXW в первой половине июля.
Экспортные котировки турецких компаний варьируют между 445 и 460 долларами за тонну FOB, хотя трейдеры из ОАЭ заявляют, что получают предложения из расчета 460 долларов за тонну CFR и менее. Стоимость арматуры и катанки российского и украинского производства пока держится на уровне 440-460 долларов за тонну FOB. Не торопятся снижать цены и поставщики заготовок. Хотя в последние дни сообщалось о поставке арматуры в Турцию менее чем по 400 долларов за тонну CFR, большинство предложений исходят из 400-410 долларов за тонну CFR Турция и 430-440 долларов за тонну CFR Иран.
Производителям остается надеяться только на то, что нынешний спад осенью сменится резким подъемом. Отказываясь сейчас от приобретения длинномерного проката и минимизируя запасы, ближневосточные компании сами создают предпосылки для дефицита и ажиотажного спроса после Рамадана, в октябре-ноябре. К тому же, региональные аналитики предсказывают на четвертый квартал кардинальное улучшение ситуации в строительной отрасли благодаря нормализации финансирования.
На ближневосточном рынке плоского проката по-прежнему наблюдается тенденция к повышению цен. Российский горячий прокат предлагается в страны Персидского залива по 540-560 долларов за тонну CFR, украинские компании предлагают горячекатаные рулоны и судостроительную толстолистовую сталь по 500-510 долларов за тонну FOB. Спрос, по отзывам участников рынка, незначительный, однако ограниченный объем предложения позволяет экспортерам постепенно увеличивать котировки. По оценкам некоторых экспертов, осенью цены на качественный горячий прокат европейского или дальневосточного происхождения превысят 600 долларов за тонну CFR.
Европа: летняя спячка
В Западной Европе начинается период летних отпусков, так что активность на региональном рынке стали, которая и ранее была незначительной, окончательно сходит на нет. Прежде всего это затрагивает сектор длинномерного проката. Спрос на арматуру в странах региона практически нулевой, причем к сезонному фактору здесь прибавляется и депрессия в региональной строительной отрасли. По прогнозу Moody " s Investor Service , восстановление европейского рынка конструкционной стали начнется лишь весной будущего года. Старта крупных строительных проектов в странах ЕС в ближайшее время не предвидится, многие стройки остановлены.
Европейские металлургические компании во второй половине июля попытались несколько приподнять цены на арматуру, чтобы компенсировать увеличение затрат на подорожавший металлолом, однако достигли лишь частичных успехов, и то не везде. Крайне низкие цены на арматуру наблюдаются, в частности, в Германии. Местным производителям приходится продавать эту продукцию всего по 320 евро (456 долларов) за тонну с доставкой. Арматура из Латвии и Польши предлагается в Германию по 320-325 евро за тонну DDP.
В странах юга Европы котировки несколько выше, их уровень, как правило, составляет 330-340 евро за тонну EXW. Однако, по мнению экспертов, металлургам не удастся превысить этот уровень в обозримом будущем без активизации экспортных операций. Пока Алжир, крупнейший импортер европейской арматуры, практически находится вне рынка, а цены на данную продукцию остаются в интервале 320-330 евро за тонну FOB с тяготением к нижней границе.
Как отмечают эксперты, резкое сокращение объемов европейского экспорта стали наблюдается и в секторе плоского проката. Из-за высокого курса евро по отношению к доллару продукция региональных металлургических компаний практически неконкурентоспособна на мировом рынке. Львиная доля поставок сейчас приходится на высокоспециализированный высококачественный прокат.
Спрос на листовую сталь в странах ЕС остается низким со стороны компаний реального сектора экономики, но трейдеры довольно активно восполняют запасы. Хотя многие производители анонсировали возвращение в строй доменных печей на своих заводах, объем предложения по-прежнему остается крайне ограниченным, предложения со стороны металлургов поступают на сентябрь-октябрь. Впрочем, как предупреждают аналитики, если надежды на активизацию потребительского спроса в четвертом квартале не оправдаются, дефицит на региональном рынке может очень быстро смениться избытком.
Внутренние цены на горячекатаные рулоны в европейских странах достигли 360-380 евро за тонну EXW. Холоднокатаные рулоны повышаются не так быстро, их стоимость находится в интервале 400-430 евро за тонну EXW. Большинство внешних поставщиков предлагают горячий прокат в ЕС по 540 долларов за тонну CFR и более, лишь украинская продукция котируется в интервале 500-520 долларов за тонну CFR/DAF.
Восточная Азия: новый "большой скачок" в Китае
Во второй половине июля восточноазиатский рынок плоского проката не отличался особой активностью. Спрос в большинстве стран был весьма умеренным, более-менее значительные закупки делали только вьетнамские компании, приобретая горячекатаные рулоны по 540-550 долларов за тонну CFR. Корейцы не проявляли особой активности вследствие низкой конкурентоспособности импорта по сравнению с ценами местных производителей: так, предложения о поставках китайских горячекатаных рулонов по 530-535 долларов за тонну CFR и судостроительной толстолистовой стали по 555 долларов за тонну CFR отвергались как завышенные.
Впрочем, по мнению местных аналитиков, в сентябре-октябре спрос на плоский прокат в регионе должен возрасти. В частности, японские производители судостроительного листа, согласно прогнозам аналитиков, будут пытаться вернуть цены при поставках в Корею в октябре-марте на уровень начала 2009 года — около 700 долларов за тонну FOB.
В то же время в Китае в последнее время цены резко рванули вверх. Ведущие металлургические компании анонсировали повышение августовских котировок на длинномерный и плоский прокат на 30-80 долларов за тонну. Рыночные цены на горячекатаные рулоны и арматуру подскочили почти до 4000 юаней (586 долларов) за тонну с металлобазы, а холоднокатаные рулоны и оцинкованная сталь Z 120 толщиной 1 мм превысили отметку 5000 юаней (732 доллара) за тонну.
Так как этот скачок сопровождался некоторым понижением спроса на резко подорожавший прокат и накоплением складских запасов, многие специалисты считают вполне возможным скорое падение цен. Однако металлурги со своей стороны заявляют, что увеличение стоимости их продукции имеет вынужденный характер и объясняется ростом затрат. В частности, спотовые цены на импортную железную руду подскочили до более 90 долларов за тонну CIF, прибавив более 50% по сравнению с минимальным уровнем в марте этого года. А американский металлолом поставляется в Китай по 330 долларов за тонну CFR и более.
Кроме того, китайские производители стали рассчитывают на высокий уровень спроса на внутреннем рынке. Правительственные мероприятия, направленные на стимулирование экономики и расширение спроса на продукцию металлопотребляющих отраслей внутри страны, дали нужный эффект. Например, в первом полугодии текущего года в Китае было произведено почти 6 млн. легковых автомобилей, что на 15,2% больше, чем за тот же период годичной давности. -- Укррудпром (Украина)