Лев Полянский: "Кризис заставил нас работать больше, чтобы удержать прежние объемы реализации". "Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU)". 7 июля 2009
13.07.2009 - 12:43
Для металлопроизводителей и, соответственно, металлотрейдеров обвал экономики осенью прошлого года был наиболее ощутим из-за резкого снижения спроса и, как следствие, цен на металл. Многие региональные поставщики металлопродукции оказались если и не на грани разорения, то в очень тяжелой финансовой ситуации. Впрочем, руководитель воронежской группы компаний "Протэк" Лев Полянский утверждает, что его бизнес устоял и даже извлек из этого кризиса пользу.
- Насколько для группы компаний "Протэк" была успешна первая половина прошлого года, и насколько изменились объемы продаж во второй половине года в сравнении с докризисным периодом?
- Первая половина прошлого года превзошла наши ожидания по росту объемов реализации. Мы вложили больше инвестиций в развитие компании, чем планировали. И получили двукратный рост всех экономических показателей. Этому способствовали и конъюнктура на строительном рынке, и те ранние капиталовложения, которые мы сделали в позапрошлом и предыдущих годах.
В прошлом году мы расширили филиальную сеть – приобрели площадку в Белгороде и реконструировали ее. Существенно обновили парк спецтехники для своего строительного актива – ОАО "Спецстроймеханизация" и его дочерней компании СУМ-31. Приобрели современное оборудование для металлосервисного подразделения. Достаточно сил и средств было вложено в создание логистического центра компании в Воронеже на ул. Электросигнальной. Это большой производственно-складской комплекс общей площадью помещений около 20 000 м2, на котором сконцентрирована значительная часть продукции. В разных частях города у нас есть хорошо оборудованные площадки, на которых клиент может приобрести все необходимое для строительства.
Во второй половине прошлого года мы не свернули свои планы по развитию компании. Но эти планы были существенно скорректированы.
Мы прекратили развитие сети. Закрыли филиалы в тех городах, где у нас не было собственных производственно-складских комплексов – в Липецке, Орле, Тамбове, Курске. В настоящее время мы не планируем открывать дополнительные филиалы.
Сейчас в принципе изменилась стратегия компании. Мы будем развиваться как региональный распределительный центр, работающий со своих складских комплексов в городе Воронеже. В сложившейся ситуации мы не считаем необходимым размещать товарные остатки в других близлежащих городах. Там есть специализированные компании, которые могут приобретать продукцию у нас. И уже в своем регионе реализовывать ее конечным потребителям.
Что касается оборотов компании, то с наступлением кризиса и до настоящего времени у нас падения как такового не произошло.
Определенные потери у нас есть. Но они заключаются в том, что мы всегда закладывали в планы двукратный рост экономических показателей. А в нынешнем году у нас этого роста нет.
- Каким образом удалось сохранить объемы продаж?
- Основные обороты у нас идут от торговли металлопрокатом. Учитывая, что в прошлом году падение цен на эту продукцию составило почти 50%, для того, чтобы не потерять объем реализации мы увеличили физическую отгрузку на 65%. Естественно пришлось снизить торговую наценку, выросли затраты, связанные с поставками металла. Но, тем не менее, нам удалось удержать объем продажи и, вместе с тем, существенно увеличить долю на региональном рынке. Сейчас мы ее оцениваем в 25%, тогда как до кризиса она составляла около 10%. Наши складские комплексы работают в две смены. И, скорее всего, мы перейдем на работу в три смены – круглосуточный режим.
Помогает и то, что у нас высоко диверсифицированный бизнес. Клиенты ГК "ПРОТЭК" могут приобрести все товары, необходимые для строительства и ремонта металлопрокат, трубы, метизы, химическую и лакокрасочную продукцию, строительные и отделочные материалы. В этом плюс, потому что падение в разных сегментах товаров наступает в разное время. Когда дешевеет металл, дорожает химия или еще что-нибудь.
На каждой нашей площадке клиент может приобрести более 25 тыс. наименований продукции. Причем, приобретая товар, клиент может заказать переработку, резку в размер, доставку. Мы производим весь спектр земляных строительно-монтажных работ, предоставляем в аренду спецтехнику, автотранспорт и грузоподъемные механизмы. Диверсификация идет и по направлениям деятельности, и по характеру продаж. Мы обслуживаем и крупные строительные, промышленные, торговые предприятия, и розничных клиентов. На всех оптовых базах работают магазины розничной торговли, в которых также представлена вся продукция.
