В кризисных условиях НКМЗ сохранил заказы и даже завершает проекты модернизации производства. Заводчане рассчитывают, что на "тихом ходу" предприятие успешно продержится до окончания кризиса.
В июне 2009 года стало известно, что Новокраматорский машиностроительный завод (НКМЗ) близок к завершению реконструкции собственного сталеплавильного производства завода и уже запустил вторую установку "ковш-печь". На предприятии сообщают, что вторая установка введена через десять лет после запуска первой и призвана повысить общее качество стали для собственных нужд. При этом НКМЗ полностью ушел от мартеновского производства, построил дуговую сталеплавильную печь емкостью 50 тонн, две автоматизированные установки "ковш-печь" и установку глубокого вакуумирования стали. Только в прошлом году в реконструкцию сталеплавильных мощностей было инвестировано 200 млн. гривен, построено 16 км газопровода высокого давления, автоматизированную газораспределительную станцию, линии электропередачи напряжением 110 кВ, систему оборотного водоснабжения, две кислородные установки, современную систему газоочистки.
Кроме того, президент НКМЗ Георгий Скударь сообщает о намерениях в ближайшие несколько лет закончить переоснащение кузнечно-прессового и литейного производств завода, в том числе — установить 230 новых станков и обрабатывающих центров до 2012 года.
НКМЗ можно назвать флагманом тяжелого машиностроения Украины — наряду с "Азовмашем", "Днепротяжмашем", "Турбоатомом". Сегодня в мире работает более ста прокатных станов, выпущенных предприятием, а актуальная доля компании в глобальной индустрии прокатных валков — 7%. За последние десять лет освоено изготовление дуговых электросталеплавильных печей, установок внепечной обработки стали, машин непрерывной разливки сортовой, блюмовой и слябовой заготовки. Не так давно завершен первый проект мини-металлургического завода для заказчиков из Казахстана.
В машиностроительном департаменте Минпромполитики говорят: предприятие — едва ли не единственное в украинской машиностроительной отрасли, продолжающее держаться на плаву. Автопром упал, судостроение и сельхозмаш работают с перебоями, представители "тяжелой" подотрасли — тот же "Азовмаш" — "соскребают по сусекам" все возможные заказы, идя на невиданные ранее уступки клиентам. На НКМЗ ситуация во многом схожа.
Планы приносят плоды
Однако есть отличие: компания пытается не просто "выживать любой ценой", а выполнять программу сохранения и даже укрепления рыночных позиций. Так, почти одновременно с известием о запуске второй установки "печь-ковш" появилась информация, что предприятие поставит в 2010 году Навоийскому горно-металлургическому комбинату (Навои, Узбекистан) новый горно-транспортный комплекс. Комплекс будет работать по так называемой циклично-поточной технологии и призван максимально механизировать, автоматизировать и тем самым ускорить доставку руд на поверхность и их погрузку в думпкары. Производительность комплекса — 3500 тонн в час, общая длина — приблизительно 1 км, высота подъема — 270 м, машинный состав — четыре агрегата индивидуального изготовления.
Другой актуальный заказ — поставка подъемных шахтных машин в адрес объединения "Беларуськалий" (Солигорск, Беларусь) для нового Краснослободского рудника, введенного в строй в мае текущего года. Белорусское предприятие — один из крупнейших мировых поставщиков калийных удобрений — уже давно закупает горную технику НКМЗ. Скударь рассчитывает, что его заводу удастся заработать и на дальнейших заказах белорусских партнеров.
Наконец, весной нынешнего года, по данным центра "Держзовнишинформ" (ДЗИ), компания договорилась с Полтавским горно-обогатительным комбинатом о поставке двух шагающих экскаваторов-драглайнов в дополнение к двум уже поставленным. А вот переговоры по валкам и оборудованию для реконструкции прокатного стана для меткомбината "Запорожсталь" вряд ли в 2009-10 годах закончатся успешно — сейчас металлопроизводители заморозили все проекты реконструкции, завершая лишь давно начатые.
Непростые перспективы
В 2009 году НКМЗ наметил даже немного нарастить (относительно минувшего года) капиталовложения в модернизацию и реконструкцию. По словам главы предприятия, в 2009 году на эти цели пойдет 410 млн. гривен (в 2008 году — 401 млн. гривен), включая средства на создание кузнечно-прессового цеха №3 с автоматизированным ковочным комплексом усилием 5000 тонн. Еще одно направление оптимизации и развития — реконструкция фасонно-литейного цеха №1, в которую предполагается в целом вложить более 40 млн. гривен. А в дополнение к имеющейся установке так называемого альфа-сет-процесса (на основе свежего песка или механически регенерированной формовочной смеси) будет закуплено еще две.
Результатом этих мер должно стать коренное качественное изменение технологии: литейщики полностью перейдут на фурановые смеси, обеспечивающие заметно лучшее качество литья. Кроме того, постепенно расширяется собственное производство металлоконструкций, для чего намечено создать новый цех площадью 18 тыс. квадратных метров. Но насколько будут выполнены все эти планы, зависит даже не от доходов завода, а от ситуации на кредитном рынке. Да и в относительно стабильном 2008 году компания собиралась вложить в развитие до 580 млн. гривен — но вложила лишь 401 млн. гривен.
В ДЗИ добавляют: отечественное тяжелое машиностроение могло бы стать катализатором общей стабилизации в промышленности и экономике. Приводят в качестве примера то, что экспорт продукции металлургического машиностроения по итогам апреля и мая этого года в целом был стабилен и оставался на уровне марта — 11-11,5 млн. долларов в месяц. И это при общем спаде машиностроительного производства в сравнении каждого месяца 2009 года с предыдущим.
В целом НКМЗ сохраняет неплохие шансы на успешное выживание в условиях кризиса. "Да, потери есть, и еще будут. Но я уверен: мы пройдем этот путь с меньшими потерями, чем многие другие заводы", — уверен Скударь. Вместе с тем, металлургическое машиностроение привязано к спросу на металлопродукцию, а рыночные прогнозы сегодня весьма туманны. -- Укррудпром (Украина)