Цены на российские и украинские заготовки пошли на спад
В конце июня на ближневосточном рынке длинномерного проката образовался дисбаланс между ценами на арматуру и заготовки. Российские и украинские экспортеры предлагали полуфабрикаты по $410-425 за т FOB (реальные сделки, по данным трейдеров, заключались по $420-430 за т CFR), в то время как турецкие производители арматуры – крупнейшие покупатели заготовок – могли получить за свою продукцию не более $475-490 за т CFR.
Такое соотношение цен, не выгодное для прокатных компаний, не могло продолжаться долго. В условиях низкого спроса на длинномерную продукцию в странах Ближнего Востока турецкие производители арматуры стали оказываться от новых закупок полуфабрикатов, в результате цены на заготовки пошли вниз. К концу первой декады июля их стоимость сократилась до около $400-410 за т CFR, причем, если использовать в качестве точки отсчета нынешний уровень цен на арматуру, полуфабрикаты должны подешеветь еще, как минимум, на $20-30 за т.
Тем не менее, с учетом нынешней рыночной ситуации дальнейшее удешевление заготовок представляется не оправданным. Их подорожание в июне объяснялось, прежде всего, нехваткой предложения, и в этом отношении ситуация не изменилась. Украинские и российские производители заготовок планируют лишь незначительное расширение объема выпуска на июль-август, причем, большинство поставщиков полностью обеспечены заказами до конца лета. Собственно, относительно высокие цены, не принятые потребителями, относились уже к сентябрьским контрактам. Достаточно значительный спрос на полуфабрикаты наблюдается в настоящее время в странах Восточной Азии.
Впрочем, у ближневосточных производителей арматуры есть резон для приостановки импорта полуфабрикатов. В последнее время признаки слабости демонстрирует региональный рынок конструкционной стали, вследствие чего специалисты не могут быть уверены в том, что в конце сентября – начале октября, когда завершится Рамадан, цены на длинномерный прокат пойдут вверх, оправдав покупку дорогостоящих заготовок.
По предварительным данным, в первом полугодии текущего года закупки арматуры странами Персидского залива сократились почти наполовину по сравнению с аналогичным периодом годичной давности. Сильнее всего этот спад выражен в ОАЭ. Если в июле-августе прошлого года непосредственно перед началом кризиса, в Эмираты поставлялось, в среднем, по 800 тыс. т арматуры в месяц, то в те же месяцы текущего года объем поставок оценивается в 200 тыс. т в месяц. Причем, для Дубая падение еще более разительное: от около 450 тыс. т в месяц в прошлом году до 70-80 тыс. т в текущем.
Очень высокий спрос на арматуру в этом году демонстрирует Египет. Однако за первое полугодие турецкие компании отправили в эту страну почти 2 млн. т данной продукции, тогда как прошлогодние поставки за этот период не достигали и 20 тыс. т. Благодаря Египту турецкий экспорт арматуры в январе-июне уменьшился всего на 1,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 5,44 млн. т. В июне и июле компания EZDK, крупнейший египетский производитель арматуры, снижала отпускные цены, и аналитики полагают, что основной причиной сокращения котировок являются избыточные складские запасы. Спрос на арматуру со стороны Египта в последние два месяца относительно невысокий.
Впрочем, большинство потребителей конструкционной стали в странах Ближнего Востока еще не заключали контрактов на сентябрь-октябрь, так что расширение спроса, причиной которого станут эти закупки, еще впереди. При этом, крупнейшим импортером арматуры осенью этого года, судя по всему, снова станет Египет. Правительство этой страны выделило более $1,4 млрд. на реализацию проектов по совершенствованию инфраструктуры в 2009/2010 финансовом году. В частности, в начале июля был обнародован план строительства железнодорожной линии длиной 310 км и стоимостью около $500 млн., призванной связать транспортные сети Египта и Судана. Кроме того, в стране реализуется несколько крупных проектов с частными инвестициями – например, строительство нефтеперерабатывающего завода Kafr al-Shaikh или контейнерного терминала в Порт-Саиде. Не сбавляет темпов и жилищное строительство, ставшее главным потребителем арматуры в первом полугодии.
В связи с этим представляется, что слабость ближневосточного рынка арматуры имеет временный характер. По-видимому, еще до начала Рамадана (21 августа) местные потребители вернутся на рынок с заказами на конец сентября и октябрь. Тогда, очевидно, цены пойдут вверх, а поставщики заготовок смогут вернуться на прежние рубежи. -- Русмет