Наши отпускные цены зачастую такие же, как у производителя. А бывает, что даже ниже. Мы имеем долгосрочные договора со многими поставщиками и оплачиваем продукцию еще до того, как производитель сформировал план производства. И, естественно, имеем фору в цене.
Помимо прочего, у нас нет долгосрочных кредитов. Мы всегда развивались на собственные средства. Это одна из причин, почему устояли в кризис. Те ресурсы, которые у нас есть – это краткосрочные ресурсы Сбербанка. Мы ими пользуемся для пополнения оборотных средств. Объем этих ресурсов рассчитывается и нашим финансовым управлением, и специалистами Сбербанка. То есть он очень хорошо сбалансирован. Как только ситуация в нашей отрасли ухудшается, мы тут же снижаем объем кредитных ресурсов. Помогают стабильные отношения с банком. Когда у 70% металлотрейдеров инвесторы начали требовать деньги обратно, причем, довольно быстро, в жесткой форме, этим компаниям пришлось тяжело. Те же компании, которые стабильно работают со Сбербанком, очень спокойно прошли первую волну кризиса. Отношения никак не изменились. С нашей стороны никогда не было просрочек. Мы жестко соблюдаем финансовую дисциплину.
- А складских запасов хватает, чтобы обеспечивать увеличение физических объемов продаж? Ведь со снижением цен на металл металлотрейдеры стараются свести свои складские запасы к минимуму, чтобы не потерять в цене.
- Действительно, когда цена на металлопродукцию падает, тогда необходимо снижать объемы складских запасов. Когда цена на продукцию повышается, объемы запасов надо увеличивать. Сейчас рынок находится в так называемом боковом тренде. То есть идут колебания цен – они то растут, то падают. И в этой ситуации абсолютное большинство металлотрейдеров снизили свои складские остатки до минимума. Потому что потери на этих ценовых качелях могут оказаться больше, чем эффект от возможного подорожания продукции на складах.
Мы пошли другим путем, увеличив запасы в два с половиной раза. И сделали это не потому, что ожидали спекулятивных доходов или роста спроса. А потому, что понимали: общие объемы складских запасов в регионе находятся на очень низком уровне. И потребности клиентов таким объемом не могут быть качественно удовлетворены.
Поэтому на базе складского комплекса на ул. Электросигнальной мы создали распределительный терминал, с которого и наши складские комплексы, и любая другая компания могут эту продукцию оперативно приобретать и в нужном ассортименте поставлять своим клиентам. Ведь многим поставщикам не нужно покупать на заводе крупными партиями. Они могут приобрести эту продукцию у нас на коротком плече. Мы предоставляем очень хорошие цены, выгодные условия оплаты. И таким образом все выигрывают.
Общее количество наших клиентов значительно увеличилось. В тоннах объемы отгрузки металлопродукции выросли на 67% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. При том, что в среднем падение по отрасли составляет порядка 50%. То есть потребление в России снизилось с 35 млн. тонн до 18-21 млн. тонн.
- А почему ваши конкуренты до сих пор не идут по вашему пути и не увеличивают складские запасы?
- Почему? Идут. Металлотрейдеры начали увеличивать остатки. Нам просто раньше многих коллег по рынку показалось, что это было правильным. Хотя если разбираться, у нас тоже были потери. И потери значительные – от того, что продукция, лежащая на складах, дешевела. Но, тем не менее, обеспечить рынок металлопродукцией мы смогли. И первое полугодие 2009 год закончили с небольшой, но прибылью.
То, что наши партнеры по рынку сейчас увеличивают свои остатки и продажи – хорошо. Это создает платежеспособный спрос и является его индикатором . Мы не стремимся монополизировать рынок. Мы имеем свою нишу и просто работаем эффективно. И готовы так же сотрудничать с другими компаниями – покупать у них продукцию, как они приобретают у нас. В этом сотрудничестве мы и видим будущее эффективно работающего рынка, но не в монополизации, не в демпинге и агрессивных действиях. Только во взаимодействии, приводящей к совместной прибыли.
- Выходит, из кризиса вы даже сумели извлечь пользу? Может, вы и сотрудникам зарплаты повысили?
- Из любой ситуации надо стремиться извлечь пользу. Мы стали больше работать. Хотя зарабатываем меньше. В этом ничего ужасного нет. Не всегда же в экономике сплошной рост. Существует цикличность.
Что касается персонала, мы не сокращали сотрудников и не снижали зарплату. Доходы специалистов коммерческих подразделенияй завязаны на экономические показатели, и там, где эти показатели показывают отрицательную динамику, зарплата снижается, положительную - повышается. Зато у нас произошла ротация кадров на складских площадках. Мы существенно обновили персонал, набрав более квалифицированных рабочих. Ведь рынок рабочей силы тоже трансформировался с кризисом. Если раньше к нам стропальщики приходили устраиваться на работу уже под шафе, то сейчас мы смогли заменить весь подобный контингент.
- Видимо, претерпела изменения и ваша политика в отношении клиентов? Большие отсрочки по платежам предоставляете?
- Наша политика с клиентами стала более гибкая. Мы стараемся им помогать и поддерживать, чтобы они максимально мягко прошли этот период.
Мы предоставляем товарные кредиты своим постоянным клиентам. Со значительной частью клиентов у нас долгие отношения. И мы знаем и чувствуем рынок, положение компании на рынке. Большие отсрочки предоставляем компаниям, которые имеют репутацию надежных финансовых партнеров. Стандартная отсрочка – от пяти дней. У нас практически не возникает ситуаций, когда приходится взыскивать пеню или, тем более, обращаться в суд за взысканием долгов.
- Сейчас ведь, говорят, рынок наконец начал расти…
- Мы фиксируем определенную положительную динамику. Но я бы не сказал, что рынок растет в долгосрочной перспективе. Скорее всего, это сезонный всплеск. Никаких объективных предпосылок для долгосрочного роста нет. Строительный рынок в тяжелом состоянии. Промышленный – тоже. Инвестпроекты многие свернуты.
- По Вашему мнению, есть ли у воронежского рынка специфика, и какова она?
- До конца прошлого года воронежский региональный рынок был достаточно сильно заторможен. В других регионах быстрее шли инвестиции, они были более значительные. Та же Белгородская, Липецкая области – там рост рынка был значительно более бурный, яркий.
Сейчас ситуация начинает меняться. Даже если судить по тому сегменту, в котором работает группа компаний "Протэк". Дела у металлоторговых компаний, расположенных в Воронеже, идут немного лучше, чем у компаний из многих других регионов. Что косвенно свидетельствует о том, что состояние воронежского рынка улучшается.
- Какие из инвестиционных проектов группы компаний "Протэк", отложенные до лучших времен, были наиболее перспективными?
- Мы говорим об инвестиционных проектах, готовность которых составляет 90%. Это имеющиеся производственно-складские мощности в Воронеже, Белгороде, Лисках, Россоши. Там и сейчас мы ведем работы по реконструкции, устанавливаем дополнительное оборудование – перерабатывающее и складское. По таким проектам мы инвестируем в прежнем объеме. Строительство филиальной сети, логистических центров отложено. Планировали мы развивать и направление по бурению свай. С этим тоже придется подождать.
Будем ли мы говорить об этих или других проектах, когда экономическая ситуация изменится, не могу сказать. Вполне возможно, что тогда будут уже другие проекты.
- Какие задачи ставите на нынешний год?
- Мы поставили на этот год одну задачу – не получить снижения объемов реализации и производства. Для этого, учитывая падение цен на тех рынках, где мы работаем, нам пришлось сделать все возможное, чтобы существенно увеличить физические объемы.
Я надеюсь, что в следующем году мировая экономика начнет потихоньку выбираться из кризиса. Другой вопрос – до какой степени мы упадем. И будет ли вообще это падение. Это не известно. Но мы надеемся, что это будет удар, после которого мы сможем оправиться. "Протэк" существует на рынке 17 лет. Мы прошли и дефолт, и другие кризисные моменты в жизни нашей страны. И выработали иммунитет к подобного рода катаклизмам.
Вот и нынешний кризис пройдет. Зато выход из него будет наверняка долгим и приятным.
Подготовила Татьяна Карабут
Справка. ГК "Протэк" основана в 1992 году. В группу входят: ООО Торговый дом "ПРОТЭК", ОАО "Спецстроймеханизация", ООО СУМ-31, ООО "Стройкомплект", ООО ТК "Металлоснабжение" и др.
Предприятия ГК "Протэк" обеспечивают потребности более 25 тыс. клиентов в прокате черных и цветных металлов, трубах, метизах, химической и лакокрасочной продукции, строительных и отделочных материалов, материалов для производства рекламы, оказывает транспортные услуги, производят и монтируют стальные конструкции, выполняют все виды земляных строительно-монтажных работ, изготавливают и размещают наружную рекламу, внедряют корпоративные информационные и телекоммуникационные системы. -- Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU)